Ключ к пониманию Откровения Иоанна Богослова - комментарий Николая Сербского

топ 100 блогов farisaios16.06.2016 В Ключ к пониманию Откровения Иоанна Богослова добавил комментарии святителя Николая Сербского из его книги «Символы и сигналы». Уже опубликованные комментарии дополнил:

Откр. 1:13
Николай Сербский[1]:
Горящий светильник и чресла препоясанные есть символ разума, просветленного верой в Христа, и страстей плотских, обузданных воздержанием.

Откр. 1:16
Николай Сербский[2]:
Солнце есть символ самого Господа Бога, святой Григорий Богослов писал: "То, что для плотского человека солнце, то для духовных - Бог". Подобно тому, как солнце сияет и светом своим освещает и согревает все живые существа на земле, так и Бог освещает все души разумом Своим и согревает их любовью Своей. Без солнца - смерть телам, без Бога - смерть душам. Пророк Моисей говорил народу израильскому: "Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, чтобы жил ты" (Втор.30:19). Другими словами, познай Бога, единственного и живого, невидимого, и Ему лишь одному поклоняйся, но не преклоняйся пред видимыми символами, принимая их за богов, иначе станешь идолопоклонником. Первое есть жизнь, а второе – смерть.
Он же[3]:
Пророк Даниил говорит о праведниках, что они воссияют, как звезды, вовеки, навсегда (Дан.12:3). Другие пророки тоже уподобляли святителей звездам, сияющим на своде небесном и освещающим вселенную. Они всегда считали звезды символами ангелов, праведников и угодников Божьих, а солнце считали символом самого Царя, Всевышнего Господа.
Он же[4]:
Меч и семя есть символы слова Божьего, причем "семя" означает произнесенные Господом слова, а "меч" - силу слова Господа, как сказано в Откровении святого Иоанна Богослова: и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч (Откр.1:16). И апостол Павел указывает: возьмите меч духовный, который есть Слово Божье (Еф.6:17).

Откр. 2:17
Николай Сербский[5]:
Камень прежде всего означает самого Христа. Об этом говорили еще ветхозаветные пророки…
Господь поставил на Сионе, Святой горе Своей, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный (Ис.28:16), чтобы был тот камень фундаментом нового царства вечного - царства христианского.
Камень тот прекрасен, чудесен, но и ужасен. Он прекрасен для принявших Его в сердце свое, но ужасен для отвергающих Его. Никогда Всеблагой Господь не произносил устами Своими более страшных слов, чем когда пророчествовал: Всякий, кто упадет на тот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит (Лк.20:18). Теми страшными словами Он напомнил зодчим всякого рода: устроителям собственной души, семьи, общества, народа, государства, человечества, что они не смеют и не смогут создать что-то помимо Него, Краеугольного Камня. Святой Феофилакт Болгарский в своем "Толковании Евангелия от Луки" указывает, что "евреи были отбиты (тем камнем) в мякину и развеяны по всему свету. Вспомните, что сначала они упали на тот камень, то есть прельстились, а потом камень упал на них и казнил их".
Символизирующий Христа камень в то же время символизирует и твердую веру в Христа. Когда апостол Петр признался в своей вере в Господа, сказав: "Ты - Христос, Сын Бога живого", Господь ему ответил: "Ты - Петр (а имя Петр означает камень), и на этом камне я создам Церковь Свою", то есть на той вере, в которой он исповедался. А тот же самый Петр (камень) в своем Послании называет верующих живыми камнями: "Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный" (1Пет.2:4-5), ибо все те, которые во имя Христа крестятся, в Христа облекаются и становятся похожим на Христа. Поэтому апостол Петр и называет христиан так же, как и Христа, живыми камнями. Множество камней на земле символизирует многочисленность верующих во все времена, от начала мира до конца света. Вспомните: Господь обещал Аврааму, что потомки его в правой вере будут многочисленны, как песок на берегу моря (Быт.22:17).
Те люди, что строят свою жизнь на вере в Христа, как на камне, названы в Евангелии мудрыми, а те, что строят на песке, неразумными. Построенное мудрыми стоит веками, а построенное неразумными рушится под порывами ветра и пропадает. В древности были люди, отпавшие от Бога, задумавшие построить башню до небес. Они даже начали строить ее из кирпича, но Господь разрушил их здание, потому что оно не имело в основании камня, камня веры, а покоилось на зыбучем песке безверия. Иначе говоря, оно основывалось не на вере в Бога, но на вере в человека. Так расстроилось когда-то и всегда будет расстраиваться любое дело, начатое не во имя истинного Бога и не основанное на вере в Него…
Он же[6]:
Здание, построенное на камне олицетворяет Церковь Христову, утвержденную на вере в Сына Божьего, а также символизирует воспитание молодежи на евангельской основе. Напротив, "здание, построенное на песке" означает любое духовное и моральное созидание, основанное на противоположных взглядах.

Откр. 2:27
Николай Сербский[7]:
Посох, жезл - это знак власти и старшинства. Кроме того, это и трость Ангела Хранителя, удерживающего человека с правой стороны, чтобы тот не пал в грязь греха.

Откр. 3:8
Николай Сербский[8]:
Врата, дверь - это тоже символ Христа, согласно Его собственным словам: Я есмь дверь. Кто мною войдет, тот спасется. Никаким другим путем невозможно войти в Царство Небесное. Причем "врата" те узкие, опять же по словам Иисуса Христа. Почему они узкие? Да потому, что человек, с трудом протискиваясь через них, должен содрать с себя, как змея старую кожу, облик природного, ветхого человека, иначе ему в Рай не войти.

Откр. 3:17
Николай Сербский[9]:
Поэтому и мы, христиане, считаем землю, солнце и звезды символами, обозначающими духовную реальность, но никак не саму реальность. В отличие от нас, язычники, как в древности, так и новейшие времена, считают эти астрономические объекты единственно существующей реальностью, а где есть нечто материальное, вещественное, там возникает и обожение до преклонения!..
Заблуждение и древних, и современных идолопоклонников имеет источником то, что не дух руководит их взором, а как раз наоборот: взор ведет за собой дух. Дух, как слепец, плетется за зрением и поклоняется тому, что глаза принимают за реальность и называют божеством. Должен был явиться Спаситель, чтобы укрепить расслабленный дух и дать ему первенство перед зрением и материей. Спаситель сошел к людям и объявил вечную истину: Бог есть дух (Ин.4:24). У тех, кто это прочувствовал и принял, спала пелена с духовных глаз, как у ослепшего Савла, и они внезапно духовно прозрели и провидели. Они увидели и поняли, что все творения на свете, которых они прежде обожествляли как богов, как истину и реальность, есть не что иное, как притча о едином, вечном и живом Господе Боге.

Откр. 3:18
Николай Сербский[10]:
Золото есть символ истины. Мудрецы с Востока принесли новорожденному Царю в дар золото, ладан и елей. Иоанн Златоуст толкует эти дары, как познание истины, послушание и любовь. Золото не изменяется и не обманывает. Каково оно в короне царской, таково и в земле, и в воде, и в огне - повсюду одинаково. Поэтому христианские богословы и прозорливцы всегда считали золото отображением истины; не самой истиной, но именно картиной истины, символом истины.
Золото не было выбрано краеугольным камнем, ибо фундамент должен быть прочен и тверд, а золото мягко. Основа нашего спасения есть вера. Золото символизирует дальнейшее строительство на камне веры, то есть тому, кто имеет веру в Христа, твердую, как камень, тому впоследствии открывается истина веры, светлая в чистоте, как золото, и мягкая в милости, как золото. Милость неотделима от истины. Истина - это сияние и нежность, подобно ей золото имеет блеск и мягкость. Поэтому апостол Павел утверждал, что золото стоит на камне, то есть истина покоится на вере.
Он же[11]:
Оборот капитала - это символ обретения Царства Небесного: обретения нетленного взамен бренного, вечного взамен преходящего, небесного взамен земного. В Евангелии сказано, как господин, наделив слуг талантами, отправился в дальние страны и повелел им пустить этот капитал в оборот.

Откр. 4:5
Николай Сербский[12]:
Молния и тать символизируют неожиданность второго Пришествия Христа. В Своем втором Пришествии Христос явится стремительно, как молния, и скрытно, как тать в ночи. Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш придет (Мф.21:42).
Он же[13]:
Гром как знак Божьего гнева прогремел во время войны между израильтянами и филистимилянами. Сыны народа израильского отвергли идолов и стали служить одному Господу, а филистимиляне пошли на них войной. Когда Самуил приносил жертву, услышал его Господь и прогневался на филистимилян. Господь возгремел в тот день сильным громом над филистимилянами и навел на них ужас, и они были поражены пред Израилем (1Цар.7:10).

Откр. 4:7
Николай Сербский[14]:
Человек, лев, вол и орел - четверка символических существ. Пророк Иезекиль и святой Иоанн Богослов наблюдали в своих видениях, как эти существа стоят у престола Всевышнего. Согласно пророкам, они символизируют четыре основных добродетели: мудрость, храбрость, правдивость и целомудрие. "Человек" - это мудрость, "лев" - храбрость, это ясно. "Вол" символизирует правду потому, что этих животных всегда приносили в жертву ради искупления грехов против истины. "Орел в полете" означает целомудрие потому, что он достигает поднебесных высот, а там повсюду чистота духа, целомудрие. Кроме того, эти же четыре символических существа олицетворяют различные духовные Силы, что день и ночь воспевают у престола Господа: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!



[1] Николай Сербский, свт. Символы и сигналы, гл. 8, п.16.
[2] Николай Сербский, свт. Символы и сигналы, гл.2, п.3.
[3] Николай Сербский, свт. Символы и сигналы, гл.2, п.6.
[4] Николай Сербский, свт. Символы и сигналы, гл.8, п.19.
[5] Николай Сербский, свт. Символы и сигналы, гл. 4, п.1-5.
[6] Николай Сербский, свт. Символы и сигналы, гл. 8, п.7.
[7] Николай Сербский, свт. Символы и сигналы, гл. 8, п.18.
[8] Николай Сербский, свт. Символы и сигналы, гл.8, п.5.
[9] Николай Сербский, свт. Символы и сигналы, гл.2, п.7-8.
[10] Николай Сербский, свт. Символы и сигналы, гл.4, п.6-7.
[11] Николай Сербский, свт. Символы и сигналы, гл.9, п.17.
[12] Николай Сербский, свт. Символы и сигналы, гл.9, п.16.
[13] Николай Сербский, свт. Символы и сигналы, гл.15, п.7.
[14] Николай Сербский, свт. Символы и сигналы, гл.6, п.7.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В Батуми проходит международный фестиваль байкеров, где собрались 200 байкеров из Турции, Грузии и Армении. Замечательное было зрелище, советую посмотреть ...
такие вот испуганные патриоты своими заявлениями при побеге из страны наносят вреда не меньше, чем укус кобры или гадюки. Нет, конечно, запретить им возвращаться скорее всего нельзя. Но нельзя и, образно говоря, на пушечный выстрел подпускать к тем сферам, где они идеологически могли бы ...
У меня состарилась одна из любимых кофтеек. Ну, что делать, не век же ей быть! А она у меня была одна из двух, которые с рукавом три четверти. Я почему-то нежно люблю именно когда рукав три четверти. Я потёрла лапки в предвкушении того, что можно на законных основаниях купить обновку. ...
Я тут позавчера сильно озадачилась вопросом про лажающие по мнению американцев парктроники. Тем более, что у меня у дома свои дети, а у школы еще и чужие. ...
      Спецоперация «Ходорковский» прошла успешно. Все условия соблюдены и договоренности выполнены.      А вы как думали? Что его выпустят по звуки фанфар и вспышки фотографов, прямо в нежные объятия адвокатов, штатных правозащитников и ...