Книжное

Сам Хилькевич больше всего гордится, понятно, именно "Мушкетерами", которые он снял - с Боярским, Атосом-Смеховым и т.д. Я, честно говоря, его восторгов разделить никак не могу, фильм, по-моему, совершенно деревенски снят, советское убожество во всем, артисты непонятно что играют (чистый капустник), и только песни замечательные - тут спору нет. Помню, как я был разочарован в нем еще школьником, и с тех пор, собственно, я своего мнения и не изменил, разве что малость смягчил.
Вообще у Хилькевича почти все фильмы, на мой-то беспристрастный взгляд, относятся к категории "советская халтура": и "Опасные гастроли" (хоть и с Высоцким), и "Ах водевиль, водевиль"... Ну самодеятельность же! Хотя вот в чем был Хилькевич гениален - это в подборе гениальных композиторов для своих мюзиклов: по музыке они у него все безупречны. (он, правда, пишет в своей книге всякие оправдания в свой адрес - то якобы какие-то "международные критики" поставили его "Мушкетерам" "8 из 10" баллов "за режиссуру", то хвастает, что Кира Муратова, "с которой у нас были неприязненные отношения", после просмотра тех же "Мушкетеров" сама сходила, купила и подарила ему цветы со словами "Мне так понравилось!" Врет, поди. Сама Кира!!)
Так, спросите, почему ж я купил его воспоминания, если настолько низко ставлю его творения? А все потому, что этот гаер, пьяница и бабник (как можно понять из его книги) и меня все-таки "зацепил". Да как! Есть у него фильм, составляющий одно из самых ярких и светлых воспоминаний моей юности. Он как раз малораскручен, его сейчас уже почти забыли и почти никогда не показывают по телевизору - "Двое под одним зонтом".
Но это тончайшая и очень лирическая вещь, по-моему, один из лучших советских фильмов вообще. Кстати, одна из последних киноролей И.Смоктуновского - у него роль второго плана, но из тех, за которые люди получают "Оскар". Собственно, уже из-за одной этой роли фильм должен был бы остаться в веках. Но там и все остальные сыграли блестяще - ну а в музыке Юнгвальд-Хилькевич превзошел сам себя: в подборе музыки он всегда был хорош, однако в "Двоих" есть то, чего не было во всех предыдущих попытках: музыка сливается с фильмом, и получается невероятно цельное сочетание, на одном дыхании...
Или это просто только на меня так действует?
На самом излете СССР был какой-то последний, предсмертный всплеск невероятно пронзительных и человечных фильмов, таких "фильмов прощания", внешне неброских, но с выворачивающей душу музыкальной темой. "Зимний вечер в Гаграх", "Двое под одним зонтом", "Облако-рай". Когда идеология уже умерла, а хаос еще не наступил - и на миг над поверхностью показались просто хорошие люди, с тоской и восторгом в глазах. "Красивые и мудрые, как боги, и грустные, как жители Земли".
Я, в общем, к тому, что режиссер "советских коммерческих мюзиклов" все-таки был гением. И как минимум один гениальный фильм все-таки снял. Он, оказывается, умер всего год назад. Жалко.
|
</> |