Книжная полка

топ 100 блогов maelgon24.07.2012 Если б мне когда-нибудь пришла в голову идея ранжировать своих любимых литературных сыщиков, то первое месте в этом рейтинге по праву занял бы проницательный джентльмен с Бейкер-стрит, 221Б. Тому есть ряд причин, однако в данном случае речь идёт о персонаже, который скорей всего оккупировал бы вторую строчку - и это не отец Браун, Эркюль Пуаро, Ниро Вульф, комиссар Мегрэ или даже Гарри Дрезден: серебряную медаль я бы вручил лорду Питеру Уимзи. На свет этот любознательный аристократ появился в 1923-м году, благодаря английской писательнице Дороти Ли Сэйерс, начавшей романом "Whose Body?" свою литературную карьеру. Всего Дороти (впоследствии одна из соучредителей "Детективного клуба" - вместе с Агатой Кристи, Гилбертом Честертоном и прочими достойными литераторами - и его почётный председатель) написала порядка полусотни романов, рассказов и пьес. Отнюдь не во всех из них героем был Уимзи, однако именно он стал самым известным и любимым читателями персонажем Сэйерс. Ироничный, остроумный, разговорчивый (некоторые бы даже сказали - чрезмерно болтливый), но вместе с тем весьма прозорливый и чрезвычайно охочий до раскрытия всяческих загадок, что в его родной среде принимается как откровенное чудачество. При том, что в облике лорда-сыщика просматриваются черты, которые явно роднят его и с Холмсом, и с патером Брауном, и даже со стивенсоновским принцем Флоризелем, это фигура вполне самобытная, руководствующаяся в своих действиях девизом "as my whimsy takes me" ("Как увлечёт меня каприз"). Имеется у Питера и верный помощник: причём в отличие от тех же доктора Ватсона или капитана Гастингса это не своего рода "отражатель" дедуктивных способностей главного героя - немногословный, но весьма исполнительный дворецкий Бантер не уступит лорду по части наблюдательности и умению делать правильные выводы. Приключения этой парочки обеспечили лично мне немало приятных часов; попробуйте - вам, возможно, понравится тоже.

И ещё немного о прочем книжном.

Книжная полка

via tumblr


  • Книга-"расследование" (или скорее: "попытка реконструкции") Бена Мезрича "Миллиардеры поневоле. Альтернативная история создания Facebook" - произведение довольно своеобразное. К моменту его написания Мезрич уже был автором нескольких бестселлеров и успел обрести печальную славу фальсификатора, после того, как его книга (впоследствии ставшая основой для фильма) о не в меру сообразительных студентах, решивших обыграть систему казино, была раскритикована журналистом Boston Globe. Тот провёл целое расследование, но так и не нашёл подтверждений ряду фактов, описанных в книге, - выяснилось, что автор их просто дофантазировал. Разразился целый скандал, на Мезрича посыпался ряд упрёков - что, однако, ничуть не помешало заключению контракта с издательством, пожелавшим заказать Бену книгу о крупнейшей социальной сети, её создании и том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем Марк Цукерберг и Эдуардо Саверин. И ещё до того, как новое творение Мезрича увидело свет, права на экранизацию были выкуплены, а в 2010-м - спустя год после опубликования книги - вышел один из лучших фильмов Дэвида Финчера, "Социальная сеть".

    Так вот: главное чувство, возникающее при чтении опуса Мезрича, - это восхищение тем, какой всё-таки молодец, этот сценарист Аарон Соркин, так умело адаптировавший книжный текст в сценарий. Вот вроде бы ряд сцен совпадает на экране и бумаге один в один, а воспринимается совершенно иначе - принципиально разный темп событий, степень вовлечённости зрителя/читателя в происходящее, насыщенность диалогов, в конце концов. Главная проблема книги в том, что по большей части она написана в стилистике журнала "Караван историй": автор рассказывает о вполне реальных людях и вроде как пытается влезть в их шкуру, но сделано это не для лучшего понимания характеров героев, а чисто ради возможности говорить от первого лица и оглашать их потаённые мысли. "Внезапно Эдуардо почувствовал, что хочет подружиться с Марком", "у Тайлера возникло ощущение, что этот парень пытается разуверить их в успехе", "именно такое выражение употреблял про себя Шон" и т.д. Причём поскольку Мезрич смог пообщаться с представителями лишь только одной из заинтересованных сторон, то собственно Цукерберг выходит у него фигурой какой-то совсем инопланетной: персонаж сам себе на уме, чего хочет - толком не понять, мотивы действий остаются под вопросом. При этом наблюдается забавный эффект: каждый раз как Мезрич, равновесия ради, пытается представить в тексте всех участников конфликта, то выходит, что прав всё-таки Марк. Фейсбук был для юного гения всем, ради своего детища он забывал про еду и сон, а тот же Саверин к сайту относился скорее как к развлечению, особых перспектив не видел и как-то сам собой выпал из процесса. То есть, для полной ясности, если после просмотра фильма Финчера хотелось с места в карьер брать и пытаться по новой осваивать непонравившийся Фейсбук, то после книги тянет разве что ещё раз приобщиться к фильму, а прочие творения Мезрича, если они выполнены на том же уровне, пропустить вовсе.

    • Роман Джеймса Элроя (за свои жизнерадостные писания получившего прозвище "Демонический пес") "Город греха", второй из цикла "Лос-Анджелесский квартет", - это, кажется, одно из самых мрачных произведений, что я читал. Если его надумают экранизировать - две книги из той же серии, "Чёрная орхидея" и "Секреты Лос-Анджелеса", уже стали фильмами, - то дело явно стоит поручать создателям сериала Criminal Minds, поскольку здесь маньяческая психология цветет буйным цветом. Одни только описания убийств чего стоят. Да и вся книга такая депрессивная, что чтение её навряд ли стоит рекомендовать натурам впечатлительным или ищущим на книжных страницах способ приятно скоротать досуг.

    • Полная противоположность предыдущему пункту - "Вафельное сердце" и "Тоня Глиммердал", сочинения норвежки Марии Парр, прямой литературной "наследницы" Астрид Линдгрен. При том, что у неё пока только вот эти две книги и вышли (обе переведены на русский), Парр уже была удостоена целого ряда премий и хочется надеяться, что на том она не остановится.

    • "Авраам Линкольн, охотник на вампиров" Сета Грэм-Смита - забавный литературный эксперимент, но не более того. По сути, единственное, что можно счесть удачей автора (если не учитывать собственно идею такой вот забавы) - это увязание причин гражданской войны в США и борьбы с кровососами. На всё остальное автору не достало либо фантазии, либо литературного мастерства.

    • Удивительно, сколь иначе воспринимается "Звёздный десант" Роберта Хайнлайна, когда перечитываешь его уже после того, как сам обзавёлся опытом службы в армии.
  • Оставить комментарий

    Предыдущие записи блогера :
    Архив записей в блогах:
    Толпа громадных жуков-усачей вечерами ломится ко мне в дом. Причём, даже при выключенном свете вылетают в форточки. Звук их крыльев похож на шум реактивного самолёта. Они стучат в стёкла. Я их вышвыриваю аккуратно, чтобы не повредить. Они возвращаются. Каждый день этих тварей размером ...
    Предлагаю всем, 11 сентября, устроить флеш-моб , а именно запостить у себя в ЖЖ фотки горящего корана. Покажем сраным муслимам и толерастам, что мы о них думаем ! ПРОРОК МУХАМЕД СДОХ, ПОДАВИВШИСЬ СВИНИНОЙ ! ...
    http://m.forbes.ru/article.php?id=56402 -Я поджигатель, взрыватель, вдохновитель,- с упоением рассказывает про себя чернявая дамочка- Наталья Синдеева ,возглавляющяя радиостанцию Серебряный дождь.В ее замутненой головке и родилась видимо идея про руки ...
    Быть может, разочаровывая ожидания некоторых людей, говорю, что я не изменился после вчерашнего. Это значит, что я  остаюсь верующим православным христианином.  считаю патриарха Кирилла каноническим главой Русской Православной Церкви. по прежнему считаю, что "официальная ...
    Да, да, вы не спите! Этот мужик в самом деле едет на велосипеде, переоборудованном с помощью приставки «Кузнечик » (Railbike) в велодрезину. Как видите принцип как у детского велика, только вместо двух маленьких задних колес, одно «полозье-захват», на регулируемом съемном ...