Княжицкая Т.В. Владимир Дмитриевич Сверчков. Новые материалы к иконографии художника. Ч. 1.

При цитировании и перепубликации в любой форме ссылка обязательна.
Ч. 1. - опубликована в этой записи
Ч. 2. - продолжение

Княжицкая Т. В. Владимир Дмитриевич Сверчков. Новые материалы к иконографии художника. / Сборник трудов Государственного музея истории С.-Петербурга. — СПб.: ГМИ СПб, 2007. — Вып. 16. — С. 47-53. — ISBN 978-5-902671-60-2.
[C. 47]
В собрании фонда архитектурных деталей Государственного музея
истории Санкт-Петербурга находится витраж «Аллегория
живописи»[1].
Он поступил в 1974 году из дома по улице Марата (б. Николаевская),
№ 7[2].
Хранитель фонда архитектурных деталей ГМИ СПб А. А. Дутов
атрибутировал этот предмет как произведение, созданное в мастерской
В. Д. Сверчкова 1870 (?) году в Шлейсгейме (Германия). Статьи о
жизни и творчестве мастера[3],
а также новые материалы, собранные автором данной статьи, пока не
дают достаточных оснований для того, чтобы подтвердить или
опровергнуть эту версию[4].
Принимая во внимание вышеприведенную атрибуцию, мы вводим в научный
оборот новые данные о художнике — возможном авторе витража
[C. 48]
в собрании ГМИ СПб, в том числе ранее неизвестную иконографию
мастера. Обнаруженные материалы ярко характеризуют личность
Владимира Дмитриевича Сверчкова (1822?–1888), заслуги которого были
высоко оценены при его жизни и совершенно забыты после
смерти.
До недавнего времени не было известно ни одного изображения художника. В 1996 году Е. Н. Гусева опубликовала групповой портрет, где представлен Сверчков[5]. Еще два портрета из зарубежных изданий[6], позволяют «увидеть» художника глазами современников. Известный мастер, почти 15 лет привлекающий внимание российских исследователей[7], обрел «потерянные» во времени черты лица.
Ил. 1. Мастерская Перро (?). Русские художники в Риме. 1846.
Дагерротип. Государственный литературный музей. Второй в ряду
сидящих художников – В.Д. Сверчков.
Первое по
хронологии изображение Сверчкова относится к 1846 году, когда он
находился в Риме в колонии русских художников. На дагерротипе,
запечатлевшем 14 русских живописцев и граверов, вторым в ряду
сидящих художников находится Сверчков[8]
(ил.1.). Возраст художника на момент съемки — 24 года[9].
Короткая бородка и усы, широкий нос «уточкой» — характерные и
хорошо узнаваемые на других изображениях черты лица художника.
Сверчков сидит вполоборота к зрителю, лицо повернуто вправо — в
сторону его покровителя академика
[C. 49]
А. Ф. Моллера. Годам жизни Сверчкова в Риме (1844–1846)
предшествовали военная служба в Финляндии и решительный отказ от
нее в пользу карьеры художника. Впереди — звание академика (1855),
заграничная пенсионерская поездка и снова смена занятий: от
станковой живописи к деятельности на ниве декоративных искусств. В
этот период, по образному выражению друга Сверчкова Густава
Флёрке[10],
«офицер и баталист повесил живопись в позолоченной раме на гвоздь и
стал ремесленником…»[11].
В 1867 году Сверчков основал в Шлейсгейме под Мюнхеном витражную мастерскую, работы которой украшали здания в Петербурге, Москве, Турку, Мюнхене, Берлине. Этой мастерской Сверчков руководил до 1873 года[12], после чего уехал во Флоренцию. К «мюнхенскому» периоду относится второе из обнаруженных изображений мастера[13].
Илл. 2. А. Лёхерер. В. Д. Сверчков. 1852-1862. Фотография.
Мюнхен.
Это фотография, выполненная известным мюнхенским фотографом Алоизом
Лёхерером[14].
Она была помещена во многих справочных изданиях о финляндских
художниках[15].
На ней запечатлен мужчина с острым, проницательным взглядом[16],
с неизменной короткой бородкой и усами, в темном костюме и с
галстуком-бабочкой на белоснежной рубашке. (Ил. 2). Обстоятельства,
при которых происходила съемка, и ее точная дата не установлены.
Видимо, фотография сделана
[C. 50]
не ранее 1852 года, когда Сверчков женился на Жозефине
Крафт[17],
дочери богатого мюнхенского портного, и не позднее 1862 года — даты
смерти Лёхерера. Это десятилетие стало для художника временем
оттачивания живописного мастерства: в начале 1850-х он копировал
старых мастеров, в основном Рембрандта[18],
который был его любимым художником[19].
Тогда же он предпринял поездку в Париж, где учился в мастерской
живописца Тома Кутюр[20].
В 1854–1855 годах художник участвовал в военных действиях на
побережье Финского залива во время Крымской войны и делал зарисовки
непосредственно на местах сражений. Эти рисунки были изданы в виде
альбома литографий[21].
Обстоятельствами своей семейной жизни и деловыми интересами
Сверчков оказался связан с Германией и Финляндией, где оставались
его родные. Учеба в Академии художеств требовала его присутствия в
Петербурге, собственные интересы — в Париже. После получения в 1855
году звания академика в Петербургской Академии художеств и права
заграничного пенсионерства Сверчков постоянно находился в
разъездах. Он жил с женой в Шлейсгейме, где начал обустраивать
жилой дом, парк и мастерские, из которых наиболее известна
витражная, благодаря сохранившимся в Петербурге работам. Профессор
Мюнхенской академии изобразительных искусств Рудольф фон
Зайтц[22]
так отзывался об этой мастерской: «… она по своим достижениям
задавала тон для всех других в Германии»[23].
Продолжение публикации здесь:
http://vitroshop.livejournal.com/43318.html
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
[1] Он экспонируется в Инженерном доме Петропавловской крепости на постоянной экспозиции «Музей Старого Петербурга».
[2] Снесен в 1970-х гг.
[3] Гусева Е. Н. Неизданные материалы к биографии художника. / Петербургские чтения 98–99. СПб., 1999. С. 538–541; Гусева Е. Н., Гончарова Н. М., Лебедев В. Н., Хвалов С. А. Витражи В. Д. Сверчкова в конференц-зале Академии Художеств. Находки и открытия / Петербургские чтения 98-99. Там же. С. 541–546; Гусева Е. Н. В. Д. Сверчков и его мастерская живописи на стекле в Шлейсгейме / Государственный Эрмитаж. Забытые имена и памятники русской культуры. Тезисы докладов конференции к 60-летию ОИРК. СПб., 2001. С. 89–93; Гусева Е. Н. Неизвестные чертежи В. Д. Сверчкова в собрании Музея прикладного искусства СПГХПА. / Петербург — место встречи с Европой. XI Царскосельская научная конференция. Материалы. СПб., 2003. С. 84–95; Княжицкая Т. В. Тайны художника Сверчкова. Новые материалы к биографии / Памятники культуры. Новые открытия. 2007–2008. М., 2008 (в печати).
[4] В статье Т. Н. Шульгиной («Витражи Э. Тоде» / Краеведческие записки. Исследования и материалы. СПб., 1997. Вып. 5. С. 256–257) представлена неубедительная, на наш взгляд, попытка приписать авторство витража мастерской рижского витражиста Эрнеста Тоде.
[5] Гусева Е. Н. О дагерротипе «А. А. Иванов в группе русских художников в Риме» / Памятники культуры. Новые открытия. 1995. М., 1996. С. 251–268.
[6] Благодарю за помощь в поиске материалов о Сверчкове А. Б. Мучника (Гейдельбергский университет).
[7] В послереволюционной литературе имя Сверчков впервые было названо Е. Минухиным (Минухин Е. Витражи. Рига, 1959. С. 56–57) и упомянуто Н. Т. Ягловой (Яглова Н. Т. Витраж / Русское декоративное искусство. М., 1965. Т. 3. С.363.). В нашей статье 1994 г. впервые систематизированы некоторые материалы о творчестве мастера (Волобаева Т. В. К истории искусства витража в России (Произведения мастерской В. Д. Сверчкова) / Петербургские чтения. Петербург и России. 13–15 апреля 1994. СПб., 1994. С. 20–22).
[8] Гусева Е. Н. О дагерротипе «А. А. Иванов в группе русских художников в Риме». / Памятники культуры. Новые открытия. 1995. М., 1996. С. 253.
[9] Год рождения В. Д. Сверчкова до сих пор остается спорным. Зарубежные исследователи придерживаются даты 1821 г., в русских дореволюционных справочниках и некоторых других источниках указан 1820 г. Автор настоящей статьи больше доверяет дате 1822 г. Подробнее см.: Княжицкая Т. В. Тайны художника Сверчкова. Новые материалы к биографии / Памятники культуры. Новые открытия. 2007–2008. М., 2008 (в печати).
[10] Gustav Flörke (1846–1898) — профессор истории искусств, автор многих искусствоведческих трудов, друг А. Бёклина. В рассказе «Для прибывающих» (Pour Arriver / Kunst für Alle. Bd. II. S. 1–3, 27–28) он изобразил Сверчкова в образе русского художника, от лица которого ведется разговор. (Gustav Flörke. Zehn Jahre mit Böcklin. Aufzeichnungen und Entwürfe, Verlagsanstalt F.Bruckmann A.-G., München, 1901. S. 7–8.)
[13] В журнале «Всемирная иллюстрация» опубликовано изображение мастерской Сверчкова в Мюнхене. На нем представлены две мужские фигуры, работающие около чертежного стола. В склоненной фигуре справа угадывается сам Сверчков, однако из-за небольшого размера иллюстрации и плохого качества печати невозможно разобрать черты его лица. (Всемирная иллюстрация. 1874. № 264. С. 56, 58; № 265. С. 75).
[14] Alois Löcherer (1815–1862). Фотограф, имел ателье в Мюнхене, фотографировал представителей художественной и дворянской элиты Мюнхена.
[15] Suomen Kuvataiteilijet. Kaarto Koromo. Helsinki, 1962. S. 217.
[16] См.: Hufvudstadsbladet. .№ 193. 19. 08. 1888. S. 2: «Его острые, душевные глаза до последнего часа сохраняли, несмотря на постоянное напряжение, свою не ослабевающую зрительную силу…»
[17]FinlandsAllemnnaTidningS[18] Finsk biografisk Handbok. Helsingfors, 1895. Häftet 2. S. 2139–2140.
[19] Fernström K. W. Swertschkoff (1821–1888) (pro gradu avhandling 1970, не опубликована). Университет Хельсинки.
[20] Thomas Couture (1815–1879) — французский живописец, приобрел известность своей картиной «Римляне эпохи упадка» (1847, Лувр). В его мастерской учились многие европейские художники. Hufvustadsbladet. № 168. 21. 07. 1888.
[21] Альбом «Эскизы из войны в Финляндии 1854 г.». СПб., 1855.
[22]
Rudolf von Seitz (1842–1910) —
живописец-жанрист, мастер декоративной живописи и иллюстрации, с
1883 г. хранитель Мюнхенского национального музея, с 1888 г.
профессор Мюнхенской академии изобразительных искусств. Исполнил
картоны для некоторых витражей В. Д. Сверчкова. См.: Гусева Н. Е. В. Д. Сверчков и его
мастерская живописи на стекле в Шлейсгейме. Там же.
[23]
Műnchner
Neueste Nachrichten. №
360. 08. 08. 1888. S. 1–2.