Ключ от половины Средиземноморья в руках Москвы. Какой опыт извлечён из охоты
diana_mihailova — 04.09.2018
Известное издание сообщило о срыве ударной операции одного из
трёх британских многоцелевых атомных подводных крейсеров класса
Astute, который должен был запустить по Сирии 20 стратегических
крылатых ракет UGM-109E Tomahawk Block IV. По данным газеты,
причиной провала стало преследование британской субмарины со
стороны либо современной модификации сверхмалошумной
дизель-электрической подводной лодки пр. 636.3 «Варшавянка», либо
пр. 877 «Палтус», входящей в состав 4-й отдельной бригады подводных
лодок Черноморского флота.
Представители английского истеблишмента являются настоящими
гуру в плане создания панических настроений в обществе, основанных
на демонизации России в глазах обывателей. Поэтому может сложиться
мнение, что данная история была просто выдумана командованием
британского флота для сокрытия истинных проблем технического и даже
необъяснимого характера, которые преследуют подлодки класса Astute
на протяжении длительного периода времени. Так, председатель
Движения поддержки флота капитан I ранга запаса Михаил Ненашев и
редактор журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков в беседах с
корреспондентами «Вестей» и журналистами газеты «Взгляд» отметили,
что у экипажа подлодки могли возникнуть технологические проблемы,
способные привести к катастрофе при попытке применения «Томагавков»
в Средиземном море, а сами «Эстьюты» регулярно оказываются в центре
внимания то из-за посадки на мель, то из-за попадания в сети
португальских рыбаков, то в связи столкновения рубки с корпусом
дружественного боевого корабля из-за несвоевременного погружения на
достаточную глубину.
Да, теоретически могла иметь место либо внештатная ситуация в
момент перемещения «Томагавка» из торпедного стеллажа в один из
шести 533-мм торпедных аппаратов, либо заклинивание створки
торпедного аппарата, способное привести к непредсказуемым
последствиям. Но на практике такой вариант достаточно маловероятен,
поскольку боекомплект из торпед Spearfish, «Томагавков» и мин
размещается не на одном, а на нескольких стеллажах, которые
«питают» сразу 6 торпедных аппаратов. Следовательно, определённая
часть арсенала (6, 8 или 10) стратегических крылатых ракет UGM-109E
всё же могла быть запущена c борта «Эстьюта» по сирийской
территории. Для этого британской подлодке достаточно было выйти на
рубежи пуска «Томагавков», находящиеся в южной части акватории
Ионического моря (около 1600 км от берегов Сирии), и спокойно
отстреляться ракетами, имеющими дальность 1600—2000 км, из рабочих
торпедных аппаратов. Тем не менее, не сложилось! А поэтому в нашем
случае британская версия выглядит очень даже правдоподобно.
Что же касается заявления капитана I ранга Владимира Мамайкина
о невозможности длительного преследования атомной субмарины
«Эстьют», двигающейся со скоростью 27—29 узлов, посредством более
медленной дизель-электрической «Варшавянки», способной выдать лишь
18—20 узлов на протяжении нескольких сотен километров, то это
истинная правда.
Но здесь вся суть заключается в том, что на стороне экипажа
нашей сверхмалошумной субмарины было важное тактическое
преимущество, избавляющее от необходимости преследования более
скоростной атомной подлодки «Эстьют». Объясняется оно
географическим фактором, играющим в пользу подводного компонента ЧФ
России. Очевидно, что одна из «Варшавянок», осуществлявшая боевое
дежурство на выходе из Эгейского моря на малом ходу (3—4 узла),
смогла первой запеленговать британскую субмарину, мчащуюся к
огневым рубежам почти на полном ходу (25—27 уз.). Британские
моряки-подводники вели себя в акватории Средиземного моря
достаточно беспечно и вальяжно, делая ставку на наличие у «Эстьюта»
водомётного движителя и новейших многоярусных амортизационных
платформ для подвижных механизмов, что увеличивает акустическую
скрытность подлодки.
Более того, центральная часть Средиземного моря практически на
постоянной основе контролируется противолодочной авиацией ОВМС НАТО
и ВМС США, в числе которой есть модернизированные самолёты P-3C
Orion и более совершенные P-8A Poseidon. Но режим «полного хода»,
способствующий резкому увеличению акустических шумов подводного
крейсера, по-видимому, сыграл с британскими моряками злую шутку, и
гидроакустический комплекс МГК-400ЭМ «Рубикон-М» одной из наших
«Варшавянок» обнаружил «Эстьют» на удалении в нескольких десятков
километров, в то время как ГАК Sonar 2076 британской субмарины
обнаружил нашу тихоходную подводную лодку на удалении в 10—20 км. У
наших моряков вполне могла появиться возможность блокирования
английской субмарины с дальнейшим закономерным изменением её курса.
Известно, что для подводного запуска «Томагавков» в варианте
UGM-109E субмарина класса «Эстьют» должна выйти на глубину порядка
45 метров и уменьшить скорость хода до пары-тройки узлов. Как вы
понимаете, осуществить данную процедуру британские
моряки-подводники не имели возможности, поскольку уже находились
под прицелом торпед ТЭСТ-71МЭ-НК, 53-65КЭ, а, возможно, и
«Физик».
Даже в том случае, если бы британская субмарина попыталась
оторваться от «Варшавянки» и уйти на другие позиции для пуска ракет
Tomahawk, её бы благополучно встретили наши противолодочные
самолёты Ил-38Н по целеуказанию, переданному с борта нашей
подлодки, ведь подводная компонента ВМФ России и противолодочная
авиация — звенья одной цепи, увязанные в единую сетецентрическую
сеть. А поэтому единственным адекватным решением для британских
моряков-подводников стал уход из центральной части Средиземного
моря.
Единственная подлодка, которая для участия в апрельском ударе
смогла проскользнуть незамеченной для гидроакустических средств
«Варшавянки», — это новейший сверхмалошумный многоцелевой подводный
крейсер «Джон Уорнер» усовершенствованного класса Virginia Block
III американского флота. В ходе же планируемого в настоящий момент
удара по Сирии прорвать противолодочный заслон американским и
английским подлодкам будет на два порядка сложнее, ведь Генштаб ВС
России учёл все ошибки, допущенные 4 месяца назад. Для тщательного
прочёсывания подводного пространства от берегов Сирии до
Ионического моря командование Военно-морского флота задействовало
уникальные дальние противолодочные самолёты Ту-142М3/М, способные
за короткий период времени расставить 64 пассивных
радиогидроакустических буёв РГБ-75 и РГБ-15 с каждого самолёта. По
последним данным, две машины данного типа были переброшены с
авиабазы в Ейске на авиабазу Хмеймим 1 сентября 2018 года для
участия в крупнейших военно-морских учениях российского флота в
акватории Средиземного моря, основная цель которых — сдерживание
Объединённых ВМС НАТО от деструктивных действий против Сирии.
Источники информации: