Книжное, нон-фик

Пауки умеют "взламывать" сети друг друга, летучие мыши по типу эхолокации делятся на постоянно-частотных и переменно-частотных, некоторые мотыльки видят гениталиями, если лизнуть сома в бочок (ну а вдруг?), он тоже почувствует, каковы вы на вкус, потому что он весь усеян вкусовыми сосочками (и в некотором смысле сам один большой язык), один ученый устраивал морским гребешкам кинозал... и прочие сенсационные факты и невыдуманные истории, о которых невозможно молчать.) А если серьезно - захватывающая книга, которая если и не дает в прямом смысле слова взглянуть на мир с точки зрения Другого (во многих случаях Йонг честно пишет, что мы можем только догадываться, как видит мир тот или иной организм, та же ориентация птиц по магнитным полям - до сих пор дело чрезвычайно темное), то во всяком случае восхитительно расширяет горизонты и точки зрения. Мы много думаем о том, какими могут быть жители других планет, а ведь у нас прямо под носом, прямо в темном углу нашей квартиры такое, такое!!
Мэри Роуч, "Шерсть дыбом: медведи-взломщики, макаки-мародеры и другие преступники дикой природы"
Содержание полностью соответствует названию: тут будут и медведи, не только потрошащие мусорные баки в населенных пунктах, но и прямо занимающиеся взломом курортных коттеджей, макаки, грабящие туристов в Индии, слоны, разоряющие плантации, а также существенно менее экзотичные, но в своем роде не менее опасные рецидивисты типа мышей и крыс, перегрызающих электропроводку, разносящих инфекции и проч. Иногда читать это очень смешно, но гораздо чаще грустно, потому что, конечно, основная причина всех этих инцидентов в том, что жизненное пространство человека все чаще входит в конфликт с жизненным пространством других видов живых существ. Парадоксально, но, хотя сейчас мы стали тревожиться из-за вымирания одних видов, другие, те, что пытаются приспосабливаться к жизни с нами, и иногда довольно успешно, типа койотов в североамериканских городах или тех же гениев оппортунизма - крыс - заставляют нас нервничать также. Что с этим делать - на самом деле не знают даже самые радикальные на всю голову "зеленые". Мэри Роуч побывала в разных городах и странах и выслушала множество людей - от специалистов - охотоведов, лесников и чиновников природоохранных департаментов до волонтеров зоозащитных организаций, посмотрела на проблему с разных точек зрения - от позиции радикальной зачистки до позиции столь же радикального невмешательства. Ответа, однако, не нашла, тем более что - и это самое сложное - скорее всего, он будет разным для каждой ситуации, а искусство различения - одно из наиболее плохо дающихся нашему виду.
Ричи Стюарт, "Наукообразная чушь"
А вот это по-настоящему страшная книга, потому что автор - сам научный работник, кстати, - ставит под сомнения все то, во что мы привыкли верить, как в обережный меловой круг, за которым беснуются силы первобытного хаоса и темного суеверия. Доказательная медицина, слепая рандомизация, p<0,05 и все такое. Как нам жилось без всех этих штук - рекомендую почитать чудную книгу Петра Талантова, а вот Ричи Стюарт на пальцах показывает, почему даже и с ними все не гладко и как инструменты, долженствовавшие обеспечить максимальную беспристрастность и объективность исследования, превращаются в орудия ловкого шулерства. Больше всего примеров Стюарт приводит из своей области - психологии, в частности, я неиллюзорно потрясена тем, что Стэнфордский эксперимент оказался пшиком (у Зимбардо вообще изначально был сценарий, по которому предполагалось развитие событий), но есть примеры из других областей, причем, имея в свое время дело с научными журналами, могу сказать со своей точки зрения, что краски если и сгущены за-ради публицистического задора, то незначительно. Из недостатков книги можно отметить то, что в какой-то момент Стюарт начинает откровенно лить воду - в точности как объекты его критики. Но в целом все равно читать интересно - и поучительно донельзя.
Люси Уорсли, "Чисто британское убийство"
Очаровательная книга, не тру-крайм, хотя кое-какие истории реальных преступлений писательница приводит - чтобы продемонстрировать, как зарождался самый жанр чисто английского детектива и в чем его феномен. Тут у нас разбег от представлений бродячих кукольников, ставивших пьесы по мотивам громких преступлений, и охоты за сувенирами с мест убийств (сувениры-сувенирами, им, как мы знаем, нередко приписывались и магические свойства - все эти средневековые еще поверья про руку повешенного и пр., но в какой-то период дело дошло даже до производства "мерча" - например, милых фарфоровых фигурок для каминной полки, изображающих хоть ту же влюбленную пару на фоне сельского амбара, ничего непристойного, кроме того, что сваяно это по мотивам истории, где парень девушку убил - в том самом амбаре) до чинных и интеллектуальных творений Агаты Кристи и Дороти Ли Сэйерс. Параллельной линией идет история создания собственно органов правопорядка в Англии. Как всегда, когда читаешь о вещах, которые вроде были "всегда", поражаешься тому, как долго людям пришлось додумываться до того, что кажется сейчас таким очевидным. Например, до регулярных отрядов охраны правопорядка на постоянной зарплате. И да, к органам правопорядка неизбежна масса претензий и в наше время, это понятно, но весьма полезно почитать о том, как жилось в те времена, когда ничего подобного еще не существовало. Нескучно жилось, прям скажем.
Из огорчительного разве что могу назвать досадный ляп в части про Агату Кристи: вкратце пересказывая ее биографию, Уорсли почему-то "дарит" писательнице двоих детей, присовокупляя к реально существовавшей дочери Розалинде еще и какого-то небывалого сына. Казалось бы, мелочь, но досадная, тем более что легко проверяемая. Как-то немножко подрывает доверие.
Еще я даже не думала, что у Дороти Ли Сэйерс была такая трудная и печальная жизнь.
|
</> |