"Клубничная поляна" К. Селиверстова как зеркало питерской интеллигенции
olhanninen — 14.11.2010 Более трогательной, беззащитной и беспощадной сатиры на русскую постперестроечную интеллигенцию, чем фильм Константина Селиверстова "Клубничная поляна" я не видела никогда. Зеркало в дрожащих от любви руках. Причем это не пародия, а самая натуральная правда околобогемной жизни, как натуральны морщины на лицах актеров, косноязычная речь, их неухоженная дешевая одежда, безвкусная бедность жилищ и уже неоднократно упомянутый критиками целлюлит на попах актрис.А остраненно показанная правда и есть самая, что ни на есть, сатира.
Стильный, талантливый фильм о таланте и бездарности не каких-то абстрактных слезодробительных маленьких людей, а вполне обычных питерских интеллигентов, которые тем или иным боком относятся к творческим профессиям, в которых, однако, не преуспели, не стали звездами, но живут и работают, обеспечивая свою для нас богемную, а для них вполне обычную, ежедневную жизнь.
И камера дрожит от понимания и жалости к ним.
- Боже, вот так все мы и снимаем порно, - думала я во время просмотра этого фильма. И ведь действительно кто-то в прямом смысле работает в секс-индустрии, а кто-то пишет, фотографирует и рисует так, что уж лучше бы в порно-фильмах снимался.
И при этом все повально говорят о высоком искусстве и любви, причем пользуются такими расхожими штампами и замусоленными словами, из плена которых мы выбраться не можем, потому что даже не замечаем его, что молчание кажется уже не золотом, а идеалом.
Недостижимым, потому что мы все в сети. И снова – кто в прямом смысле, а кто опосредованно мы не только говорим, но и живем по чужим лекалам.
И это так пошло выглядит со стороны.
А ведь искренне к искусству тянутся люди, к добру и красоте, всерьез.
Да, в фильме "Клубничная поляна" можно найти множество слоев, а можно один: один страшно жаркий летний петербургский день 2010 года в жизни людей, причастных к съемках порнофильма, и их знакомых.
Действие фильма разворачивается на фоне чудесной музыки Гурджиева, и это неудивительно, ведь, - кстати, о роскошно органичной игре актеров, - главная героиня фильма Аня (Е. Клеопина) – талантливая пианистка и композитор, сочинения которой использует для своего порно-фильма с рабочим названием «Раздвинь пошире» режиссерствующий эстет – впрочем, верно и обратное определение, - Александр Маркович (Н. Молодожен).
Что, уже смешно?
То ли еще будет.
Да, это не попсовое кино: там большие деньги, настоящие красавицы-актрисы и красавцы-актеры, за которыми день и ночь охотятся фанаты и папарацци, душераздирающие страсти, злодеи и положительные герои, и добро всегда побеждает зло, или, в крайнем случае, манифестирует себя как таковое, чтобы победить зло в ваших душах.
Облагородить.
Но вот ведь парадокс: только не получается у него почему-то.
О фильме "Клубничная поляна" можно много спорить, но единственный эпитет, который мне кажется неприменимым к нему – это "бессильный". Это сильный фильм, сатирически задевающий за самые больные места живых и теплых людей, которые живут так, как герои фильма и рядом с ними.
И большинство из них вряд ли со мной согласится в оценке фильма К. Селиверстова.