Ко дню рождения Альфонс Муха
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Первый выпуск чехословацких марок, на которых автор, мастер Альфонс Муха, выразил чувства всего народа и веру в новую, лучшую жизнь.
![ÐаÑки ЧеÑ
оÑловакии 1918-12-21 из ÑеÑии ÐаÑки ЧеÑ
оÑловакии 1918-12-21 из ÑеÑии](/images/main/ko-dnyu-rojdeniya-alfons-muha-91155b.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/volynko/7849152/6500983/6500983_600.jpg)
Ровно век назад, 18 декабря 1918 года, была выпущена первая
чехословацкая почтовая марка. Автором ее дизайна, картины с
доминантой Градчаны,
был известный художник в стиле модерн Альфонс Муха (1860-1939).
Хотя у него не было непосредственного опыта в этом деле, он
выполнил задачу наилучшим образом, чтобы марка могла
функционировать как символ вновь созданного независимого
государства.
Для почтовой марки было важно выбрать соответствующие символы,
которые должным образом относились бы к зарождению государства.
Именно поэтому на нем в качестве основного мотива напечатан
Градчаны, так как это поворотное место в нашей истории,
резиденция монархов и вековой символ чешской государственности.
Я с детства видел и почитал в благородных формах храм св. Он приветствует материальное воплощение этого символа в Пражском Граде.
— Альфонс Муха.
Альфонс Муха подготовил дизайн почтовых марок для почтовой администрации Чехословацкого государства начертив новую марку за 24 часа.
![ÐаÑки ЧеÑ
оÑловакии 1918-12-21 из ÑеÑии ÐаÑки ЧеÑ
оÑловакии 1918-12-21 из ÑеÑии](/images/main/ko-dnyu-rojdeniya-alfons-muha-17ace0.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/volynko/7849152/6501337/6501337_600.jpg)
Помимо эскиза марок с изображением Градчан, Муха также
представил эскиз с мотивом гуситов и соколов и аллегорией
освобождения,
девушкой в костюме, но ему посоветовали использовать для
окончательного оформления изображение Градчан, как политически
нейтральный субъект.
На основе двух карандашных набросков на школьной ватмане Муха
составил окончательный вариант.
Мотив оформления – панорама Градчан с Малостринским
костелом св. Николая на переднем плане и с двумя группами кустов в
нижней части картины.
Обрамление состоит из веток и листьев липы, дополненных
стилизованными сердечками и голубями.
Текст размещается в верхней левой и правой полосах рамки, значения
данных в овале в нижней полосе.
Дизайн не предназначался для непосредственного использования в
качестве модели, поэтому он также не был как показывает его
реконструкция преднамеренно проработанным во всех деталях, а вместо
этого предоставил печатнику возможность изменять чертеж и, таким
образом, адаптировать модель к своим техническим возможностям.
![ÑиÑ. 05 ÑиÑ. 05](/images/main/ko-dnyu-rojdeniya-alfons-muha-7bf9d1.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/volynko/7849152/6501512/6501512_original.png)
В оригинале, выполненном чертежником типографии
тушью размером 58 х 49 мм на белом картоне, изменена форма буквы Т,
нарисовано солнце, усилены линии и дуги, белые участки между
листиками в верхней, средней и ценностной полосах и между текстом
были заполнены (рис. 05).
Этот рисунок использовался при печатании марок номиналом 3, 5, 10,
20, 25, 30 и 40 пенсов.
![ваÑÐ¸Ð°Ð½Ñ ÑиÑÑнка Ñ Ð½Ð°ÑиÑованнÑм ÑекÑÑом ваÑÐ¸Ð°Ð½Ñ ÑиÑÑнка Ñ Ð½Ð°ÑиÑованнÑм ÑекÑÑом](/images/main/ko-dnyu-rojdeniya-alfons-muha-a900aa.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/volynko/7849152/6501730/6501730_original.png)
Когда были выпущены первые марки, они были помечены как временный выпуск. Ни публика, ни типография не были удовлетворены их исполнением, поэтому постепенно создавалось больше рисунков.
Вероятно, еще до того, как вышли все значения первого чертежа, чертежник типографии изменил первоначальный дизайн Мухи, заполнив некоторые области, обклеив текстовые полоски этикетками с позитивом, нарисованным текстом.
В посте использованы марки из коллекции volynko.