Книжный бизнес на Западе

топ 100 блогов avtoram_com10.06.2012 Только что прошла книжная выставка в Нью-Йорке. Впечатления участников: старая модель бизнеса дышит на ладан. Так что кризис касается не только России.

Издатели во всем мире пострадали от того, что книги не могут конкурировать с фильмами, социальными сетями и играми. Как я уже писала раньше, у крупных издателей вырвали из рук важный источник дохода -- книги на тему "что? где? когда? как?" Никто уже не покупает энциклопедии, справочники и всю ту литературу, которую с успехом заменили статьи в интернете. Выживает только эксклюзив: что-то, что очень нужно читателям, и чего нет в Сети.

Дополнительным разрушающим фактором на российскому рынке стало пиратство, а на Западе... сами авторы. Если ты - гуру в каком-то деле, зачем тебе издатель? Публикуй книгу на Амазоне, на lulu или используй Smashwords. Расставляй правильные ключевые слова и разберись, как работает реклама на Google и в Facebook. И пользователи сами тебя найдут.

Что наиболее толковые авторы и проделали.



То есть нью-йоркские издатели лишились не только монополии на информацию, но и значительного пласта писателей -- самых активных и пробивных. Тех самых, кто не ленился продвигать себя самостоятельно, и за счет кого издатели весьма существенно повышали продажи.

Все это привело к резкому падению доходов и, как следствие, лишило издательства возможности содержать толковых специалистов. И все покатилось дальше под откос...

Вот что сказал автор бестселлеров The New York Times Майкл Левин по поводу нью-йоркской выставки: "Если бы у них были мозги, издатели бы обсуждали на заседаниях секций, в какой индустрии им надо подыскивать новую работу. Но так как у них нет мозгов, они, как обычно, обсуждали, в каком порядке переставить стулья на палубе "Титаника" и как заставить оркестр играть до конца".

Хуже всех приходится авторам художественной литературы. Если автор пишет о недвижимости в Сербии или о дрессировке дельфинов, его можно продвигать в Сети по ключевым словам. А как продвигать детективы или фантастику? В старые добрые времена можно было выделить рекламный бюджет и поработать с розницей -- чтобы нужная книга оказалась на выкладке. А сейчас этих рекламных бюджетов просто нет. Да и рознице куда выгоднее положить на выкладку фломастеры, чем книгу.

Между тем на Амазоне творятся какие-то запредельные чудеса: бестселлером № 1 становится книга, которую отвергли все издатели. Автор опубликовала себя сама на маленьком австралийском сайте, который предоставляет услуги по продаже электронных книг и книг по требованию. А дальше сарафанное радио за год раскрутило книгу.

Знаете, что это за роман? Эротические фантазии. Изначально это был фанфик по "Сумеркам" Стефани Мейер, но потом автор переработала его в книжку.

Есть извечный стереотип, который дает надежду писателям: "Хорошая книга сама пробьет себе дорогу". Как показывает пример "Пятидесяти оттенков серого" дорогу к сердцу читателей может пробить все, что угодно -- и при любом качестве текста.

Думаете, это англоязычные читатели - такие идиоты, а русскоязычные лучше? Зайдите в любую пиратскую библиотеку и сравните количество скачек у Зощенко и у самиздатовских мальчиков, которые пишут брутальные романы про безработных магов и их карманных драконов. Слог там такой, что хоть святых выноси.  "Я шел по дороге и тяжелый меч хлопал меня по спине. Ночь манила меня. Я люблю запах ночи. В ней я ощущаю свое единение с Мирозданием". И ничего -- публике нравится.

------
Примечание: Я исказила цитату, дабы не позорить автора, -- но искажение не особо существенное.
------

Так что надеяться на то, что вы сможете выехать за счет качества, не приходится. У Зощенко, в любом случае, не получается победить карманного дракона.

Ситуацию на американском рынке неплохо иллюстрирует мой разговор с одним писателем. Я рассказала ему о положении дел на российском книжном рынке. "Представляешь, -- говорю, -- ну невозможно при нынешних условиях продать больше 5-10 тысяч экземпляров книги в год, если ты не звезда национального масштаба!" Он посмотрел на меня круглыми глазами: "Вы продаете ПЯТЬ-ДЕСЯТЬ ТЫСЯЧ?! Везет людям!"

А парень, между прочим, довольно известный журналист, который вот уже много лет ведет колонку в одном из крупнейших СМИ в Лос-Анджелесе и пишет на хитовую тему - преступность, наркобизнес, полицейские расследования. У него есть имя, но он не занимается целенаправленным продвижением, а его издатели -- и подавно.

Так что издание на Западе по старой модели -- это не предел мечтаний.  В самом лучшем случае это принесет вам 2-3 тысячи проданных экземпляров и несколько тысяч долларов, ради которых не стоит и копья ломать. Понятное дело, что нет правил без исключения, но факты говорят сами за себя.

Что делать? Авторам, пишущим на темы "что? где? когда? как?" -- раскручивать тематические сайты и продавать контент всеми доступными способами.

Как быть авторам худлита? Тут надо смотреть по обстоятельствам. Если автору важна слава -- значит, надо публиковаться бесплатно и биться с карманными драконами за читательское внимание. А если нужны и деньги, и слава, то придется учить английский, создавать инструменты по собственному продвижению и осваивать западный рынок. И все это надо будет делать самостоятельно, потому что старая модель "писатель пишет -- издатель раскручивает и продает" больше не работает.

Сорри и добро пожаловать в век цифровых технологий.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В ФБ в комментарии почти не лезут братья, так что некому и сказать: "Лягай, бандеро!". В ЖЖ их является гораздо больше, отчего выходит изрядный расход ...
Вот я почему здесь? Почему нахожусь среди вас, читателей и авторов Живого Журнала? Да потому, что даже сейчас, какую тему в Сети не возьми, — везде мы на первых ролях. Авторы этого ...
Не было еще?http://rusarchives.ru/publication/katyn/spisok.shtmlCервер окрылся после колоссальной ...
Счастье все понимают по-разному. Это и понятно, мы все разные и потребности у нас у всех разные. Но в любом случае материальное благополучие важно для всех. Хотя я знаю бедных и счастливых людей. Да что там знаю... Когда-то я была бедна как церковная мышь, вообще ни копейки денег ...
Любовь к своим детям не знает границ, и это верно не только для нас, людей, но и для наших друзей - животных. В этих трогательных фотографиях животного воспитания вы узнаете многие из нежных или стрессовых моментов, которые вы, возможно, тоже пережили в детстве))) Ученые, как пра ...