Ключи от читателя

топ 100 блогов dr_piliulkin12.09.2016

Недавно, когда рассказывал о последних прочитанных книгах, меня спросили, что я думаю о цикле подростковой фантастики Гарта Никса "Ключи от королевства" (не путать с циклом подростковой фантастики "Ключ от королевства" Марины и Сергея Дяченко). Несмотря на сходство названий и некие общие идеи, прорывающиеся в тексте, это совсем разные циклы. :)

Надо сказать, что при всей любви к жанру детской и подростковой фантастики, цикл Никса я раньше не читал. Пришлось упущение ликвидировать, после чего я погрузился в легкую задумчивость. :)

И вот почему...

(Далее, скорее всего, интересно либо тем, кому нравятся "Гарри Поттер", "Золотой компас" и прочая детская фантастика, либо коллегам-писателям, размышляющим о написании детской фантастики). Но в первую очередь сформулирую это для себя - пригодится на будущее. :)

На мой взгляд, "Ключи от королевства" - совершенно замечательный фэнтезийный (я бы не стал употреблять слово "сказочный") цикл. Фантазии автора может позавидовать любой профи. У Никса, конечно, есть некая предтеча или образец для вдохновения (автор из своей далекой Австралии вряд ли прочтет мое мнение, так что оно его не обидит). "Ключи от королевства" - это такие "Хроники Амбера" для детей. :) Посудите сами - существует некий Дом, средоточие всего, некогда созданный Зодчей, творцом Вселенной из Пустоты, подобно Амберу, созданному Дворкиным из Хаоса. Существуют "вторичные миры", в том числе и наша Земля, существует Хаос (в данном случае называемый просто Пустотой). В роли Корвина выступает двенадцатилетний Артур, который волей случая (а также Волеизъявления Зодчей - я не буду объяснять кто или что это такое) начинает бороться за Семь Ключей, способных дать ему власть над Домом - и всем мирозданием впридачу...

В общем - захотите прочитать, прочитаете. В России были изданы только две книги, но оставшиеся пять существуют в поразительно приличном любительском переводе (или же, что вернее, в неизданном переводе Марии Семеновой, которая перевела и первые две?) Захотите - найдете, что мне вам объяснять.

Книга весьма "богоборческая", чем напоминает цикл "Золотой компас" Филипа Пулмана, но не настолько прямолинейно и наивно. Сюжет более чем динамичен, количество персонажей - основных и второстепенных, зашкаливает; интриги раскручиваются непрерывно. Скажем так, история Гарри Поттера и всей его компании на фоне истории "Ключей от королевства" выглядит приключением детсадовцев, пытающихся надуть лягушку через соломинку.

И тем не менее книги Никса и близко не стоят по популярности с книгами Джоан Роулинг. Вот собственно говоря именно об этом я и хочу поговорить. Почему один цикл приобретает небывалый успех, экранизируется, приносит автору миллионы и (в случае Роулинг) миллиарды, а другой даже не издан в России до конца, да и Голливуд, при всей любви к подростковым фэнтези, не заинтересовался циклом?

Проще всего списать всё на удачу и случай. Это, конечно, важный фактор...

Но мне кажется, я всё-таки выделил на примере этой книги несколько ключевых моментов, которые мешают детской фантастике стать бестселлером. Перечислю по порядку - используя многострадального Гарри Поттера в качестве "Напримера". :)

1. Герой.

Артур - совершенно классический герой детской фантастики. Ему двенадцать лет, он болен астмой и ещё он сирота. :) Если кто-то не понимает, почему это важно для удачной детской книги, я расскажу это как-нибудь в другой раз. Но как мы прекрасно знаем по Гарри Поттеру - идеальному герою детской фантастики и впрямь  хотя бы изначально "около двенадцати", он страдает от какого-нибудь трогательного недуга (энурез, заикание или псориаз не годятся, вот близорукость или астма - в самый раз) и имеет семейные проблемы - лучше всего сиротство.

Но при этом Артур не совсем классический персонаж. То, что ему двенадцать лет мы прямо узнаем только где-то в четвертой или пятой книге. Изначально его астма чересчур сильна, в начале он практически умирает от неё, а после обретения первого Ключа фактически исчезает. Ну а будучи сиротой он живёт в приёмной семье, где его все любят, у него есть братья и сёстры, да и семья весьма богата и успешна.

И это (да-да, я понимаю, что автор пытался работать "наперекор" образу Напримера, Гарри Поттера) стало большой ошибкой. Повествование идёт от третьего лица, читатель (особенно юный) не может идентифицировать себя с героем сразу и нуждается в четком образе своего "аватара" в книжном мире. То, что Артур приёмный ребенок, не работает вообще никак, поскольку и родители относятся к нему как к родному, и он к ним. Это только сбивает читателя, как ружьё, упорно висящее на стене - и ни разу не выстреливающее.

Итог - идентификация с героем происходит слабо.

2. Друзья.

Поскольку возраст героя таков, что о любви говорить ещё рановато, ему нужны друзья. Ему требуются помощники в его приключениях, наперсники, в конце концов даже соперники. Пара Рон Уизли и Гермиона прекрасно выполняли эту функцию у Роулинг, да и остальные ученики Хогвартса их поддерживали.

У Гарта Никса на роль "друзей и спутников" изначально были заявлены девочка по имени Листок и мальчик по имени Сучок (что многое говорит о их родителях-"зеленых"). Однако юный Сучок вскоре практически исчезает из повестования, девочка Листок то появляется, то исчезает, лишь в последних книгах начиная действовать активно. Но момент уже упущен, её место отчасти занимает другая девочка - Сьюзи, одна из "детей Дудочника", уведенная когда с Земли тем самым гамельнским дудочником вместе с крысами. Две девочки (одной из которых, впрочем, лет пятьсот) мельтешат вокруг Артура, путаясь и сливаясь в восприятии читателя. В результате - тема дружбы не работает. Есть ещё ряд персонажей, детских и взрослых, сопровождающих Артура в его странствиях, но и они на полноценного друга никак не тянут.

Итог - тема дружбы провалена.

3. Сюжет.

С сюжетом в целом всё хорошо. Есть семь врагов, которых Артуру надо преодолеть. Это вам не Воландеморт, которого семь книг подряд пытаются прикончить. Сюжет, повторюсь, насыщен и обилен, все миры, точнее "этажи Дома", куда попадает Артур - необычны и красочны.

Но - сюжет слишком сложный. Я не зря сравнил его с "Хрониками Амбера". Для ребёнка он сложный. Для подростка - на грани (да и то, стандартный подросток не поймает огромное количество аллюзий и отсылок, которые автор любовно поместил в текст). А взрослый читатель у книги появится лишь случайно.

Итог - книги слишком сложны для подросткового возраста, целевая аудитория не схвачена.

4. Нити и ниточки.

Автор честно пытался связать воедино все концы сюжета и все события. Но (я, впрочем, допускаю небрежность перевода) так всё и не свёл. Я, к примеру, так и не узнал, зачем всем "детям Дудочника" регулярно промывали память, а это довольно важная сюжетная деталь.

5. Миры.

В сказках и детской фантастики как нигде важно использовать бритву Оккама - не умножать число сущностей сверх неоходимого.

У Никса есть огромный мир, есть Дом - который вселенная во вселенной и совмещает все миры. В такой ситуации уж наш-то мир надо оставить неизменным. Ну представьте себе, что Гарри Поттер живёт не в нашей реальности, а в некоем параллельном Лондоне, где другие законы и другие обычаи. Вся структура книги сразу рушится! Так и у Никса - постепенно становится понятно, что Земля не совсем наша. В лучшем случае - Земля будущего, где свирепствуют эпидемии, на источник которых запросто могут сбросить несколько ядерных бомб.

Ну и зачем это было надо? Это ещё более рушит связь между читателем и героем.

Итог - слишком много вводных.

6. Релаксация.

Одна из самых чудовищных ошибок автора, пишущего динамичную приключенческую книгу - всё время пришпоривать сюжет. Вот тут мы бежим, тут в нас стреляют, тут гонятся за нами, а тут мы гонимся за ними... В детской книге это особенно опасно. Читатель, повторюсь - особенно юный читатель, нуждается в перерерывах. В отдыхе. Поэтому Гарри Поттер играет в квиддич и ходит пить "сливочное пиво" в деревушку, встречает Рождество и распаковывает подарки. Тут нужны периоды расслабления, отдыха. У Никса события несутся галопом с первой до последней страницы.

Итог - читатель устаёт от приключений.

7. Финал.

Пожалуй единственное, к чему я у Никса придираться совсем не стану - это к финалу. Не вдаваясь в детали скажу, что он придумал хоть и обманный :), но всё-таки работающий способ совместить то, к чему привёл Артура сюжет, с тем, чего ждал читатель.

Итог - удачное завершение цикла.


Резюме: В общем и целом - очень любопытный фэнтезийный цикл, но со сбитой целевой аудиторией. При всём этом, на мой взгляд, хороший сценарист смог бы превратить его в очень неплохой кинопроект. Но - весьма дорогой кинопроект, а после провала "Золотого компаса" даже в Голливуде осторожно снимают фильмы по детской фантастике.

Взрослым любителям "Гарри Поттера", "Золотого компаса" и прочих детско-фантастических книг без сомнения рекомендую. Писателям работающим в этом жанре - тем более. Детям и подросткам - выборочно, может зацепить, а может и оставить равнодушными.

Да, и мне очень жалко, что все семь книг так и не вышли в бумаге. Я бы поставил их на полку.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
"Хороши также мультики на DVD , поставленные на час (Пиноккио, русалочка или что-то в этом роде)" источник: http://ru-psiholog.livejournal.com/5596888.html?thread=298445016#t298445016 Господь!! ДИ-ВИ_ДИ!!! что это такое?? кто нибудь помнит?? это лапшу нарезать?? или для чистки ин ...
Что: Несанкционированный митингКогда: 28 июня 2010 г.Место: Москва, ЦентрКто: Левый фронт, Моссовет, Впередовцы, ОМОН, журналисты и прочие в эпизодических ролях.Лозунги: Лужкова и Громова – в отставку! Мосгордуму – распустить! Вернуть выборы ...
вечером прогулялись. ...
lexa110 27 октября 2021, 17:52:51 Твой лепший сябр в этом соё пидор Свинни- наглухо анонимен. vinni_nah Д ебил блять этот гомельский гомосек. Три дня назад вместе со всеми визжал, что меня деанонили, поломать об колено грозился, а теперь я опять наглухо ...
Я обожаю московское метро.Но еще я ненавижу московское метро.Причин этому две:1. ...