Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

топ 100 блогов nord_ursus27.08.2019 Теги: Лавров На просторах Ленинградской области одной из основополагающих для её географии сущностей является огромное Ладожское озеро. Значение его настолько велико, что даже в очертаниях области часть границы попросту повторяет берег Ладоги. И это уже не говоря о её роли в формировании природы и климата, а также истории этого региона. И конечно же, на берегах Ладоги сформировалась своя, довольно особенная среда, и, как мне показалось во время поездки в приладожские сёла Кобона и Лаврово в ста километрах к востоку от Петербурга в один из дней в конце июля этого года, там своего рода затерянный мир — довольно самобытный даже на фоне нашего региона. Итак, поехали.

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

В Южное Приладожье я съездил вместе с Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов kirillfedorov4 из подмосковного Жуковского. Первым делом мы поехали в село Кобона. Транспортная доступность Кобоны, по меркам Ленинградской области, не очень хорошая. Два раза в день туда ходит автобус из районного города Кировска, а вот прямой автобус из Питера ходит только три раза в неделю, причём утренний рейс только по субботам и только летом, и он отправляется в 7-40 утра от метро "Улица Дыбенко" на юго-восточной окраине, да ещё и оказался битком набитым, из-за чего два часа пришлось ехать стоя. Где-то за полчаса до Кобоны автобус сворачивает с федеральной трассы "Кола" и петляет по довольно живописным деревням. Пассажиров становится меньше, но большинство всё-таки едет до конца.

2. Ну вот и Кобона. С первых же минут село показалось довольно симпатичным и при этом неожиданно оживлённым. Хоть и постоянного населения в Кобоне формально меньше ста человек, но тут много петербургских дачников, и большинство пассажиров автобуса, вероятно, было именно из них.

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

Отсюда рукой подать до Ладожского озера. Его юго-западное побережье описывает полукруг, создающий два "мешка" — мелководные Волховскую губу, куда впадает река Волхов, и бухту Петрокрепость (название в честь крепости Орешек), откуда вытекает Нева. По этому полукругу веером расположены старые рыбацкие деревни, и в их числе и Кобона, обращённая к бухте Петрокрепость. Однако помимо Ладоги, тут есть и каналы. Само собой, Ладога — это старинный водный путь. Через огромное озеро издревле ходили суда из Волхова и Свири в Неву, и оттуда в Балтийское море. Но Ладога бывает неспокойной, и в её штормах разбивалось и теряло грузы множество кораблей, из-за чего в начале XVIII века Пётр I приказал прорыть канал от устья Волхова до истока Невы (то есть между городами Новая Ладога и Шлиссельбург), чтобы суда могли обходить Ладогу, уже не опасаясь её сурового нрава, — сделано это было в комплексе со строительством Вышневолоцкой водной системы. Руководил строительством канала граф Бурхард Миних, который потом окажется в немилости у Елизаветы Петровны. Судоходство по каналу открылось в 1730 году, уже после смерти Петра I. Спустя полтора столетия, сооружения канала технически устарели, и в середине XIX века назрело решение вместо его реконструкции построить новый канал. Его прорыли чуть ближе к Ладоге, и он стал называться Новоладожским (тогда как петровский — Староладожским). В результате строительства каналов Кобона, Лаврово и ещё несколько местных деревень, а также город Новая Ладога, расположены на нескольких искусственных островах. В Ладогу впадает речка Кобона, а её пересекает два канала. Поэтому планировка села завязана на водные пути, которые создают здесь примерно такую фигуру: —|—|—

Обратите отдельное внимание на названия улиц.

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

3. Вот и Староладожский канал, который заметен сразу же при въезде в село. Он давно несудоходен и крайне запущен, а ближе к Лаврово зарос так, что вообще больше похож на болото. Однако ведь красиво всё-таки.

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

4. Однако на лодках по нему передвигаются очень даже. Что тоже сразу бросилось в глаза в Кобоне — непривычно активное для наших краёв движение лодок: и вёсельных, и моторных.

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

Кобоне больше пятисот лет. Впервые она упоминается в 1500 году в Писцовой книге Водской пятины Новгородской земли. В прошлом, вплоть до середины XX века, её название нередко записывалось как Кабона. Это было рыбацкое село, которое особенно поднялось именно за счёт ладожских каналов.

5.

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

Но наиболее известна Кобона благодаря событиям Великой Отечественной войны. Во время блокады Ленинграда именно тут Дорога Жизни выходила с Ладоги на сушу, а отсюда шла к железнодорожной станции Войбокало. Здесь был построен временный порт, а в феврале 1942 года Кобону и Войбокало связала временная железнодорожная ветка, рельсы которой после прорыва блокады перенесли на Дорогу Победы. Сложный этап прохода по Ладожскому озеру между осаждённым городом и Большой землёй здесь, в зависимости от направления, либо оставался позади, либо, наоборот, начинался. В Кобоне кипела работа, здесь действовал и эвакуационный пункт. Словом, можно представить, сколько человеческих судеб и горя переплелось тогда в этом небольшом селе.

6. Сейчас в Кобоне есть музей Дороги Жизни, и мы первым делом в него и пошли. Это деревянное здание — реплика старой школы, которая стояла тут же. Музей изначально размещался в ней, но, к сожалению, сгорел в 2010 году (но хотя бы людей там во время пожара не было). В 2015 году его отстроили заново.

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

7. У музея стоит бюст советского поэта Александра Прокофьева, который родился в Кобоне.

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

8. Музей небольшой, но достаточно интересный. Большинство экспонатов вполне типичны для музеев военно-исторической тематики.

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

9. Но конечно, с акцентом не на фронтовую тему, а на блокаду и, особенно, на Дорогу Жизни.

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

10. Кроме того, часть экспозиции посвящена истории самого села и вообще Южного Приладожья. Так что это по совместительству и небольшой краеведческий музей.

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

В экспозиции школьного класса довелось попробовать писать перьями. А из посетителей кроме нас там, внезапно, была семья якутов (причём я как-то сразу определил их этническую принадлежность, хоть и в Якутии не был). Жаль, не спросил, какими судьбами они там оказались.

11. Теперь пройдём по селу. Через реку Кобону ведёт мост с гранитными опорами, в которых сразу угадывается старина. Сейчас это просто мост, а изначально тут был водоспуск петровского Староладожского канала: небольшая плотина поднимала уровень воды в реке, через неё наполняя водой канал в обе стороны.

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

12. Рядом сохранились остатки деревянных укреплений берега:

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

13. И даже створный знак на берегу до сих пор стоит:

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

14. А ближе к устью реки несколько лет назад сделали небольшой памятный комплекс, посвящённый Дороге Жизни. Как понимаю, арку воссоздали по архивным фотографиям.

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

15. Так же, как столб возле неё:

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

16. Рядом — вот такие стенды. Лица, множество лиц...

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

17. "Рогатка":

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

18. Но главный памятник — это "полуторка". Легендарный грузовик ГАЗ-АА. Именно такие в огромном количестве ездили по льду Ладоги в блокадные зимы. И этот грузовик провалился под лёд... Пять лет назад его подняли со дна и поставили здесь после реставрации.

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

19. Сразу же за "Полуторкой" — Новоладожский канал. Он заметно шире и чище своего предшественника, а к тому же, он до сих пор судоходный (хоть и очень редко по нему что-то ходит). Кстати, на другой берег пешком уже не попасть — моста нет (но и домов там нет). Здесь целая цепочка таких островов.

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

Помимо этого, восточнее Волхова оба канала имеют продолжение. От Волхова до реки Сясь идут Старо- и Ново-Сясьский каналы, а от Сяси до Свири — Старо- и Ново-Свирский (их я видел в городе Сясьстрой два года назад). Эти каналы строились уже для Мариинской водной системы (нынешний Волго-Балтийский водный путь): Старые в конце XVIII-начале XIX веков, а Новые — в 1878-82 годах. Так что цепочка островов тянется от Невы до Свири. А ещё, кстати, такие же каналы есть и вдоль берегов Онежского и Белого озёр.

20. Так выглядит устье Кобоны, за которым открывается Ладога. Видно много лодок: если стоять у берега, почти постоянно слышен рёв их моторов.

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

21. Ладожские просторы:

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

22. Вдали (фото с ультразумом) виднеется западный берег Ладоги.

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

23. В селе встретилось вот такое любопытное объявление:

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

24. Памятник Дороге Жизни у Староладожского канала:

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

25. А архитектурная доминанта Кобоны — Никольская церковь (1820 год), глядящая фасадом на Староладожский канал. У неё высокая колокольня, поэтому раньше она ещё и служила ориентиром для рыбаков на Ладоге. На шпиле был крест, отделанный хрусталём, который очень ярко сиял в солнечную погоду.

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

Именно в церкви и находился эвакопункт во время войны. Для немцев она была ориентиром с воздуха, и поэтому они её не бомбили. Сейчас церковь действующая, недавно отреставрирована.

26.

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

27. Вид Староладожского канала на юг, в сторону Лаврово, куда нам предстоит идти. Состояние его напоминает Березинский канал возле Лепеля в Беларуси.

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

28. Ещё какие-то остатки береговых стенок:

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

29. А ещё вдоль канала сохранился участок булыжной мостовой. Это так называемый бечёвник — дорога, по которой шли лошади и тянули канатами баржи по каналу. Несколько фрагментов этой мостовой нам ещё встретится.

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

30. Сельское отделение почты:

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

31. Ещё пара зарисовок:

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

32.

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

33. И мы покидаем Кобону. Не сходили только к воинской братской могиле. Наш второй пункт — соседняя деревня Лаврово, до которой нам идти бодрым шагом 8 километров по вот такой пыльной дороге. Она идёт прямо вдоль Староладожского канала. Машины мимо нас проезжали редко. А погода выдалась жаркой. В Питере в тот день дошло до +30 градусов. Здесь, у Ладоги, было посвежее, но идти нам пришлось в основном по солнцу.

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

34. Ещё одно вкрапление булыжной мостовой проступило из гравийки:

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

35. Пару раз из-за деревьев показывался канал.

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

36. В те редкие минуты, когда проезжали машины, в жарком воздухе поднималась пыль. А пейзаж вокруг в целом не очень выразительный.

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

37. Часа за полтора, с парой привалов, мы дошли до Лаврово. Деревня началась как-то незаметно. И домов издалека видно не было, и даже въездной указатель как-то спрятался за деревьями, и виден стал только с совсем близкого расстояния.

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

38. Лаврово немного больше Кобоны. Внешне это, вроде, и заметно, но при этом оно показалось менее людным, чем Кобона. И сельский облик несколько более цельный. Лаврово, как и Кобона, впервые упоминается в 1500 году, в том же историческом документе. Встречаются вот такие избы, довольно характерные для этих мест. Кстати, обратите внимание на телеграфные столбы: их линия идёт именно вдоль канала.

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

39. Концентрация зелёного цвета зашкаливает:

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

40. Заброшки тоже встречаются:

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

41.

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

42. А вот это, возможно, дореволюционный дом.

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

43. Есть и вот такие атмосферные уголки. Словом, красивая деревня.

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

44. Но вот канал тут, к сожалению, весь зарос.

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

45. Тут получше. И лодок на нём всё так же много.

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

46. Ну а это река Лава (планировка у Лаврово, в целом, такая же, как у Кобоны: река пересекает два канала и впадает в Ладогу). Тут, как видим, тоже под мостом сохранились гранитные опоры водоспуска XVIII века и деревянные опоры старого моста перед ним.

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

47. И другой мост, советской постройки, с интересной "сеткой" под пролётом.

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

48. У берега Лавы — чьи-то дома, огороды, парники и, конечно, лодки. А недалеко отсюда, выше по течению, на этой реке находится живописный каньон недалеко от станции Жихарево, где я был весной 2014 года.

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

49. И снова булыжная мостовая-бечёвник вдоль берега:

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

50. За Староладожским каналом — маленькая церковь Николая Чудотворца, построенная в 2016 году на месте снесённой в советские годы.

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

51. А рядом с ней стоит два военных памятника. Это памятник ленинградцам, погибшим в этих местах, когда тут проходила Дорога Жизни (она из Кобоны шла в Лаврово, а отсюда уже в Войбокало).

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

52. И памятник воинам-землякам — уроженцам Лаврово, погибшим на фронте.

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

53. И ещё кусок булыжной мостовой. Этот её участок шёл уже вдоль берега Лавы по направлению к её устью.

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

54. Снова выходим к берегу Лавы. Мы пытались выйти к Новоладожскому каналу, но это нам не удалось. В двух местах мы упёрлись в тупик в виде забора, а в третьем дорога увела нас в какие-то заросли и, судя по карте, шла уже не в ту сторону. Поэтому пробраться к каналу решили со стороны левого берега.

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

55. А на левом берегу сушилась чья-то свежепокрашенная лодка:

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

56. А кто-то украсил машину к предстоящему Дню военно-морского флота:

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

57. Ещё в одном месте у реки лежал якорь. Интересно, откуда он.

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

58. Наконец, перед нами снова Новоладожский канал. Это вид в сторону Кобоны, откуда мы пришли.

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

59. А по Лаве к устью идут лодки. Там, за зарослями этих плавней, — Ладога. Её не видно, но бриз от неё чувствуется.

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

60. Скоро уже предстояло ехать обратно. Мы ещё немного прогулялись по селу (хотя из-за усталости много ходить уже не хотелось). Я раньше бывал в некоторых деревнях и посёлках вдоль железной дороги между Мгой и Волховом, но вот непосредственно в Южном Приладожье прежде не был. Что-то есть особенное в атмосфере этих мест...

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

61. Лавровский фельдшерский пункт:

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

62. Чей-то огородный креатив:

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

63. На доске объявлений у магазина почему-то висело расписание богослужений в местной церкви. Причём видел я такое уже не впервые. На скамейке у этого магазина мы устроили привал, пока рядом местные, видимо, дачники шумно и с шашлыками праздновали детский День рождения.

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

64. Ну а потом пришло время ехать в Питер. Пришёл ПАЗик из Кобоны, и уже минут через двадцать мы были на ЖД станции Войбокало. Её я не только проезжал много раз, но и был тут в прошлом году на День Победы. На фото — вид в сторону Волхова.

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

65. У станции стоит вот такой памятник Дороге Жизни, посвящённый как раз той самой временной железной дороге, которая заканчивалась на станции Коса возле Кобоны.

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

66. Железнодорожная перспектива ультразумом. Слева виден приближающийся грузовой поезд.

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

67. Подъезжая к станции, он разъехался с ещё одним. Движение тут очень активное.

Кобона и Лаврово. Вдоль Ладожских каналов

Ну а вскоре подошла и наша электричка. Народу было не много. И спустя два часа дороги мы вернулись в Питер, теперь уже на Ладожский вокзал, завершив эту поездку одного дня.

При желании вы можете поддержать этот журнал:
Карта Сбербанка: 4276 5500 8564 0756
Яндекс-кошелёк: 4100 1993 8952 030

Оставить комментарий



Посты по теме:
  1. На этой неделе Сергей Лавров проведет переговоры с главой МИД Индии  The Moscow Post
  2. Лавров и глава МИД Индии обсудят подготовку к саммиту во Владивостоке, Афганистан и Кашмир  ТАСС
  3. Лавров и глава МИД Индии проведут переговоры 28 августа  Рамблер/новости
  4. Поговорят о ситуации в Афганистане: Лавров принимает в Москве Джайшанкара  SM News
  5. Взгляд с разных сторон в приложении "Google Новости"
  1. Лавров огласил условия для подготовки встречи в «нормандском формате»  Газета.Ru
  2. Лавров назвал условия для встречи в "нормандском формате"  Московский Комсомолец
  3. Лавров назвал условие для подготовки встречи в нормандском формате  RT на русском
  4. Лавров: для начала подготовки саммита "нормандской четверки" нужен прогресс с "Минском"  ТАСС
  5. Лавров назвал условия для встречи в нормандском формате  РИА Новости
  6. Взгляд с разных сторон в приложении "Google Новости"
Лавров: Сергей Багапш заложил основы демократии в Абхазии  Российская Газета

Все больше стран в мире признают Абхазию, этот процесс необратим. Такое мнение выразил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров в интервью ...

Архив записей в блогах:
                                                                                ...
Привет, мои дорогие любители верхней одежды на вате. С 01.07.2015 вводится Торговый Сбор. Размером, грубо говоря, полтинник в квартал. Или 200К в год. Примерно. Т.е., предположим, на волне всеобщего подъёма экономики в России вас выпиздили с работы. Ну или вы сами ушли, потому что жаловани ...
    В крайних своих постах я так или иначе упоминал о том, что мы собрались сменить наш офис. Какова же причина столь радикальной (для нас) перемены? Честно говоря - жалко съезжать с "насиженного" места. Все же, в этом мы пробыли более 20 лет - не кот начихал! - с ...
Дорогие друзья! Сегодня мы начинаем продолжать развивать то полезное, чему ...
Час от часу не легче. На своем официальном сайте министр культуры РФ В.Мединский завел раздел "Политические анекдоты": http://www.medinskiy.ru/cat/anecs Типичные анекдоты с сайта Мединского: Президент России пообещал, что в скором времени дороги в России ...