книжное
bel_och — 25.01.2024 В школьные годы самой сложной темой сочинения для меня была "Любимый женский персонаж в русской классической литературе", где предполагалось, что я обожаю Татьяну Ларину или Наташу Ростову, искренне восхищаюсь Сонечкой Мармедовой или Катериной Кабановой. Как вариант, можно было выбрать для симпатии кого-то из "неглавных женщин" типа Княжны Марьи.А поскольку все эти персонажи мне были неинтересны и скучны, то и сочинения получались соответствующими. Мысль о том, что ни один женский персонаж русской классики мне не импонирует, терзала меня долго. Я безуспешно искала симпатичный мне женский образ на страницах до последнего времени. И, наконец-то, нашла, прочитав (точнее - прослушав) роман Ивана Гончарова "Обрыв".
Во время филфаковской юности роман прошёл мимо меня, что не удивительно. Очень уж он затянуто-нудный - одно да потому, да по тому же месту с такой массой психологических подробностей о характерах и поступках персонажей, что уже хочется застонать: "Автор, сжалься. Я уже поняла, что он
Мужские персонажи в этом романе все малосимпатичные, местами так даже гадкие, в том числе, и те, кого автор предлагает считать положительными.
Видимо, на восприятие накладывает отпечаток разница в эпохах. Дескать, тогдаааа, это было очень даже, а сейчас, конечно, не торт. Всё понимаю, но...
Зато неожиданно обнаружила симпатичный мне женский образ - Веру Бережкову.
От образа Веры веяло такой свежестью, что было удивительно, как такой чудесный персонаж не вышел на первый план, потеснив всех Машенек, Татьян и Наташ.
В своё время критики признали роман сырым, многословным, с недостаточно проработанными второстепенными персонажами и множеством недоработок в плане сюжета. Тут их научная правда, потому и ушёл роман куда-то на задворки литературы, как не слишком удачный пример творчества знаменитого писателя.
Но Вера... Такой образ пропадет! В ней нет восторженной истеричности и показной добродетели, униженной покорности и готовности к страданиям, зато есть нестандартное мышление, свободолюбие, увлечённость и умение противостоять тем, кого сейчас мы называем "манипуляторы" и "абьюзеры".
В конце романа автор, конечно, накрутил, пытаясь подогнать образ Веры под общие стандарты "миленькой страдающей героини", словно в наказание за то, что она получилась такая вот, необычная.
Финал открытый, и не ясно, какой путь выберет Вера. Видимо, автор сам не смог совладать со своей героиней - какой бы вариант не написал, всё получится тускло и неправдоподобно, не к временной эпохе.
Таких героинь принято убивать или, да, открытый финал.
Читали "Обрыв"? Как впечатления?
И ещё вопрос: есть у вас любимая героиня из русской классики?