Ключи от читателя
dr_piliulkin — 12.09.2016Недавно, когда рассказывал о последних прочитанных книгах, меня
спросили, что я думаю о цикле подростковой фантастики Гарта Никса
"Ключи от королевства" (не путать с циклом подростковой
фантастики
"Ключ от королевства" Марины и Сергея Дяченко). Несмотря на
сходство названий и некие общие идеи, прорывающиеся в тексте, это
совсем разные циклы. :)
Надо сказать, что при всей любви к жанру детской и подростковой
фантастики, цикл Никса я раньше не читал. Пришлось упущение
ликвидировать, после чего я погрузился в легкую задумчивость.
:)
И вот почему...
(Далее, скорее всего, интересно либо тем, кому нравятся "Гарри
Поттер", "Золотой компас" и прочая детская фантастика, либо
коллегам-писателям, размышляющим о написании детской фантастики).
Но в первую очередь сформулирую это для себя - пригодится на
будущее. :)
На мой взгляд, "Ключи от королевства" - совершенно замечательный
фэнтезийный (я бы не стал употреблять слово "сказочный") цикл.
Фантазии автора может позавидовать любой профи. У Никса, конечно,
есть некая предтеча или образец для вдохновения (автор из своей
далекой Австралии вряд ли прочтет мое мнение, так что оно его не
обидит). "Ключи от королевства" - это такие "Хроники Амбера" для
детей. :) Посудите сами - существует некий Дом, средоточие всего,
некогда созданный Зодчей, творцом Вселенной из Пустоты, подобно
Амберу, созданному Дворкиным из Хаоса. Существуют "вторичные миры",
в том числе и наша Земля, существует Хаос (в данном случае
называемый просто Пустотой). В роли Корвина выступает
двенадцатилетний Артур, который волей случая (а также
Волеизъявления Зодчей - я не буду объяснять кто или что это такое)
начинает бороться за Семь Ключей, способных дать ему власть над
Домом - и всем мирозданием впридачу...
В общем - захотите прочитать, прочитаете. В России были изданы
только две книги, но оставшиеся пять существуют в поразительно
приличном любительском переводе (или же, что вернее, в неизданном
переводе Марии Семеновой, которая перевела и первые две?) Захотите
- найдете, что мне вам объяснять.
Книга весьма "богоборческая", чем напоминает цикл "Золотой компас"
Филипа Пулмана, но не настолько прямолинейно и наивно. Сюжет более
чем динамичен, количество персонажей - основных и второстепенных,
зашкаливает; интриги раскручиваются непрерывно. Скажем так, история
Гарри Поттера и всей его компании на фоне истории "Ключей от
королевства" выглядит приключением детсадовцев, пытающихся надуть
лягушку через соломинку.
И тем не менее книги Никса и близко не стоят по популярности с
книгами Джоан Роулинг. Вот собственно говоря именно об этом я и
хочу поговорить. Почему один цикл приобретает небывалый успех,
экранизируется, приносит автору миллионы и (в случае Роулинг)
миллиарды, а другой даже не издан в России до конца, да и Голливуд,
при всей любви к подростковым фэнтези, не заинтересовался
циклом?
Проще всего списать всё на удачу и случай. Это, конечно, важный
фактор...
Но мне кажется, я всё-таки выделил на примере этой книги несколько
ключевых моментов, которые мешают детской фантастике стать
бестселлером. Перечислю по порядку - используя многострадального
Гарри Поттера в качестве "Напримера". :)
1. Герой.
Артур - совершенно классический герой детской фантастики. Ему
двенадцать лет, он болен астмой и ещё он сирота. :) Если кто-то не
понимает, почему это важно для удачной детской книги, я расскажу
это как-нибудь в другой раз. Но как мы прекрасно знаем по Гарри
Поттеру - идеальному герою детской фантастики и впрямь хотя
бы изначально "около двенадцати", он страдает от какого-нибудь
трогательного недуга (энурез, заикание или псориаз не годятся, вот
близорукость или астма - в самый раз) и имеет семейные проблемы -
лучше всего сиротство.
Но при этом Артур не совсем классический персонаж. То, что ему
двенадцать лет мы прямо узнаем только где-то в четвертой или пятой
книге. Изначально его астма чересчур сильна, в начале он
практически умирает от неё, а после обретения первого Ключа
фактически исчезает. Ну а будучи сиротой он живёт в приёмной семье,
где его все любят, у него есть братья и сёстры, да и семья весьма
богата и успешна.
И это (да-да, я понимаю, что автор пытался работать "наперекор"
образу Напримера, Гарри Поттера) стало большой ошибкой.
Повествование идёт от третьего лица, читатель (особенно юный) не
может идентифицировать себя с героем сразу и нуждается в четком
образе своего "аватара" в книжном мире. То, что Артур приёмный
ребенок, не работает вообще никак, поскольку и родители относятся к
нему как к родному, и он к ним. Это только сбивает читателя, как
ружьё, упорно висящее на стене - и ни разу не выстреливающее.
Итог - идентификация с героем происходит слабо.
2. Друзья.
Поскольку возраст героя таков, что о любви говорить ещё рановато,
ему нужны друзья. Ему требуются помощники в его приключениях,
наперсники, в конце концов даже соперники. Пара Рон Уизли и
Гермиона прекрасно выполняли эту функцию у Роулинг, да и остальные
ученики Хогвартса их поддерживали.
У Гарта Никса на роль "друзей и спутников" изначально были заявлены
девочка по имени Листок и мальчик по имени Сучок (что многое
говорит о их родителях-"зеленых"). Однако юный Сучок вскоре
практически исчезает из повестования, девочка Листок то появляется,
то исчезает, лишь в последних книгах начиная действовать активно.
Но момент уже упущен, её место отчасти занимает другая девочка -
Сьюзи, одна из "детей Дудочника", уведенная когда с Земли тем самым
гамельнским дудочником вместе с крысами. Две девочки (одной из
которых, впрочем, лет пятьсот) мельтешат вокруг Артура, путаясь и
сливаясь в восприятии читателя. В результате - тема дружбы не
работает. Есть ещё ряд персонажей, детских и взрослых,
сопровождающих Артура в его странствиях, но и они на полноценного
друга никак не тянут.
Итог - тема дружбы провалена.
3. Сюжет.
С сюжетом в целом всё хорошо. Есть семь врагов, которых Артуру надо
преодолеть. Это вам не Воландеморт, которого семь книг подряд
пытаются прикончить. Сюжет, повторюсь, насыщен и обилен, все миры,
точнее "этажи Дома", куда попадает Артур - необычны и красочны.
Но - сюжет слишком сложный. Я не зря сравнил его с "Хрониками
Амбера". Для ребёнка он сложный. Для подростка - на грани (да и то,
стандартный подросток не поймает огромное количество аллюзий и
отсылок, которые автор любовно поместил в текст). А взрослый
читатель у книги появится лишь случайно.
Итог - книги слишком сложны для подросткового возраста, целевая
аудитория не схвачена.
4. Нити и ниточки.
Автор честно пытался связать воедино все концы сюжета и все
события. Но (я, впрочем, допускаю небрежность перевода) так всё и
не свёл. Я, к примеру, так и не узнал, зачем всем "детям Дудочника"
регулярно промывали память, а это довольно важная сюжетная
деталь.
5. Миры.
В сказках и детской фантастики как нигде важно использовать бритву
Оккама - не умножать число сущностей сверх неоходимого.
У Никса есть огромный мир, есть Дом - который вселенная во
вселенной и совмещает все миры. В такой ситуации уж наш-то мир надо
оставить неизменным. Ну представьте себе, что Гарри Поттер живёт не
в нашей реальности, а в некоем параллельном Лондоне, где другие
законы и другие обычаи. Вся структура книги сразу рушится! Так и у
Никса - постепенно становится понятно, что Земля не совсем наша. В
лучшем случае - Земля будущего, где свирепствуют эпидемии, на
источник которых запросто могут сбросить несколько ядерных
бомб.
Ну и зачем это было надо? Это ещё более рушит связь между читателем
и героем.
Итог - слишком много вводных.
6. Релаксация.
Одна из самых чудовищных ошибок автора, пишущего динамичную
приключенческую книгу - всё время пришпоривать сюжет. Вот тут мы
бежим, тут в нас стреляют, тут гонятся за нами, а тут мы гонимся за
ними... В детской книге это особенно опасно. Читатель, повторюсь -
особенно юный читатель, нуждается в перерерывах. В отдыхе. Поэтому
Гарри Поттер играет в квиддич и ходит пить "сливочное пиво" в
деревушку, встречает Рождество и распаковывает подарки. Тут нужны
периоды расслабления, отдыха. У Никса события несутся галопом с
первой до последней страницы.
Итог - читатель устаёт от приключений.
7. Финал.
Пожалуй единственное, к чему я у Никса придираться совсем не стану
- это к финалу. Не вдаваясь в детали скажу, что он придумал хоть и
обманный :), но всё-таки работающий способ совместить то, к чему
привёл Артура сюжет, с тем, чего ждал читатель.
Итог - удачное завершение цикла.
Резюме: В общем и целом - очень любопытный фэнтезийный цикл, но со
сбитой целевой аудиторией. При всём этом, на мой взгляд, хороший
сценарист смог бы превратить его в очень неплохой кинопроект. Но -
весьма дорогой кинопроект, а после провала "Золотого компаса" даже
в Голливуде осторожно снимают фильмы по детской фантастике.
Взрослым любителям "Гарри Поттера", "Золотого компаса" и прочих
детско-фантастических книг без сомнения рекомендую. Писателям
работающим в этом жанре - тем более. Детям и подросткам -
выборочно, может зацепить, а может и оставить равнодушными.
Да, и мне очень жалко, что все семь книг так и не вышли в бумаге. Я
бы поставил их на полку.
|
</> |