Ключ успеха по-русски: сделай из Вога Огонек

топ 100 блогов sapojnik22.01.2025 снигир.jpg

Что сказать про сериал "Первый номер". Осторожно, спойлеры!

Сериал «Первый номер» изначально вызывал у меня большие подозрения, едва только я узнал, кто у них автор сценария. Там ведь в сценаристах Сергей Минаев! Этакий Пелевин-лайт, автор безнадежно бездарных книженций «Духлесс» и «Духлесс-2», но обласканный путинским государством и как автор, и как сценарист, поскольку выбрал себе как бы безошибочный путь успеха в этом государстве – надо писать с выпендрежем и как бы через губу, с легким презрением к современной РФ (чиновники саму РФ презирают от всей души и с этим в душе вполне согласны) – но чтоб верноподданно, не трогая никаких скреп! При этом, конечно, чтоб еще и с матерком, с клубничкой – это всем ведь тоже вечерком под коньячок хочется думать, что они там все этакие Чайльд-Гарольды, «но только с русскою душой», всей душой, конечно же, преданные Нацлидеру!
Пелевин в этом смысле какой-то очень заумный, а вот Сергей Минаев занял поляну и очень хорошо «пошел».
Как я писал про фильм по его книге «Духлесс-2»:

«Фильм представляет собой своеобразный эксперимент: авторы как бы задались вопросом – да полно, неужели нельзя снять вполне пропутинское, государственническое кино так, чтобы это была не развесистая клюква, вгоняющая то в сон, то в неловкость – а нечто вполне смотрибельное, в чем-то даже интересное? Или вариант того же вопроса – а можно ли критиковать установившийся в России режим так, чтобы «и овцы сыты, и волки целы» - то есть чтобы и какую-никакую правду жизни соблюсти, и «псов режима» не разозлить, а даже получить от них полновесное финансирование и последующие ништяки, а потом даже и кассу собрать??»

На минаевские фильмы родное государство всегда не скупилось и вкладывало в них всё «лучшее», что у них есть, а также не жалело презренного металла. Скажем, тот Духлесс-2 сделали в лучшем виде: на главную роль взяли тогдашнего секс-символа отечественного кино в самом соку – Данилу Козловского, в продюсерах – сам Федя Бондарчук, режиссер – породистый Роман Прыгунов, бюджет 2 миллиона долларов США, съемки проходили в Москве и на Бали. И всё оказалось не зря – фильм (что в принципе редкость для российских картин) отбился в прокате и даже принес прибыль (общие сборы – 9 млн. долл.). И наплевать, что Духлесс-2 – вопиюще бездарное и тупое кино, никаким пелевиным там и не пахло, а пахло даже – местами – абсурдистским издевательством над путинской расеей.

Потом Минаев переключился на сериальный жанр, и соорудил сериал «Спящие» - про борьбу молодых и задорных кагебешников со шпионами из ЦРУ, по-молодежному, с огоньком. Тоже собрал кассу, в качестве побочного эффекта – оскоромил режиссера Быкова, который после «Спящих» еще год отмывался перед неполживой публикой, каялся и бил себя пяткой в грудь, невиноватый я! Минаев, конечно, ни перед кем не каялся, а обдумывал свой следующий «проект».

И запустил ЭТО – такой своего рода Духлесс-3, сериал «Первый номер». Опять, естественно, при полном содействии родного государства, с участием лучших сил. Чтобы было запутински и верноподданно, но молодежно и с огоньком. В общем пелевин-лайт, как он себя уже зарекомендовал. Только Козловский к 2024 в качестве секс-символа уже малость вышел в тираж, поэтому на главную роль в очередном минаевском госшедевре бросили более актуального секс-символа (тоже, конечно, уже малость потасканного) – Евгения Цыганова.
Я, грешен, полез смотреть в основном из-за Цыганова, очень уж полюбил подлеца за «Оттепель» и «Мастера», а еще раньше – за «Питер FM». Хотя и был в итоге малость шокирован тем, как Цыганов в этой минаевской поделке согласился играть – ведь в «Первом номере» Цыганов по сути, не особо напрягаясь, продолжил отыгрывать свою же роль в «Оттепели», только уровнем ниже, поскольку сама роль куда более примитивна. А так – такой же «человек из мира богемы» (в «Оттепели» - оператор с Мосфильма, здесь редактор гламурного журнала), в обоих фильмах – он показывает альфа-самца, на которого гроздьями вешаются богемные красавицы, в обоих сериалах Цыганов – непризнанный гений, плюющий на все правила и условности…

В общем, понятно, что Минаев, собственно, и пытался воспроизвести что-то типа «Оттепели» (там фильм снимали, тут журнал выпускают – какая, к бесу, разница?), но таланта не хватило. Или денег. Или организационной хватки. Ни Тодоровского, ни Алены Званцовой (сценаристки Оттепели), ни композитора уровня Константина Меладзе минаевцам подцепить не удалось. А обойтись одним Цыгановым не вышло. То есть в сериале ни музыки, ни сценария.

Чем так покоряла «Оттепель»? Нам показывали страну, в которой действительно была «оттепель», как авторы ее понимали. И вот – вокруг кондовейший совок, но в загородке Мосфильма люди свободно занимаются творчеством – поют, любят, пляшут и живут полной жизнью, хотя и постоянно на грани срыва (совок же!) Минаев поставил перед собой нетривиальную задачу – снять нечто похожее на «оттепель», но в наши дни, то есть в стране, в которой никакой оттепелью и не пахнет. Но с Цыгановым! В общем, забацать подцензурную версию, этакую «оттепель» во время самой что ни на есть зимы.

Сюжет подобрали в принципе интересный: с началом войны из России уходит некий журнальный западный издатель, издававший в России популярный глянцевый журнал (что-то вроде Вог или Менс Хелф), московский издатель хочет на платформе бывшего как бы Вога перезапустить русскую версию «глянца» с уже «сложившимся коллективом журналистов», а для того, чтобы придумать концепцию нового русского журнала, нанимает некоего ВПЗРа (Великого Писателя Земли Русской), который, правда, давно в запое и разврате, книжек не пишет и оттого несколько поиздержался, мы его застаем в постоянном поиске «3 миллиона рублей взаймы». ВПЗРа как раз и играет Цыганов.

цыган.webp

Вообще сама по себе завязка даже как-то неожиданно для Минаева весьма актуальна. Это ведь в самом деле проблема в умирающей стране – уход журналов, имевших функцию «окормления элиты» и «создания образа преуспевающей России» для российского «среднего класса». Поэтому у меня, как у зрителя, вначале зарождается некий слабый профессиональный интерес. Там вначале звучит вполне здравая мысль от одного из второстепенных героев – «А зачем в России возрождать какой-то глянцевый журнал, если глянец в России уже умер?» Это ведь очевидно – элиты в России никакой больше нет, «средний класс» тоже поразбежался – какой тут еще глянец? Неужели Минаев придумал, что можно в такой ситуации сделать?

И почти сразу мы видим, что идею сериала автор совершенно беззастенчиво попросту… украл. Из другого сериала, причем популярного и весьма раскрученного – «Мылодрама» с Буруновым в главной роли. Я-то еще поначалу недоумевал – слежу за сюжетом, и не оставляет странное чувство, что я что-то подобное совсем недавно видел… А и правда! Сравним:

Мылодрама: аферисты нанимают буквально на заправке какого-то «левого» мужика, отродясь не имевшего никакого отношения к кино, и поручают ему снять на настоящей телестудии «новый модный сериал». Кладут ему отличный оклад, кабинет, подчиненных и камеры. Мужик (Бурунов) начинает с энтузиазмом снимать сериал-блокбастер. На самом деле аферисты специально взяли Бурунова в главные режиссеры, чтобы он всё завалил напрочь, снял бы жуткий бездарный сериал, из-за которого АКЦИИ (!!) телестудии стремительно пойдут вниз на бирже, обесценятся до почти нуля, и тогда (таков план) аферисты скупят акции по дешевке и завладеют ОЧЕНЬ ЦЕННОЙ (как они почему-то уверены) студией!
Естественно, по законам жанра планам хитромудрых аферистов суждено полное крушение, посколько, конечно же, сериал, который снимает клинический идиот в исполнении Бурунова, получит бешеный успех у публики, которая (по замыслу сценаристов) еще большие идиоты, чем сам Бурунов, а они понимают друг друга!

Первый номер: опять-таки аферисты нанимают писателя (Цыганов), который полный профан в издании дорогих глянцевых журналов, и поручают ему стать главный редактором старого и уважаемого журнала. Тоже дают ему огромный оклад жалованья, кабинет и целый штат подчиненных. Воодушевленный Цыганов, который тоже, как и Бурунов, был по сути безработным, начинает с энтузиазмом готовить «перезапуск» журнала. На самом же план у аферистов – что у профана ничего не получится, он не сможет выпустить даже Первый номер, издательство разорится, и тогда они, аферисты, купят по дешевке у издательства принадлежащее им офисное здание (как видим, опытный бизнесмен Минаев поработал над упертым сценарием и придумал чуть более правдоподобную схему аферы, чем какие-то там «акции телестудии», которые в России ни на каких биржах отродясь не выставлялись).
Но тут проблемка: по закону жанра Минаеву все-таки придется придумать какую-то похожую на правду схему того, как взятый с улицы гений Цыганов возьмет да в самом деле возродит, вопреки всем скептикам, умерший глянцевый журнал в России и сделает сериалу, как и «Мылодраме», хеппи-энд! Я поэтому ждал конца с интересом, не без злорадства предвкушая, как Минаев с его проверенной годами бездарностью облажается. Ведь нет в России способа возродить никакой журнал, нету!
Далее – отметим что-то хорошее. Хорошим, как и в Оттепели, по идее, должны были быть девушки. Можно было бы рассчитывать на бездну секса и обнаженного тела, а также соленых, на грани фола шуток. Можно? Нифига. Это же Минаев, поэтому ни на что, кроме соцреализма, рассчитывать не приходится. Путинский соцреализм дозволяет только мат, и никаких голых вечеринок! Поэтому в Первом номере всё как на комсомольском собрании. Светлое пятно – одна Надя Михалкова, наверно, самое светлое произведение из всех михалковских дщерей, которую, похоже, он и сам больше всего баловал. В общем, Надя из «Утомленных Солнцем» выросла в очень милую девушку, которая определенно украшает сериал. Хотя, увы, собственно актерским мастерством не блещет и в этом плане определенно уступает сестре Анне (которая тоже в этом году блеснула в сериале «Трасса»).

Еще одна потенциальная звезда сериала – Александра Бортич, но с ней облом. Бездарность сценария подводит ее, по-моему, больше всего – ей абсолютно нечего играть и не в чем блистать. Лишний повод взгрустнуть по Оттепели – какое там было созвездие острохарактерных актрис-красавиц! Из интересного – разве что появление в роли, по сути, самой себя, то есть стервозной блогерши, Иды Галич. Непонятная мне ранее толстая девица, мелькавшая в разных телешоу, я никогда не мог понять – кто это вообще такая? Поскольку, каюсь, в качестве блогерши с ней никогда не сталкивался.

Но вот увидел, как она играла сама себя – и, несмотря на уже подкатывающую легкую тошноту от сериала, отмечу с присущей мне объективностью, что сыграла она неожиданно «в масть». То есть в ней что-то есть из актерских способностей – обычно люди даже самих себя изобразить не могут. А ее роль – одна из немногих «живых», в которые хоть как-то веришь. Так что вот, у нас – восходящая звезда, Ида Галич.

бортич.jpg

По мере продвижения к финалу сюжет сериала становится все более абсурдным, бессвязным и мутным, видно, что несчастные Минаевы (их там несколько, видимо, родственники) уже и не чают, как им расплеваться с тем, что они нагородили, и хоть как-то закончить. Трудно ведь всерьез решать задачу, когда знаешь, что у нее заведомо никакого решения нет. Однако закон жанра суров: НАДО, чтобы непризнанный гений в исполнении Цыганова таки придумал, как перезапустить условный ВОГ в России «по-новому», и так, чтобы зрители поверили, что этот новый русский ВОГ порвет в РФ все чарты, вызовет огромное внимание публики и соберет огромную кучу бабла (поскольку вопрос бабла, понятно, главное и единственное, что по-настоящему волнует сценаристов).

И Цыганов (точнее, Минаев) придумывает! Все гениальное, как вы понимаете, просто. ВПЗР, оторвавшись от сочинения своего «Война и мир-2», предлагает сделать вместо глянцевого «ВОГа»… новый Огонек! Даже и название для него придумал похожее – ЛАМПА. А что? Дешево и сердито!

А давайте, - говорит сериальный великий писатель, - мы не будем снимать одних всем надоевших знаменитостей, а будем делать интервью… с простыми людьми! И станем рассказывать об их, простых людей, захватывающей жисти! Долой опостылевший гламур! Даешь простую, натуральную жизнь простых людей!!

И все участники сериала как один в восхищении выдыхают: «Гениально!»

Хотя журнал о жизни простых людей и их простых повседневных проблемах – это, собственно, и есть «Огонек». Напомню, что журналы подобного типа вымерли в России еще даже раньше глянца. Глянец загнулся с началом войны, а Огонек, если мне не изменяет память, был закрыт прямым распоряжением АП, поскольку он ее разгневал помещением на обложку фотографии Ксении Собчак. «Не по чину!» - сурово сказали в Администрации. Был «Огонек» - и не стало «Огонька». Что, очевидно, точно так же ожидало бы и «Фонарь», то есть тьфу – «Лампу».

Почему? Потому что «Нэ трэба». Идиотская идея – снимать оттепель в разгар зимы.

Кстати, что-то родное авторы, косящие под Пелевина, не могли не привнести в сериал и от себя. Хотя и не совсем понятно – зачем же так явно себя выдавать? Но, видимо, душа очень просила. Главный герой у них, хоть и пьянчуга, и бабник (это так и должно быть, зритель относится с пониманием) – он у них, как мы понимаем ближе к концу сериала – еще и подлец. Причем – в полный рост. Ворует у зависящего от него молодого человека, причем безгранично ему доверяющего – рукопись. И бестрепетно выдает ее за свою. Видимо, считалось, что это вот и будет необходимая доза «пелевенщина». Амбивалентность. Вот, мол, они какие – великие писатели земли русской. Скоты, такие же, как мы. Как это трогательно.

То есть умный подлец Минаев отработал повестку нынешней России по полной – не забыл и об отражении в произведении основной идеологии РФ – НБС! Надо быть скотом. Вот и Цыганов, смотри-ка – тоже перемазался по полной. Значит, НАШ ЧЕЛОВЕК. Любите его черненьким – беленькими-то нас всякий полюбит. Других писателей у нас для вас нет.

Кто хочет припасть к пахнущему родным навозом источнику Любви к России – милости прошу окунуться в сериал «Первый номер».

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
После 5 лет колонии Михаил Ефремов выходит на свободу по УДО и сразу возвращается на съёмочную площадку. Первый съемочный день будет в мае. Причём не просто возвращается, а становится самым высокооплачиваемым актёром страны — его гонорар составит 2,5 миллиона рублей за съёмочный день, ...
  Хотя, вы без особого труда найдете сведения, как то у одного, то у другого немецкого конструктора еще в 20-х годах заказывались для рейхсвера и истребители, и бомбардировщики, и разведчики. И даже ТТХ этих самолетов найдете. И схемы компановки. Вот как эта ...
Не стало Михаила Жванецкого... И ведь как точно подмечено... R.I.P. ...
Мне взгляд с шестого этажаОткрыл глаза на целый мир...Балкон холодный, где ...
  Истерическая компания под лозунгом «Хватит кормить Кавказ» набирает обороты, несмотря на то, что московский митинг под этим лозунгом набрал едва ли 300-500 участников ( в лучшем для его организаторов случае). Блогосфера все более наполняется ...