рейтинг блогов

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

топ 100 блогов nord_ursus27.08.2019 Теги: Лавров На просторах Ленинградской области одной из основополагающих для её географии сущностей является огромное Ладожское озеро. Значение его настолько велико, что даже в очертаниях области часть границы попросту повторяет берег Ладоги. И это уже не говоря о её роли в формировании природы и климата, а также истории этого региона. И конечно же, на берегах Ладоги сформировалась своя, довольно особенная среда, и, как мне показалось во время поездки в приладожские сёла Кобона и Лаврово в ста километрах к востоку от Петербурга в один из дней в конце июля этого года, там своего рода затерянный мир — довольно самобытный даже на фоне нашего региона. Итак, поехали.

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

В Южное Приладожье я съездил вместе с Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов kirillfedorov4 из подмосковного Жуковского. Первым делом мы поехали в село Кобона. Транспортная доступность Кобоны, по меркам Ленинградской области, не очень хорошая. Два раза в день туда ходит автобус из районного города Кировска, а вот прямой автобус из Питера ходит только три раза в неделю, причём утренний рейс только по субботам и только летом, и он отправляется в 7-40 утра от метро "Улица Дыбенко" на юго-восточной окраине, да ещё и оказался битком набитым, из-за чего два часа пришлось ехать стоя. Где-то за полчаса до Кобоны автобус сворачивает с федеральной трассы "Кола" и петляет по довольно живописным деревням. Пассажиров становится меньше, но большинство всё-таки едет до конца.

2. Ну вот и Кобона. С первых же минут село показалось довольно симпатичным и при этом неожиданно оживлённым. Хоть и постоянного населения в Кобоне формально меньше ста человек, но тут много петербургских дачников, и большинство пассажиров автобуса, вероятно, было именно из них.

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

Отсюда рукой подать до Ладожского озера. Его юго-западное побережье описывает полукруг, создающий два "мешка" — мелководные Волховскую губу, куда впадает река Волхов, и бухту Петрокрепость (название в честь крепости Орешек), откуда вытекает Нева. По этому полукругу веером расположены старые рыбацкие деревни, и в их числе и Кобона, обращённая к бухте Петрокрепость. Однако помимо Ладоги, тут есть и каналы. Само собой, Ладога — это старинный водный путь. Через огромное озеро издревле ходили суда из Волхова и Свири в Неву, и оттуда в Балтийское море. Но Ладога бывает неспокойной, и в её штормах разбивалось и теряло грузы множество кораблей, из-за чего в начале XVIII века Пётр I приказал прорыть канал от устья Волхова до истока Невы (то есть между городами Новая Ладога и Шлиссельбург), чтобы суда могли обходить Ладогу, уже не опасаясь её сурового нрава, — сделано это было в комплексе со строительством Вышневолоцкой водной системы. Руководил строительством канала граф Бурхард Миних, который потом окажется в немилости у Елизаветы Петровны. Судоходство по каналу открылось в 1730 году, уже после смерти Петра I. Спустя полтора столетия, сооружения канала технически устарели, и в середине XIX века назрело решение вместо его реконструкции построить новый канал. Его прорыли чуть ближе к Ладоге, и он стал называться Новоладожским (тогда как петровский — Староладожским). В результате строительства каналов Кобона, Лаврово и ещё несколько местных деревень, а также город Новая Ладога, расположены на нескольких искусственных островах. В Ладогу впадает речка Кобона, а её пересекает два канала. Поэтому планировка села завязана на водные пути, которые создают здесь примерно такую фигуру: —|—|—

Обратите отдельное внимание на названия улиц.

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

3. Вот и Староладожский канал, который заметен сразу же при въезде в село. Он давно несудоходен и крайне запущен, а ближе к Лаврово зарос так, что вообще больше похож на болото. Однако ведь красиво всё-таки.

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

4. Однако на лодках по нему передвигаются очень даже. Что тоже сразу бросилось в глаза в Кобоне — непривычно активное для наших краёв движение лодок: и вёсельных, и моторных.

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

Кобоне больше пятисот лет. Впервые она упоминается в 1500 году в Писцовой книге Водской пятины Новгородской земли. В прошлом, вплоть до середины XX века, её название нередко записывалось как Кабона. Это было рыбацкое село, которое особенно поднялось именно за счёт ладожских каналов.

5.

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

Но наиболее известна Кобона благодаря событиям Великой Отечественной войны. Во время блокады Ленинграда именно тут Дорога Жизни выходила с Ладоги на сушу, а отсюда шла к железнодорожной станции Войбокало. Здесь был построен временный порт, а в феврале 1942 года Кобону и Войбокало связала временная железнодорожная ветка, рельсы которой после прорыва блокады перенесли на Дорогу Победы. Сложный этап прохода по Ладожскому озеру между осаждённым городом и Большой землёй здесь, в зависимости от направления, либо оставался позади, либо, наоборот, начинался. В Кобоне кипела работа, здесь действовал и эвакуационный пункт. Словом, можно представить, сколько человеческих судеб и горя переплелось тогда в этом небольшом селе.

6. Сейчас в Кобоне есть музей Дороги Жизни, и мы первым делом в него и пошли. Это деревянное здание — реплика старой школы, которая стояла тут же. Музей изначально размещался в ней, но, к сожалению, сгорел в 2010 году (но хотя бы людей там во время пожара не было). В 2015 году его отстроили заново.

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

7. У музея стоит бюст советского поэта Александра Прокофьева, который родился в Кобоне.

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

8. Музей небольшой, но достаточно интересный. Большинство экспонатов вполне типичны для музеев военно-исторической тематики.

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

9. Но конечно, с акцентом не на фронтовую тему, а на блокаду и, особенно, на Дорогу Жизни.

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

10. Кроме того, часть экспозиции посвящена истории самого села и вообще Южного Приладожья. Так что это по совместительству и небольшой краеведческий музей.

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

В экспозиции школьного класса довелось попробовать писать перьями. А из посетителей кроме нас там, внезапно, была семья якутов (причём я как-то сразу определил их этническую принадлежность, хоть и в Якутии не был). Жаль, не спросил, какими судьбами они там оказались.

11. Теперь пройдём по селу. Через реку Кобону ведёт мост с гранитными опорами, в которых сразу угадывается старина. Сейчас это просто мост, а изначально тут был водоспуск петровского Староладожского канала: небольшая плотина поднимала уровень воды в реке, через неё наполняя водой канал в обе стороны.

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

12. Рядом сохранились остатки деревянных укреплений берега:

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

13. И даже створный знак на берегу до сих пор стоит:

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

14. А ближе к устью реки несколько лет назад сделали небольшой памятный комплекс, посвящённый Дороге Жизни. Как понимаю, арку воссоздали по архивным фотографиям.

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

15. Так же, как столб возле неё:

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

16. Рядом — вот такие стенды. Лица, множество лиц...

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

17. "Рогатка":

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

18. Но главный памятник — это "полуторка". Легендарный грузовик ГАЗ-АА. Именно такие в огромном количестве ездили по льду Ладоги в блокадные зимы. И этот грузовик провалился под лёд... Пять лет назад его подняли со дна и поставили здесь после реставрации.

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

19. Сразу же за "Полуторкой" — Новоладожский канал. Он заметно шире и чище своего предшественника, а к тому же, он до сих пор судоходный (хоть и очень редко по нему что-то ходит). Кстати, на другой берег пешком уже не попасть — моста нет (но и домов там нет). Здесь целая цепочка таких островов.

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

Помимо этого, восточнее Волхова оба канала имеют продолжение. От Волхова до реки Сясь идут Старо- и Ново-Сясьский каналы, а от Сяси до Свири — Старо- и Ново-Свирский (их я видел в городе Сясьстрой два года назад). Эти каналы строились уже для Мариинской водной системы (нынешний Волго-Балтийский водный путь): Старые в конце XVIII-начале XIX веков, а Новые — в 1878-82 годах. Так что цепочка островов тянется от Невы до Свири. А ещё, кстати, такие же каналы есть и вдоль берегов Онежского и Белого озёр.

20. Так выглядит устье Кобоны, за которым открывается Ладога. Видно много лодок: если стоять у берега, почти постоянно слышен рёв их моторов.

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

21. Ладожские просторы:

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

22. Вдали (фото с ультразумом) виднеется западный берег Ладоги.

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

23. В селе встретилось вот такое любопытное объявление:

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

24. Памятник Дороге Жизни у Староладожского канала:

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

25. А архитектурная доминанта Кобоны — Никольская церковь (1820 год), глядящая фасадом на Староладожский канал. У неё высокая колокольня, поэтому раньше она ещё и служила ориентиром для рыбаков на Ладоге. На шпиле был крест, отделанный хрусталём, который очень ярко сиял в солнечную погоду.

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

Именно в церкви и находился эвакопункт во время войны. Для немцев она была ориентиром с воздуха, и поэтому они её не бомбили. Сейчас церковь действующая, недавно отреставрирована.

26.

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

27. Вид Староладожского канала на юг, в сторону Лаврово, куда нам предстоит идти. Состояние его напоминает Березинский канал возле Лепеля в Беларуси.

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

28. Ещё какие-то остатки береговых стенок:

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

29. А ещё вдоль канала сохранился участок булыжной мостовой. Это так называемый бечёвник — дорога, по которой шли лошади и тянули канатами баржи по каналу. Несколько фрагментов этой мостовой нам ещё встретится.

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

30. Сельское отделение почты:

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

31. Ещё пара зарисовок:

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

32.

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

33. И мы покидаем Кобону. Не сходили только к воинской братской могиле. Наш второй пункт — соседняя деревня Лаврово, до которой нам идти бодрым шагом 8 километров по вот такой пыльной дороге. Она идёт прямо вдоль Староладожского канала. Машины мимо нас проезжали редко. А погода выдалась жаркой. В Питере в тот день дошло до +30 градусов. Здесь, у Ладоги, было посвежее, но идти нам пришлось в основном по солнцу.

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

34. Ещё одно вкрапление булыжной мостовой проступило из гравийки:

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

35. Пару раз из-за деревьев показывался канал.

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

36. В те редкие минуты, когда проезжали машины, в жарком воздухе поднималась пыль. А пейзаж вокруг в целом не очень выразительный.

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

37. Часа за полтора, с парой привалов, мы дошли до Лаврово. Деревня началась как-то незаметно. И домов издалека видно не было, и даже въездной указатель как-то спрятался за деревьями, и виден стал только с совсем близкого расстояния.

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

38. Лаврово немного больше Кобоны. Внешне это, вроде, и заметно, но при этом оно показалось менее людным, чем Кобона. И сельский облик несколько более цельный. Лаврово, как и Кобона, впервые упоминается в 1500 году, в том же историческом документе. Встречаются вот такие избы, довольно характерные для этих мест. Кстати, обратите внимание на телеграфные столбы: их линия идёт именно вдоль канала.

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

39. Концентрация зелёного цвета зашкаливает:

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

40. Заброшки тоже встречаются:

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

41.

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

42. А вот это, возможно, дореволюционный дом.

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

43. Есть и вот такие атмосферные уголки. Словом, красивая деревня.

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

44. Но вот канал тут, к сожалению, весь зарос.

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

45. Тут получше. И лодок на нём всё так же много.

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

46. Ну а это река Лава (планировка у Лаврово, в целом, такая же, как у Кобоны: река пересекает два канала и впадает в Ладогу). Тут, как видим, тоже под мостом сохранились гранитные опоры водоспуска XVIII века и деревянные опоры старого моста перед ним.

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

47. И другой мост, советской постройки, с интересной "сеткой" под пролётом.

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

48. У берега Лавы — чьи-то дома, огороды, парники и, конечно, лодки. А недалеко отсюда, выше по течению, на этой реке находится живописный каньон недалеко от станции Жихарево, где я был весной 2014 года.

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

49. И снова булыжная мостовая-бечёвник вдоль берега:

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

50. За Староладожским каналом — маленькая церковь Николая Чудотворца, построенная в 2016 году на месте снесённой в советские годы.

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

51. А рядом с ней стоит два военных памятника. Это памятник ленинградцам, погибшим в этих местах, когда тут проходила Дорога Жизни (она из Кобоны шла в Лаврово, а отсюда уже в Войбокало).

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

52. И памятник воинам-землякам — уроженцам Лаврово, погибшим на фронте.

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

53. И ещё кусок булыжной мостовой. Этот её участок шёл уже вдоль берега Лавы по направлению к её устью.

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

54. Снова выходим к берегу Лавы. Мы пытались выйти к Новоладожскому каналу, но это нам не удалось. В двух местах мы упёрлись в тупик в виде забора, а в третьем дорога увела нас в какие-то заросли и, судя по карте, шла уже не в ту сторону. Поэтому пробраться к каналу решили со стороны левого берега.

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

55. А на левом берегу сушилась чья-то свежепокрашенная лодка:

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

56. А кто-то украсил машину к предстоящему Дню военно-морского флота:

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

57. Ещё в одном месте у реки лежал якорь. Интересно, откуда он.

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

58. Наконец, перед нами снова Новоладожский канал. Это вид в сторону Кобоны, откуда мы пришли.

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

59. А по Лаве к устью идут лодки. Там, за зарослями этих плавней, — Ладога. Её не видно, но бриз от неё чувствуется.

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

60. Скоро уже предстояло ехать обратно. Мы ещё немного прогулялись по селу (хотя из-за усталости много ходить уже не хотелось). Я раньше бывал в некоторых деревнях и посёлках вдоль железной дороги между Мгой и Волховом, но вот непосредственно в Южном Приладожье прежде не был. Что-то есть особенное в атмосфере этих мест...

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

61. Лавровский фельдшерский пункт:

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

62. Чей-то огородный креатив:

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

63. На доске объявлений у магазина почему-то висело расписание богослужений в местной церкви. Причём видел я такое уже не впервые. На скамейке у этого магазина мы устроили привал, пока рядом местные, видимо, дачники шумно и с шашлыками праздновали детский День рождения.

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

64. Ну а потом пришло время ехать в Питер. Пришёл ПАЗик из Кобоны, и уже минут через двадцать мы были на ЖД станции Войбокало. Её я не только проезжал много раз, но и был тут в прошлом году на День Победы. На фото — вид в сторону Волхова.

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

65. У станции стоит вот такой памятник Дороге Жизни, посвящённый как раз той самой временной железной дороге, которая заканчивалась на станции Коса возле Кобоны.

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

66. Железнодорожная перспектива ультразумом. Слева виден приближающийся грузовой поезд.

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

67. Подъезжая к станции, он разъехался с ещё одним. Движение тут очень активное.

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

Ну а вскоре подошла и наша электричка. Народу было не много. И спустя два часа дороги мы вернулись в Питер, теперь уже на Ладожский вокзал, завершив эту поездку одного дня.

При желании вы можете поддержать этот журнал:
Карта Сбербанка: 4276 5500 8564 0756
Яндекс-кошелёк: 4100 1993 8952 030

Оставить комментарий

Посты по теме:
  1. На этой неделе Сергей Лавров проведет переговоры с главой МИД Индии  The Moscow Post
  2. Лавров и глава МИД Индии обсудят подготовку к саммиту во Владивостоке, Афганистан и Кашмир  ТАСС
  3. Лавров и глава МИД Индии проведут переговоры 28 августа  Рамблер/новости
  4. Поговорят о ситуации в Афганистане: Лавров принимает в Москве Джайшанкара  SM News
  5. Взгляд с разных сторон в приложении "Google Новости"
  1. Лавров огласил условия для подготовки встречи в «нормандском формате»  Газета.Ru
  2. Лавров назвал условия для встречи в "нормандском формате"  Московский Комсомолец
  3. Лавров назвал условие для подготовки встречи в нормандском формате  RT на русском
  4. Лавров: для начала подготовки саммита "нормандской четверки" нужен прогресс с "Минском"  ТАСС
  5. Лавров назвал условия для встречи в нормандском формате  РИА Новости
  6. Взгляд с разных сторон в приложении "Google Новости"
Лавров: Сергей Багапш заложил основы демократии в Абхазии  Российская Газета

Все больше стран в мире признают Абхазию, этот процесс необратим. Такое мнение выразил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров в интервью ...

Архив записей в блогах:
http://pavel_nesterov.livejournal.com/ собрал тут по доброте своей фрагменты моего общения на Лепре. Фрагменты разрозненные, к тому же они оказались, как представляется, несколько резковатыми по лексике, однако же улыбнуло. Каждое утро я говорю себе,  что я ...
Режим ЧП введён на всей территории страны, Президент обратился за помощью к ОДКБ Массовые беспорядки в Казахстане, вспыхнувшие в городке Жанаозен Мангыстауской области, перекинулись на другие города, в том числе на бывшую столицу – Алма-Ату (Алматы). Формальной ...
Так обычно и гуляют по территориям отелей и фотографируют всякое их окружающее туристы и отдыхающие летом с удовольствием на границе Европы и Азии.. p.s. Ну и конечно, с радостью приглашаю всех, кто любит читать, писать, смотреть и ...
Уже пару раз писал про нее, но все с какими то заумностями, подсчетами... А тут все дело оказывается простое... Қайнатма шўрва - один из наиболее распространенных вариантов узбекских супов, готовящихся без поджарки. Сколько рецептов уже написано про эту шурпу, сколько советов дано по пово ...
Social Security Administration или Управление Социального Страхования это организация в США которая выплачивает почти все государственные пенсии и пособия. Раньше они раз в год присылали письмо в котором указывали размер пенсии/пособия которое вам положено в случае старости, инвлаидности, ...
  • _8101119019362 : RT @RadioStydoba: Лавров заявил, что условием для проведения новой встречи в нормандском формате является выполнение ПРЕЖНИХ договорённосте…

  • beer_russian : @bbcrussian Как зачем?? Что бы вышла..или в тюрьму или замуж!