Книжная полка: А. Камю (1913-1960) "Бунтарь" 1951.

топ 100 блогов despaminator10.03.2023

Альбер Камю погиб в автокатастрофе 4 января 1960 г. Камю нам интересен тем, что он теоретик прогресса и революции, проявляя тем самым троичность французского общества и его движущую силу, на то время, — индустриальный средний класс.  

Идея прогресса, пишет А. Камю в книге "Бунтарь", родилась в эпоху просвещения и буржуазной революции. Над этой идеей рассуждали  много мыслителей, в частности, французский писатель и математик 18 ст. Николя де Кондорсе и Жорж Сорель (1847-1922), французский философ, социолог и теоретик анархизма. А. Камю приводит слова французского экономиста 18 ст. Жака Тюрго о том, что 

только идея прогресса заменяет божественную волю: 

«Общая масса человеческого рода, чередуя стадии покоя и волнения, добра и зла, всегда марширует, хотя и волоча ноги, ко все большему и большему совершенству». 

А. Камю пишет: только когда мы уверены, что завтра, в естественном порядке событий, будет лучше, чем сегодня, мы можем спокойно наслаждаться сегодняшним днем. В то же время, прогресс, как это ни парадоксально, можно использовать для оправдания консерватизма. В этом случае, уверенность в завтрашнем дне позволяет господину иметь чистую совесть. Раб и те, чья нынешняя жизнь несчастна, а также те, кто не может найти утешения в небесах, уверены, что, по крайней мере, будущее принадлежит им. 

Будущее — это единственная собственность, которую хозяева добровольно уступают рабам».

Исходя из роли прогресса в жизни общества, Камю считает бунт одним из «неотъемлемых измерений» человечества

Не стоит искать в причинах бунта наше отрицание исторической реальности: скорее, мы должны искать в ней принцип существования. 

Однако, природа бунта, в наше время, коренным образом изменилась: это больше не бунт раба против хозяина, ни даже бунт бедных против богатых: это метафизический бунт*, бунт человека против условий жизни, против самого творчества, так как художник реконструирует мир по своему замыслу. Ведь «симфонии природы не знают покоя. Мир никогда не бывает тихим; даже его тишина вечно звучит нотами, вибрациями, которые ускользают от наших ушей».

Бунт художника против устоявшейся традиции — это то же самое, что революция против тирана, так как оба  они, содержат являются стихийным бунтом угнетенных.

 В то же время, бунт - это стремление к ясности и единству мысли — даже, как это ни парадоксально, к порядку. Бунт — это, по крайней мере, то, во что мысль человека превращается под интеллектуальным руководством Камю 

(ссылка на сокращенный вариант книги https://laurenralpert.files.wordpress.com/2014/08/camus-the-rebel.pdf  )

А. Камю уделил много времени рассуждениям о природе абсурда.

Суммируя различные описания абсурда, представленные автором в книгах «Мифе о Сизифе» (Нобелевская премия 1957 г) и «Бунтарь», ирландский франковед John Cruickshank (1924 –1995) утверждает, что «Камю дает понятию абсурда три различных

значеня:

 (i) это трагический парадокс состояния человека и предмет скандала и жалобы; 

(ii) это ситуация, когда мы призваны поддерживать кого-либо настолько сильно, насколько мы можем; 

(iii) это состояние бунта (т. е. ставка на абсурд),  которое  каким-то образом требует от нас использовать абсурд в смысле (ii) против абсурда в смысле (i). 

Казалось бы, что перечисленные значения термина «абсурд», которые  включают в себя три разных вида отношений, запутаны и сбивают с толку. (1960, 63). Однако, несмотря на большую путаницу, Д. Круикшенк останавливается на следующем объяснении понятия «Абсурда»  А. Камю:

 «отсутствие соответствия или конгруэнтности (адекватности) между потребностю в связности и присутствующей несвязанностью мира, которая   воспринимается разумом» (1960, 41). 

Таким образом, абсурд НЕ следует понимать, как «существующий объект», говорит Д. Круикшанк, но, как отношения действительности с разумом, как одно из видов, противостояния между «существующим состоянием и ожиданиями индивидуального разума» (1960, 51) 

https://drum.lib.umd.edu/bitstream/handle/1903/8255/umi-umd-5479.pdf?sequence=1&isAllowed=n

Идеи А. Камю связывают наличие абсурда с настроением суицида. 

Примером иллюстрации идей А.Камю в кино, можно назвать фильм «Посторонний» режиссера Лукино Висконти, Франция, Алжир, 1967 г.

В атмосфере политической напряженности, когда французы все еще контролируют Алжир, алжирца убивают на пляже, а француза, прожившего в Алжире всю свою жизнь, арестовывают за убийство.

или фильм «Пассажир» Италия, Франция,  1975

Эмоционально выгоревший журналист (Джек Николсон) пытается сбежать от собственного существования, обмениваясь личностями с мертвым торговцем оружием. Снятый на месте, главный герой отправляется в судьбоносное путешествие по Африке, Испании, Германии и Англии. Подружку главного героя играет Мария Шнайдер.

Так или иначе, но бунтарь А. Камю был чужим для французской элиты, так как его мысли шли вразрез с идеями французского правящего класса авторитарной эпохи генерала Ш. Де Голля. 

Альбер родился в Алжире, в 1913 году, в скромной семье иммигрантов. Его отец, французский менеджер у агрария-виноградовода, погиб во время Первой мировой войны, когда Альберту было 8 месяцев. 

После смерти мужа его вдова, простая неграмотная женщина испанского происхождения, переехала в бедный район Алжира, чтобы быть со своей семьей. Там она зарабатывала скудные средства к существованию, убирая дома людей. 

Молодой Альберт вырос в Белкорте, районе, где особая социальная иерархия гарантировала его изоляцию, как от его арабских соседей, так и от французских государственных служащих из правящего класса.

Будущее Альбера, которое изначально казалось ограниченным бедностью и невежеством, резко изменилось, когда он поступил в начальную школу. Образовательная система, которой так гордилась Третья республика, была экспортирована во французские колонии, хотя в большей степени от нее выиграли французские, а не арабские дети. Эта система позволила целеустремленным и прогрессивным школьным учителям помочь наиболее перспективным из своих юных учеников продолжить учебу, независимо от дохода или социального положения. Таким учителем был Луи Жермен, которому Камю посвятил некоторые из самых трогательных страниц «Первого человека», автобиографической рукописи, над которой он работал в момент своей смерти. Жермен не только стимулировал ум мальчика и давал ему дополнительные уроки, но и уговорил недоверчивую мать Камю позволить ее сыну побороться за стипендию для учебы в средней школе. Жермен был первым в ряду заменителей отца и интеллектуальных наставников, которые проложили Камю путь от бедности Белькура к парижской славе, включая философа Жана Гренье, журналиста и редактора Паскаля Пиа и Гастона Галлимара из знаменитого издательства.

«Камю спас честь интеллектуалов, захваченных дрейфом к тоталитаризму», — пишет Оливье Тодд в своей новой биографии писателя «Альбер Камю: жизнь», переведенной и сокращенной с французского Бенджамином Иври. . В отличие от более привлекательных для публики приверженцев французской литературной элиты, г-н Тодд убедительно заявляет: «Камю отказался от политики без морали».

* Метафизический бунт — это движение, посредством которого человек протестует против своего состояния и против всего творения. Этот бунт метафизичен, потому что оспаривает цели человека и творения.  

Раб протестует против состояния, рабства, в котором он находится; метафизический бунтарь протестует против состояния в который он находится, как человек. 

Мятежный раб утверждает, что он не потерпит, как его хозяин обращается с ним; метафизический мятежник заявляет, что он разочарован вселенной. Для них обоих, бунт - это не только вопрос чистого и простого отрицания. В обоих случаях, по сути, мы находим оценочное суждение в котором бунтарь отказывается принять то состояние, в котором он находится.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Как сообщил ресурс Scramble.nl , 25 ноября 2021 года на аэродроме предприятия корпорации BAE Systems в Вартоне (Великобритания) совершил первый полет первый истребитель Eurofighter Typhoon (серийный номер MS001, временный британский военный номер ZR505) предназначенный для ...
В Миккели, на День ветеранов приезжал президент Финляндии Саули Ниинисте (Sauli Niinistö). Президент передвигается по стране на машине, но также для передвижения ...
Привет, друзья искусства! TikTok – место, где рождаются современные тренды. За последние годы эта площадка не только породила множество мемов и челленджей, но и сделала популярными множество песен и даже книг. Новый популярный мем рождается там прямо сейчас. Он взял своё название из ...
Л.Рошаль отказался комментировать письмо Минздравсоцразвития Президент Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль отказался комментировать письмо Минздравсоцразвития, в котором сотрудники ведомства ...
На днях в нашу глухомань в связи со всеобщим ажиотажем приезжала психиатр суицидолог Ольга Калашникова, говорила правильные вещи о психологическом климате в семье и в том числе советовала всем пользоваться приложением Kids Skills как помощником в решении многих проблем во взаимодействии с ...