Клуб адского пламени

Первый Клуб адского огня появился в Лондоне в 1719 году. Его основателем стал лорд Филипп Уортон — молодой развратник и мот, который путешествовал по Европе, воевал против англичан, был обвинён в государственной измене и умер от последствий собственного распутства в возрасте 32 лет, так и не доехав до лечебных вод в Испании.
О деятельности клуба известно немногое. Его членами были ближайшие друзья герцога Уортона: граф Хилсборо, кузен герцога граф Личфилд и лорд Эдвард О'Брайен.
Клуб адского огня стал пародией на джентльменские клубы доброй старой Англии. В клуб принимали не только мужчин, но и женщин. Его члены глумились над христианством, устраивали пародии на богослужения. Они говорили, что председателем клуба должен стать сам Сатана, а себя считали «рядовыми» демонами. Блюда, подаваемые на «заседаниях» клуба, именовались, например, как «чресла сатаны», а основным напитком стал «пунш адского пламени». Заседания клуба проходили по субботам в различных злачных местах Лондона; самыми популярными были таверна «Грейхаунд» и конный клуб Уортона, а также дома его друзей.
В то время, когда действовали лондонские джентльменские клубы, ставшие местом для обсуждения различных интересов, например, поэзии, философии и политики, клуб Уортона был чем-то вроде пародии и сатиры на то, как жили представители английской аристократии — члены клуба высмеивали религию, что было в то время весьма популярно. Одной из задач клуба было шокировать общественность, а не нанести серьёзный вред религии или морали. Президентом клуба считали самого Дьявола, хотя члены, очевидно, не поклонялись демонам или дьяволу, а называли дьяволами самих себя. В отличие от «джентльменских клубов» в Лондоне, в Клуб адского пламени принимали как мужчин, так и женщин. Члены клуба встречались по субботам в разных местах в Лондоне. Таверна Грейхаунд была самой популярной локацией, где встречался клуб, однако из-за того факта, что женщин в то время в таверны не пускали, встречи проводились также в домах членов, а также в конном клубе Уортона.
Разумеется, слухи о новоявленных «сатанистах» быстро распространились по Лондону, и власти были вынуждены предпринять расследование деятельности клуба. Однако никаких особых доказательств поклонения силам зла найдено так и не было. Поэтому общественность смотрела на молодёжь сквозь пальцы, считая, что происходящее — лишь дань моде. Молодые люди слишком увлеклись идеями якобинцев, Вольтера и Дидро. Пройдёт.
Тем не менее в 1721 году, по указанию премьер-министра Роберта Уолпола, клуб был запрещён.
Герцог Уортон унывал недолго: он вступил в масонскую ложу и даже стал мастером Первой великой ложи Англии, а после того как рассорился с масонами, создал орден гор-могонов — пародию на масонские ложи. В 1725 году Уортон был вынужден бежать из Англии от кредиторов — его долг к этому времени составлял 70 тысяч фунтов.
Но семя было брошено на благодатную почву.
В 1751 году Дэшвуд взял в аренду Медменемское аббатство на Темзе. Переехав в аббатство, Дэшвуд затеял масштабные и весьма дорогостоящие работы по модернизации ветхого здания. Оно было перестроено архитектором по имени Николас Реветт в стиле неоготики, который в то время набирал популярность. На дверях была вывешена надпись с девизом Fait ce que voudras. Под Аббатством у Дэшвуда было несколько пещер — расширенных после его появления в здании. Пещеры были украшены фаллическими символами и другими символами сексуальной природы.
На Вальпургиеву ночь 1752 года состоялось первое заседание "братства св. Франциска Уайкомского» под председательством Фрэнсиса Дэшвуда — будущего лорда-канцлера.
Члены клуба встречались здесь периодически примерно с 1749 по 1760 год, а возможно и до 1766 года. Количество членов было ограничено до 12-ти человек. В дальнейшем клуб расширился, вероятно там практиковалось и свободное посещение, а не только обязательное членство. Состав клуба Дэшвуда точно неизвестен, но среди его членов историки осторожно называют имена Уильяма Хогарта, который не был джентльменом, однако был принят в клуб после того, как изобразил Дэшвуда в роли нищенствующего францисканского монаха и Джона Уилкса, который вступил в клуб намного позже под псевдонимом Джон Ойлесбери, а также Роберта Ванситтарта, Томаса Поттера, Фрэнсиса Даффильда, Эдварда Томпсона, Пола Уайтхеда и Джона Монтаду, 4-го графа Сэндвича (известный изобретением сэндвича), а также Баб Додингтон, очень тучный человек лет 60-ти.
Бенджамин Франклин по некоторым сведениям, когда жил в Англии, посещал собрания клуба в течение 1758 года, но не в качестве члена, некоторые исследователи считают, что он был шпионом.
Теперь члены клуба насмешливо называли себя монахами Медменхэма и собирались весьма регулярно — раз в месяц, а осенью и весной проводили «расширенные заседания», которые длились неделями.
Сначала в Клубе адского огня было ровно 12 членов — очевидно, в насмешку над числом апостолов Христа, но вскоре из-за множества желающих предаться запрещенному распутству (в том числе и содомии) состав пришлось расширить.
Так как протоколов заседаний клуба не сохранилось, многие члены стали известны лишь благодаря переписке друг с другом.
Собрания проходили раз в месяц, также проводились многодневные собрания в июне или сентябре, которые длились неделю или даже больше.
Члены клуба обращались друг к другу «Брат», а главу клуба именовали Аббатом. Во время встреч они, предположительно, облачались в ритуальные одежды: белые брюки, пиджаки и кепки, тогда как «Аббат» (сам Фрэнсис Дэшвуд) носил красную одежду, но в том же стиле.
Как и относительно клуба Уортона , о собраниях Дэшвуда ходили слухи о том, что там проводятся черные мессы, оргии, поклонение Сатане или демонам. Другие клубы, особенно те, что находились в Ирландии и Шотландии, обвиняли в ещё худших поступках. О женщинах, членах клуба, ходили слухи, что все они были проститутками, тогда как члены клуба называли их монахинями. В клубе Дэшвуда в религиозные ритуалы привносили элементы эротики, также там много пили, занимались любовью с женщинами лёгкого поведения и устраивали застолья.
Хотя в народе считалось, что «господа» во время собраний предаются оргиям, совершают чёрные мессы и соревнуются в богохульстве, более осведомлённые авторы (вроде Хораса Уолпола) указывали на атеистический характер собраний.
Согласно исследователю истории клуба, Хораку Уолполу, члены «исповедовали язычество: поклонялись Вакху и Венере и публично приносили им жертвы, а также почитали нимф, фигуры которых стояли у входа в Аббатство. Также там стояли бочки, посвященные Вакху». В саду Дэшвуда в Западном Уайкомбе стояли множество статуй и фигур различных богов: Дафны и Флоры, Приапа и уже упоминавшихся Венеры и Диониса.
Если в клубе Уортона была, в основном, одна молодёжь, то у Дэшвуда возраст некоторых членов клуба достигал 60 лет — пороку были подвержены все английские джентльмены, независимо от возраста. Собственно, и сам Дэшвуд был уже немолод — его v возраст приближался к 50 годам.
Пещеры «Адского пламени» или западные Викомбские пещеры (Англия) – это сеть туннелей длиной 500м.
Эти пещеры были вырыты в период между 1748 и 1752 годами, для Фрэнсиса Дешвуда, специально для печально известного Клуба Адского Пламени.
Закат Клуба адского пламени Дэшвуда длился очень долго. В событиях того времени довольно сложно разобраться. Во время своей службы Дэшвуд заседал в Палате лордов и получил титул барона Деспенсера после того, как предыдущий носитель этого титула умер. В начале 1763 года была предпринята попытка ареста Джона Уилкса за клевету на короля и мятеж. Во время расследования, начатого, предположительно, графом Сэндвичем, у которого были свои причины желать избавления от Уилкса, был обнаружен «Опыт о женщине», отпечатанный на станке, который использовал и Уилкс. Работа, скорее всего, написанная Томасом Поттером, содержала непристойные выражения, богохульство и клевету — все это было запрещено законом в то время, и правительство пыталось выслать Уилкса из страны. Между 1760 и 1765 годами была опубликована книга «Приключения в Гвинее» Чарльза Джонстона. За некоторыми историями, описанными в этой книге, проступают реалии Медменемского аббатства. Например, упоминается лорд Сэндвич, который спутал обезьяну с дьяволом. Эта книга и послужила связующей нитью между медменемской братией и «клубом адского пламени», как их стали называть позднее. К тому времени многие «нищенствующие монахи» были уже либо мертвы, либо вне пределов страны. Встречи в аббатстве прекратились к 1766 году.
|
</> |