Книжные итого 2024 года - ХОРОШЕЕ
kagury — 27.12.2024В короткий список у меня вошло далеко не все, что хотелось бы отнести к книжным удачам года. Поэтому я таки решила сделать длинный тоже. Может быть он даже интереснее, потому что я попыталась для удобства разбить книги по жанрам: детективы, нон-фикшн, зарубежная проза, наша проза.
ЛУЧШИЕ ДЕТЕКТИВЫ
В этом разделе присутствуют как честные детективы, так и то, что ими называется, но лишено чистоты жанра (это последние три книги). На всякий случай уточню - не вообще лучшие, а лучшие из прочитанных в этом году. При этом популярные новинки "Убийства и Кексики" , "Опасная игра бабули" и "Женщина в библиотеке" сюда не попали, потому что они ну... не показались мне особенно выдающимися.
ПЬЕРДЖОРДЖО ПУЛИЖИ «КНИЖНЫЙ КЛУБ «ДЕТЕКТИВЫ ПО ВТОРНИКАМ»
Легкий и довольно приятный детектив, ненавязчиво социальный, действие которого происходит в Кальяри (главный город Сардинии). Убийца предлагает жертве выбрать одного из двух родственников, который останется жить. Второго же спустя минуту убивает. Не спойлер — это происходит на первых же страницах. Книжка абсолютно незамысловатая, но читается очень легко, и лаконичность этой книге неожиданно идет.
ЗАРУБЕЖНАЯ
ПРОЗА
Здесь сложнее всего с жанровыми определениями.
Например, «Жажда» - это в общем-то Евангелие, «Аномалия» -
фантастика, произведения Бронте и Бернетт – милые викторианские
романы, не лишенные приятного английского юмора (правда, в разных
пропорциях), а Сабо и леди Дафна – скорее психологическая проза.
Хотя, и «Аномалия» тоже… Поэтому все засунуто в условную
«зарубежную».
АМЕЛИ НОТОМБ
«ЖАЖДА»
Это роман о последнем дне жизни Христа. Своего рода
Евангелие от Амели Нотомб. Столь же краткое, сколь лаконичны
канонические тексты, но при этом невероятно концентрированное с
точки зрения вложенных в этом монолог мыслей и очень-очень
живое. И да, это, пожалуй, очень
современный Христос. Такой, каким бы он мог быть сейчас, если бы
вдруг…
МАГДА САБО
«БАЛ-МАСКАРАД»
Очень неплохая книга, которая для меня оказалась смесью
«школы, которую мы потеряли» (когда учителя еще считали своим
долгом не только обучение, но и воспитание школьников) и неожиданно
современным трендом психологической повести о душевной
травме. Да, книга местами ужасно, просто неприлично
назидательна. Но у нее довольно яркий финальный аккорд, а
поставленные вопросы – из вневременных.
ДАФНА ДЮ МОРЬЕ «КОЗЕЛ
ОТПУЩЕНИЯ»
Отличная психологическая проза про жизнь, которая
интересна сама по себе, и которую читаешь не столько ради
результата, сколько ради процесса. И если вначале она выглядит
переложением «Принца и нищего» для взрослых, то в ходе упомянутого
процесса понимаешь, что это скорее наполненная христианскими
коннотациями притча. История антиИова в каком-то
смысле.
ЭРВЕ ЛЕ ТЕЛЛЬЕ
«АНОМАЛИЯ»
Пожалуй, основное впечатление от «Аномалии» – это
редкое в наше время удовольствие читать книгу, написанную умным
взрослым человеком. И мне так нравятся рассыпанные в ней как бы
случайные фразы и ремарки, типа «Если уж и предаваться унынию, то
лучше сидя на террасе парижского кафе». В обертке фантастического
романа представлен набор типажей, в какой-то мере представляющих
собой экстракт современного нам мира.
ФРЕНСИС БЕРНЕТТ «КАК СТАТЬ
ЛЕДИ»
Совершенно очаровательная книга, представляющая собой
сплав милоты, иронии и типичной английской рациональности. Да
милота порой переходит в патоку, а ирония – в насмешку, но целое
остается весьма гармоничным. История одинокой, но славной девушки –
популярна еще со времен «Джейн Эйр». Эмили (главная героиня) ничуть
не уступает Джейн в манерах, а в обаянии, пожалуй что и превосходит
ее.
ЭНН БРОНТЕ «НЕЗНАКОМКА ИЗ
УАЙЛДФЕЛЛ-ХОЛЛА»
В отличие от романтических сказок, написанных сестрами
Энн Бронте (я имею в виду, разумеется, «Джейн Эйр» и «Грозовой
перевал») это практически соцреализм, причем психология отношений
мужчины и женщины абсолютно актуальна и на нынешний день. Убрать
надстройки в виде титулов, и сюжет идеально встроится в любой
социум. Приятный и изящный слог, при необходимости достигающий
вершин пафоса, и с той же легкостью уложенный в лесенки отличных
диалогов – точных, и очень живых.
НАША ПРОЗА
Правильнее было бы, наверное, написать –
советская, потому что все, кроме «Сути вещи» - это книги из
прошлого века. Но отличные! Это та литература, где порядочность –
важнейшая составляющая нормального человека. И, возможно, оттого
так приятно их читать. Как-то оздоравливающе что ли – потому что
про людей адекватных, не любующихся своими детскими травмами и не
культивирующими инфантильность в себе и отпрысках, как это ныне
популярно в литературе.
ЮЛИАН СЕМЕНОВ «ГОСПОДИН
БОЛЬШЕВИК»
Вот не думала, что меня захватит книга о побеге из
концлагеря. Но да! Собственно, вся книга – о выживании. И о
неунынии. О том, как не сдаться там, где кажется уже нет никакого
просвета. Сохранить себя. Сохранить других и для других. И еще она
про людей. Про нормальных людей. Стоящая. Хорошая. Умная и не
скучная. И несмотря на обстановку (понятно, какая обстановка в
концлагере) – жизнеутверждающая вещь.
ТАМАРА ЦИНБЕРГ «СЕДЬМАЯ
СИМФОНИЯ»
Эта книга о жизни во время блокады, но она удивительно
светлая. Про нормальных людей, которые прошли через ледяной ад,
оставшись людьми, «не опустившись на
четвереньки».
СЕРГЕЙ СНЕГОВ «МНЕ ОТМЩЕНИЕ»
Короткая (около часа всего - и тут я очень рекомендую
исполнение Клюквина), но красивая по замыслу и исполнению пьеса.
Дело происходит на даче известного врача. Ночью к нему приезжает
старый студенческий друг, который провел 10 лет в тюрьме. Он
обвиняет в своих бедах бывшего приятеля, который теперь заодно и
муж его прежней возлюбленной. Длинный ночной разговор оказывается
совсем непростым и переворачивает исходные представления о
порядочности с ног на голову.
СЕРГЕЙ ИВАНОВ «ОЛЬГА
ЯКОВЛЕВА»
Успенский восхищенно называл Сергея Иванова «детским
Достоевским». И это справедливо. Между делом впихнуть в одну
небольшую повесть столько нравственных вопросов – это надо уметь. А
главный плюс книг Сергея Иванова в том, что он пишет для детей
серьезно и по-взрослому. Не опускается на корточки, а старается
поднять их до своего уровня. Это хорошая, умная психологическая
проза, пусть и рассчитанная на маленьких людей.
АЛЕНА АЛЕКСИНА «СУТЬ
ВЕЩИ»
Книга, написанная от лица девушки с расстройством
аутического спектра. Да, немного Шелдон, но куда жестче и в
российских реалиях.
НОН-ФИКШН
Если честно, меня немного раздражает этот термин, но
аналогичного обощающего русского я не могу придумать. Сюда у
меня попали всякие мемуары и прикидывающиеся ими (например,
Одоевцева), две книги про московские подземелья, из которых
публицистическая оказалась чуть ли не увлекательнее
приключенческой, «блог» путешественников по Америке (восхитил меня
точностью анализа) и веселая античность (тут я вообще затрудняюсь с
жанром – мифо-философские потешки?).
ГЛЕБ ВАСИЛЬЕВИЧ АЛЕКСЕЕВ «ПОДЗЕМНАЯ
МОСКВА»
Полуприключенческая повесть о поисках библиотеки Ивана
Грозного в 20-е годы 20-го же века.
ТАИСИЯ БЕЛОУСОВА «ТАЙНЫ ПОДЗЕМНОЙ
МОСКВЫ»
Отдельные части книги посвящены разным частям Москвы, начиная
с Кремля и Китай-города, как основному источнику всяческих
подземелий, и заканчивая монастырями, частными домами и торговыми
пространствами. Не оторваться!
КУЗЬМА ПЕТРОВ-ВОДКИН «ПРОСТРАНСТВО
ЭВКЛИДА»
«Пространство Эвклида» - поначалу кажется продолжением
автобиографической книги «Хлыновск», но это уже совершенно взрослая
вещь, написанная разносторонним человеком.
Читается не очень быстро, но исключительно интересно,
не в последнюю очередь за счет смелости и оригинальности суждений и
яркого, выпуклого языка.
АНДРЕЙ УСАЧЕВ, АЛЕША ДМИТРИЕВ «ЦЕЗАРЬ - ЧЕЛОВЕК И
САЛАТ. АНТИЧНАЯ ИСТОРИЯ»
Забавный пересказ античных мифов, философии и истории в духе
Сатирикона. Стеб? Без сомнения! Но, смешной и милый, а местами
вполне точный. Это отдыхательная радионяня для тех подростков и
взрослых, кто давно в курсе античных мифов и кому не чуждо желание
подурачиться.
ИЛЬФ
И ПЕТРОВ «ОДНОЭТАЖНАЯ АМЕРИКА»
Своеобразный блог писателей-путешественников,
написанный 90 лет назад. Это умный и дружелюбный текст. Не
то, чтобы я недооценивала наших писателей, но уровень, на котором
все это написано реально высок. Это не фельетон, это отличный
точный анализ страны, фактически – краткая энциклопедия
капитализма. В этом смысле я даже пожалела, что не прочитала эту
книгу в 90-е.
АЛЕКСЕЙ МАЛАШЕНКО "ТЯЖЕЛО В УЧЕНЬЕ, НЕЛЕГКО
В БОЮ. ЗАПИСКИ АРАБИСТА"
В основном это коротенькие зарисовки, посвященные годам
учебы и работы автора в роли переводчика с арабского в восточных
странах. Студенческая практика в Туркмении, затем работа в Египете
и Алжире. Восток, как известно, дело тонкое. В общем, именно
об этих тонкостях и речь. И да, здесь пожалуй, больше о людях
и их различиях, чем о языке. Это и познавательно и забавно
одновременно. Добродушный юмор делает книжку очень
обаятельной.
НИКОЛАЙ ЦИСКАРИДЗЕ «МОЙ ТЕАТР. ПО СТРАНИЦАМ
ДНЕВНИКА»
«Мой театр» - книга автобиографическая и страшно
подробная. История интеллигентного мальчика из хорошей семьи,
осуществившего свою мечту. И на протяжении всей книги Цискаридзе
этим мальчиком (вне зависимости от возраста) и остается. Да, у него
на плечах почти все время висит то самое «белое пальто», но
почему-то это не раздражает и не воспринимается самовосхвалением.
Как-то вот умудряется Цискаридзе постоянно быть милым котиком, хотя
любой другой с аналогичной позицией уже огреб бы обвинений в
выгораживании себя.
ИРИНА ОДОЕВЦЕВА «НА БЕРЕГАХ
НЕВЫ»
Чем хороша книга (помимо некоторой образовательной
составляющей) - полным погружением в атмосферу поэтической жизни
Петрограда. Этим облаком возвышенного поэтического творчества,
парящим над голодом, холодом и морковным чаем. Предвкушением нового
времени. Новой жизни. Причем все это написано очень живо, пусть и
не без некоторой язвительности, небрежно замаскированной под
восхищение.
Надеюсь, что вам что-нибудь приглянется из этого списка. Новогодние праздники же длинные :)
|
</> |