«Клипот» Сергея Арланова, 2023
macroud — 27.03.2024Сериал, коротенький, на четыре серии всего, но рос-кош-ный. Здесь прекрасно всё!
Да, есть параллели, если не сказать, отзеркаливание, со всем известными «Бесами». Но эту тему разбирать не будем. Гораздо любопытнее мало кем замеченная, но оттого не менее бросающаяся в глаза параллель с быковскими «Спящими» – по посылу, не по сюжету. (Кстати, Арланов снял не только «Клипот», но и второй сезон «Спящих», так что параллель уже и вовсе явная.) Вся подноготная отечественной либерды. Не только нынешней, но и советской ещё.
Провинция. Глубокая и ни разу не индустриальная. Ну, то есть патриархальная и в известной мере паразитирующая на трансфертах Центра. Местная элита, губернатор и присные – на удивление приличные люди, которые действительно для народа и почти честно. Семьи их, правда, страдают – потому что дыра и вдалеке от ровни. И молодёжь. Не вообще молодёжь, а элитные бастарды, что по крови и по духу. Тоже страдают. Но не из-за дыры, а из-за отставленности от высшего общества. В своё время комсомолу, тому, что при портфелях и галстуках, тоже хотелось порулить. Вот и этим хочется. Чтобы продемонстрировать свою некаквсешность не только лишь в самоощущении.
И вот из дальних стран возвращается красавец-брюнет Чацкий/Онегин/КнязьМышкин. Но нет, не Мышкин и не Чацкий – первый чрезмерно совестлив, второй служить бы рад. А наш служить отнюдь не рад. И околоэлитная молодёжь гальванизируется.
Не то чтобы претенциозному «болоту» не хватало лидера – скорее, иконы стиля. Серый кардинал-то у них был. Но тому баламутить «болото» просто так – себя не уважать. Потому что не ровня. Не перед кем выделываться. А вот продемонстрировать свои умения перед иконой…
У каждого есть слабость, пунктик, что-то. Коснись – и получишь результат. Все они – марионетки, а ты – режиссёр с пучком ниточек. Или демиург? А кто тогда бог?
В общем, один дождался-таки другого: харизматичный брюнет-интеллектуал, все жизненные принципы которого исчерпываются фразой «Мне скушно, бес…» и донельзя циничный и жутко активный блондин с талантом организатора. Оба провокаторы по жизни и манипуляторы. И они, что любопытно – братья. Не по крови – по сожительству родителей. И это уже прямой намёк, что перед нами притча…
Мать брюнета – олигархиня, в некотором роде отставленная, но тем не менее до сих пор с влиянием и связями. Отец блондина – «звезда» радиоэфира, рупор провинциальной либерды и… приживал при той олигархине. Есть мнение, что ещё и постукивает… Ну, картина же маслом!
И два героя принимаются за дело. Нет, только один – тот, что блондин.
Власть честная? Да кто же ей поверит? В моде-то во власть плевать. Плюнем! Ради красного словца не пожалеем и отца. Буквально. Бескомпромиссная у нас молодёжь! Без и бес… Жить-то только как потом?
А тот, что брюнет, по-прежнему скучает. Что богу до муравьёв? Особенно, если мама всегда прикроет от кровавой гэбни?
Кровавая гэбня-то думает, что перед нею группа политических радикалов, да у тех радикалов и политических взглядов-то нет никаких. Инфантильность да необоснованные амбиции – вот и вся их политическая программа. Да ещё чувство превосходства. Но его-то и вовсе никуда не подошьёшь.
Тем не менее трупы множатся… А провинциальный элитный мирок рушится…
Зато из местечковых крови и репрессий вылупляется мотылёк либерального божка международного масштаба, новой иконы, которому уже не требуется икона старая. Тот, скучающий бог, рефлексировал, за что и поплатился. Новый бог не рефлексирует – у богов не бывает совести. Чести, правда, тоже не бывает…
|
</> |