«Кобры» и «Шерманы»: помог ли СССР американский ленд-лиз?
mil_history — 12.08.2019Сегодня, когда некоторые западные державы считают возможным не
приглашать президента Российской Федерации на годовщину
празднования высадки войск в Нормандии, вновь возникает вопрос о
размере вклада каждого участника антигитлеровской коалиции в
разгром Третьего рейха. Принято указывать на знаменитый ленд-лиз,
который поддерживал Советский союз во время Великой Отечественной
войны.
После подписания Московского протокола 1 октября 1941 года в
СССР начали поступать из-за рубежа танки, самолеты, орудия,
автомобили, взрывчатые вещества, продукты питания и многое другое.
Американские «Студебеккеры» и тушенка уже давно вошли в легенду.
Параллельно, к слову, шел и «обратный ленд-лиз»: союзники все годы
войны получали советскую марганцевую и хромовую руду, платину,
золото и древесину.
Кремль пытался максимально компенсировать слабые стороны
отечественной промышленности, по которой война нанесла тяжелый
удар. Например, объемы поставок иностранных армейских автомобилей в
полтора раза превысили количество произведенных своими силами. То
же самое можно сказать и про подвижной железнодорожный состав.
Большую роль сыграли импортные взрывчатые вещества. То есть,
недооценивать вклад ленд-лиза в построение мобилизационной военной
экономики и
победы на полях сражений не стоит.
Однако поставляемое из США и Великобритании вооружение
оценивалось красноармейцами по-разному. Что-то в наших реалиях
показало себя хорошо, а что-то не очень. Например, наибольших
успехов в воздушных боях с нацистами знаменитые советские асы
Александр Покрышкин и Григорий Речкалов добились именно на
американском истребителе Р-39 «Кобра» («Аэрокобра»). Эти самолеты и
их продолжение Р-63 («Королевская кобра») имели высокую скорость и
хорошее вооружение, однако после отстрела всех боеприпасов в них
нарушалась центровка, и они могли свалиться в штопор. СССР получил
по ленд-лизу 4423 Р-39 «Кобра» и 2397 Р-63 из США.
А вот британские «Харрикейны» не впечатлили советское
руководство. По воспоминаниям окружения, И.В. Сталин
пожаловался:
Их «харрикейны» дрянь, наши лётчики не любят эти
самолёты.
Самолеты уступали немецким по скорости, аэродинамике и
вооруженности. Лондон «спихнул» в Советский союз 3082 такие машины.
Тем не менее, в начале войны и британским истребителям нашлось
применение на фронте. Более современные «Спитфайры» поставлялись
неохотно и в ограниченных количествах.
Что до танков, то здесь все выглядело куда менее однозначно.
Легкие и средние британские танки «Валентайн» и «Матильда» были
плохо приспособлены к нашим условиям и противостоянию немецким
войскам, потому несли большие потери. Высокие, громоздкие и
недостаточно защищенные танки М3 «Генерал Ли» из США советские
танкисты с горечью окрестили «братской могилой». Таковых нам
передали почти тысячу. Американские «Шерманы» выглядели на их фоне
несравненно лучше, их нам поставили свыше 3600 штук. Британские
«Черчилли» были даже более впечатляющими по характеристикам, но
англичане пожадничали, отдав всего три сотни.
Таким образом, вклад союзников в победу над Третьим рейхом отрицать нельзя, нельзя преувеличивать, нельзя и преуменьшать. Историки по-разному оценивают программу ленд-лиза. Справедливо было бы сказать, что СССР мог обойтись без этих поставок и в итоге победить нацистскую Германию, но цена такой победы была бы выше той, что пришлось заплатить.
Давайте дружить https://narodreporter.livejournal.com/3098.html
|
</> |