Святоградец 2.

топ 100 блогов ortheos23.10.2023

Примечательно, что «первый», «второй» и «третий» не настоящие названия гласов, но поскольку гласы располагаются в чине, по степеням, первый глас называется первым, потому что идет первым. Второй глас называется вторым потому что последует за первым и так далее. Как если бы я сказал «первый и второй сын и так далее» - это не настоящие имена их, но только чин их .



Поэтому русская традиция считать четвертый косвенный глас пятым ничуть не хуже а в некотором отношении даже последовательнее, чем византийская считать их четверицами.

Настоящие названия восьми гласов следующие:
первый глас ипо-дорийский,
второй ипо-фригийский,
третий ипо-лидийский,
четвертый дорийский ,
первый косвенный (пятый) – фригийский,
второй косвенный  (шестой) – лидийский,
тяжелый глас (седьмой) – миксолидийский и
четвертый косвенный (восьмой) называется ипомиксолидийский.


Вот здесь придется остановиться надолго.
В качестве названий гласов Святоградец дает название ладов классической античной музыки.
Если мы помним, Гапасакалян тоже утверждал, что каждый глас связан со своим ладом, что невозможно было признать правильным, поскольку самих ладов Гапасакалян считал семь.
Поэтому стоит сделать исправление - Гапасакалян прав в первом и неправ во втором. Его ошибка может быть в том, что он считал не церковные лады, а натуральные см . https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D1%8B


Однако, здесь необходимо сделать очень важное отступление.
Я не знаю, много ли будет читателей этого разбора, однако предположу, что с музыкальным образованием будет не очень много.
А те, которые имеют музыкальное образование , понятие лада и вообще базовую теорию тональностей  как правило изучали весьма с практической точки зрения - проще говоря из ладов знают только "мажор" и "минор" , а звуковые тоны представляют как клавиши на пианино.

Поэтому уже здесь все эти ипомиксолидийские лады даже для имеющих музыкальное образование - как китайская грамота.

Отсылать за подробностями к википедии и ресурсам интернета - еще хуже, поскольку там есть маленькая особенность, которая все выворачивает с ног на голову и превращает все в неудобочитаемую и даже неудобопонимаемую кашу.

Википедия и ученые музыкальные ресурсы пишут люди проштампованные не только октавным делением звукоряда, но и темперированным.
Иначе они ноты и не представляют.
Чтобы понять, в чем тут дело - октавное деление звукоряда это западно-европейская католическая фишка раннего возрождения, а темперированный звукоряд - вообще лично Иоганн Себастьян Бах чуть не в одно лицо темперировал, но очень удачно (в кавычках тоже) - а это середина XVIII века.

Иными словами, указанные ресурсы говорят очень много глупостей и непонятностей , поскольку считают, что у древнегреческих слов похожих на английские слова современные английские значения.

Поэтому чтобы и ввести читателя в курс дела, и самому собрать мысли в кучу, необходимо начать с самой базы.

Итак возьмем закрепленную с двух сторон натянутую струну.
Святоградец 2.
Если ее дернуть пальцем или какой-нибудь пластинкой, она издаст звук.
Чем тоньше звук, тем он выше, чем грубее и басовитее, тем ниже.
Поэтому говорят о высоте звука, которая называется тоном.

Если струна будет толще - звук будет ниже, басовитее, если тоньше- наоборот.
И если струну сильнее натянуть - звук тоже будет выше.

Но мы это затрагивать не будем - будем считать, что струна натянута с некоторой силой и дает некоторую исходную высоту тона, начало отсчета.

Если зажать струну в каком-то месте, то ее звук изменится - станет выше.

В зависимости от места , в котором зажимать струну, получаются разные тоны, разные ноты.

Мне скажут - "ну , чувак, ну это все знают, натуральный звукоряд , образованный гармоническим рядом , делящим струну
1/2, 1/3, 1/4, 1/5, 1/6, 1/7, 1/8 ...

Вот статья в Вики давно все растолковала для таких как ты дебилов. "

Статья эта ничего не может растолковать по той простой причине, что сама безнадежно запуталась в вопросе и не знает о чем говорит.

Думаю, никто не будет спорить, что если зажать струну посредине, то частота биения струны будет в два раза выше. И что это звук, который ровно на октаву выше исходного тона.

Точно так же совершенно нелепо спорить с тем, что в "натуральном звукоряде" 1/4 и 1/8 - это следующие октавы, вторая и третья.
Получается , что в натуральном звукоряде четыре звука  , отстоящие друг от друга на октаву и только три - каких-то иных?

То есть в первой октаве вообще нет никаких нот , кроме тоники ? Во второй только одна? в третьей только три?

Глупость эта очевидна даже авторам статьи на википедии, поэтому начинается неудобовразумительная болтовня о каких-то гармониках.

Действительное положение вещей состоит в том, что натуральный звукоряд образован из следующих долей.

8/8 (1)      7/8    6/7     5/6      4/5   3/4   2/3   5/8  3/5    4/7    первая октава
4/8  ( 1/2)    3/7   2/5  3/8   2/6 (1/3)    вторая октава
2/8 (1/4)   1/5  1/6 1/7   третья октава
1/8                                         

Легко заметить, что здесь все совсем не так красиво с точки зрения математики - нет никакого гармонического ряда, причем это "нет" необъяснимо.

Легко заметить  в  первой октаве закономерность
1-1/8    1-1/7   1-1/6    1-1/5  1-1/4     1-1/3

но затем появляются неожиданно 1-3/8   1-2/5  1-3/7  которые вообще ни в дугу. Логика их присутствия очевидна - это доли , большие чем 1/2 , но их последовательность ломает всю пифагорову красоту и стройность.

Если мы сопоставим натуральному звукоряду в первой октаве классические западные названия нот то получим

8/8 (1)      7/8    6/7     5/6      4/5   3/4   2/3   5/8  3/5    4/7
до             ре     ми     фа      соль  ля  си                 

1/2
до

то есть для этих совершенно выбивающиеся из колеи три гармонических тонов нет названия нот, хотя они существуют .

Можно просто закрыть глаза на их существование , но тут теория музыки услужливо подсказывает, что в классической западно европейской гамме не семь, а восемь разных нот:

A H B C D E F G

Я не опечатался . Η действительно стоит между A и В
Причем B - это не чистый тон, а "хроматический" - си бемоль.
А чистый тон - это Η (си)

Откуда и что за хрень тут творится?

А творятся тут те самые три убивающие ко всем чертям пифагора 5/8  3/5    4/7  , которые и обозначаются буквой H - все втроем.

 А дальше мы видим  что   в высших октавах  вообще не хватает звуков из рядов - поэтому приходится удваивать  частоты предыдущих  и идти дальше -    начинают применяться 1/14 ,1/16 (с выпаданием нечетных членов 1/11 , 1/13, 1/15 и т.д.)

Но это только начало мрака.

Поскольку классический античный звукоряд строится не на октавах, а на тетрахордах, т.е. делится не на  1/2  а на 1/6

8/8 (1)      7/8    6/7     5/6        первый тетрахорд

  5/6        4/5   3/4         2/3    второй тетрахорд

 2/3       2/4   2/5       2/6        третий  тетрахорд

 1/3       1/4    1/5  1/6         четвертый  тетрахорд
           
 Логика понятна, непонятно куда пропали    5/8  3/5    4/7   и обратные им  3/7 3/8

Они никуда не пропали, они задействуются в разных ладах.

Теперь разберемся, что такое темперированный звукоряд и нетемперированный звукоряд.

Если мы преобразуем доли в десятичные дроби   то мы получим для тетрахордов

1               0,875       0,857       0,8333
0,833         0,8          0,75        0,6667
0,66667      0,5         0,4         0,3333
0,3333       0,25       0,2          0,1667

Это доли отделенных отжатием части струны, которые пропорциональны частотам биения.

Но если мы посмотрим на разницу (интервалы) между тонами тетрахордов , то мы получим такую картину:

0,125   0,018  0,0237
0,033    0,05    0,0833
0,1567   0,1    0,0667
0,0833  0,05,  0,033

Очевидно, что в каждом тетрахорде интервалы меджу соседними тонами РАЗНЫЕ.

Это нетемперированный звукоряд.

У него очень любопытные свойства: у него НЕТ тональностей, зато огромное количество ладов (о них позже) . И очень сложно на нем создавать полифонию - т.е. многоголосие. Если одну и ту же мелодию попытаться сыграть с разных нот (выше или ниже) то получится РАЗНАЯ мелодия (потому что меняется лад) . Сложно - не значит. что невозможно, но чем больше расстояние между голосами, тем сложнее их приводить в гармонию при одновременном звучании.

Поэтому в середине XVIII века для того, чтобы можно было составлять симфонии из множества инструментов , самого широкого диапазона, было проведено темперирование звукоряда - иначе говоря, все интервалы были подогнаны под один размер таким образом, чтобы в одну октаву включалось 12 полутонов (минимальных интервалов)

В результате одну и ту же мелодию стало возможным играть с любой ноты - менялась тональность, не менялся лад.
По той простой причине, что лады вообще исчезли и остался только маниакально-депрессивный психоз  мажорно-минорная разновидность тональностей то есть всякие До миноры и ля-диез мажоры.

В этом бы не было ничего плохого, если бы этот звукоряд не вытеснил церковный звукоряд и не  проштамповал намертво мозги певцов так, что они уже не в состоянии петь не в темперированном звукоряде.

Современная нотация - это темперированный звукоряд. Поэтому представлять ею древнегреческую или византийскую или знаменную- это вносить очень серьезные искажения , а уж изображать ею лады, да еще в октавном делении ,а не в тетрахордах - это вообще уже совершенно сознательно вводить в заблуждение.

(Здесь стоит сделать важное замечание - и в греческом византийском звукоряде и в знаменном распеве интервалы между тонами в тетрахордах-согласиях иные - не соответствуют приведенной мной чистой математической схеме - поэтому она здесь только для самых основных понятий.

Кроме того существует вопрос, на который у меня пока нет ответа - возможно надо копаться в Птолемеевых "гармониках" - но это  уже совсем дебри - после образования первого тетрахорда второй образуется с учетом этого образования или без учета?

Что я имею в виду:

Святоградец 2.

Если первый тетрахорд берется в интервале AB , то  тетрахорд BC считается как 1/6 от AD или BD?

Эти замечания сделаны для того, чтобы признаться, что несмотря на мою критику статей по теории музыки у меня у самого нет даже близкого к действительности  представления об основах )


Теперь нужно сказать о ладах - хотя бы самые общие представления, что это такое.
Если сказать грубо и технически - это тональности в церковном нетемперированном звукоряде.

Если же смотреть более глубоко и даже мистически (а это очень понадобится совсем скоро) , это царское правление. Представим себе общество, в котором 16 людей. И эти люди соглашаются чтобы один из них был царем над ними. Очевидно, что он будет организовывать всех остальных по своим отношениям к ним - из них кто-то будет ближе ему, кто-то дальше. У него будут свои вкусы и свои законы.  Тоны звукоряда - это люди, а царь - это один из этих тонов, который выбирается основой лада, и вокруг него организуются, со-чиняются, приводятся в особый порядок остальные тоны.

Из самой структуры этого звукоряда (зеркального отражения интервалов относительно 1/2) очевидно, что существует  два вида ладов - прямые и обратные зеркальные (вторые называются ипо-  ,"под"-), каковая зеркальность выражается в последовательности размеров интервалов между тонами.


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Из дневной почты: "Уважаемый дедулька, прошу сделать достойным гласности текст по Владимирской митрополии. Уже много месяцев самое ближайшее окружение и помощнички митрополита молитвенно отправляют своего шефа на пенсию по выслуге лет. Епархиальное управление с прошлого года живет ...
В Гоа наступает вечер и Солнце скользким оранжевым блином стремительно вкатывается в воды Аравийского моря. Закаты в Гоа-это особенное удовольствие, их можно созерцать вечно! Жары уже нет, теперь самое время поужинать в лучах закатного солнца, дождаться темноты, а потом ещё немного ...
Бегать я начала не с понедельника (начало новой жизни), а в четверг, когда ко мне приехала новая головная повязка! Скажу больше, я вообще не хотела начинать бегать, я хотела домой элипс и вела переговоры о покупке. Элипс я все ещё не купила. А головная повязка, все продолжает радовать, ...
Едва ли, еще лет пять назад, я бы смог поверить в то что будут времена, когда я не просто буду общаться с деятелями РПЦ, но даже снимать квартиру у попа. Видимо такое удивление связано с тем, что рос я в сугубо атеистическом окружении и до определенного времени вообще не встречал на своем ...
Интервенции приостановлены, пока не сгнили 3 млн тонн зерна В феврале правительство не будет проводить закупочные интервенции на зерновом рынке. Решение было принято после того, как Счетная палата РФ обвинила Минсельхоз России в ...