Клинико-патопсихологическая динамика навязчивостей в лечении ОКР.
alienist_l — 15.08.2022Классическая клиническая картина ОКР описана давно и, конечно, хорошо известна всем специалистам. Основной, но не единственной патопсихологической единицей этой нозологии являются различного рода навязчивости, и определившие в итоге само название процесса. Основные характеристики и патопсихология навязчивостей также детально описаны и разработаны.
В настоящее время, на протяжении последних 5 лет, обращает на себя внимание существенный патоморфоз клинических и патопсихологических проявлений как навязчивостей, так и ОКР в целом, который требует отдельного описания или, возможно, монографии.
При этом еще меньше внимание привлекает патопсихология клинической динамики при лечении ОКР, как фармакологическом, так и при психотерапевтическом и смешанном. Большинство специалистов констатируют динамику, используя понятия «уменьшение», «исчезновение», «редукция», «частичная или полная ремиссия». Эта короткая статья представляет собой попытку описания динамики навязчивостей в ходе лечения и высказывание гипотезы о закономерностях их обратного развития.
В своем развитии редукция основного симптома ОКР(навязчивостей) проходит несколько фаз. Каждая из этих фаз будет изложена отдельно.
1-я фаза. Патопсихология этой фазы является собственно клинической картиной ОКР.
• Это различного рода идеаторные навязчивости, руминации с ритуалами 1-го и 2-го порядка. Также фаза характеризуется эгодистонностью, тягостностью переживаний и невозможностью от них избавиться. Пациенты выполняют ритуалы различной степени изощренности с целью снизить аффективное напряжение, совершают различные компульсивные действия.В основе навязчивостей- различного рода идеи-тревожные опасения.
• Еще одной характеристикой обсессий является их упорность. Пациент выполняет множество ритуалов и иных действий, чтобы избавиться от них, однако эффективность этих действий низка, а порой и полностью отсутствует. Пациентам очень трудно убедиться, например, в том, что их руки чисты от загрязнений после 10-го мытья. Еще одним уместным примером является многократная проверка закрыта ли на ключ дверь, выключены ли опасные электроприборы при уходе из квартиры и т.п.. Тревожные опасения подобного рода не устраняются даже после многократных проверок и контролей. То есть, какого бы содержания ни было тревожное опасение, убедиться в его отсутствии удается с большим трудом либо вовсе не удается.
• Значительное изменение стиля жизни. Интересы, характер социальных контактов, трудовая деятельность постепенно как бы собираются вокруг ОКР, а последняя становится центральным, доминантным явлением в жизни. Вследствие этого снижается качество и и объем всех остальных сфер жизни- социальные контакты, трудовая деятельность; ухудшаются также парные отношения и сексуальная сфера.
Таким образом, в краткой форме клинику 1-й фазы можно описать триадой: обсессии+компульсии- тревога+внутреннее напряжение-изменение стиля жизни.
Однако в дополнение к этой триаде целесообразно выделить еще несколько патопсихологических явлений:
• отсутствие временной паузы, временного зазора между обессией и компульсией. Появилась навязчивое опасение о том, что руки грязные- сразу же следует мытье рук, устранение этого загрязнения. Возникло опасение о наличии какого-нибудь смертельно опасного заболевания-немедленно следует пройти обследование, чтобы убедиться в обратном. Попытка пациента как-то удержаться от этого действия приводит всегда к резкому росту тревоги и внутреннего напряжения.
• Обсессивная мысль на этом этапе всегда реализуется вовне, облекается в конкретные действия, никогда не остается только в голове.
В доступной мне литературе отдельно эти явления не выделялись и их клиническая значимость не обсуждалась. Считаю, что именно оценка этих явлений в совокупности с симптомами из первой группы позволяет увидеть клиническую динамику непосредственно
2-я фаза.
Патопсихология этой фазы, являясь отражением эффективности проводимого лечения, характеризуется следующим:
• По-прежнему в полной мере сохраняется содержание навязчивостей, которое представляет собой различного рода идеи- тревожные опасения( загрязнения рук, оставления жилища открытым, заразиться опасной болезнью и т.п.)
• По-прежнему сохраняется высокая аффективная насыщенность навязчивостей, присутствует тревога и внутреннее напряжение, хотя и в несколько меньшей степени. Сохраняется и эгодистонность симптоматики.
• Также остается неизменным и отсутствие временной паузы в паре «обсессия-компульсия»
• Без изменений остается и направленность, вектор в паре обсессии-компульсии. Навязчивости всегда воплощаются в конкретные действия
• При этом значительно повышается эффективность компульсий, их убеждающая сила. Теперь пациенту действительно удается убедиться, поверить в то, что он хорошо вымыл руки, правильно и качественно прошел исследования на инфекцию, закрыл дверь. В такие периоды отмечается заметное снижение внутреннего напряжения и тревоги. Стоит сказать, что длительность таких эпизодов поначалу невелика, постепенно увеличиваясь по ходу терапии
• Стиль жизни остается прежним и продолжает фокусироваться вокруг ОКР.
3-я фаза
Патопсихология этой отличается динамикой сразу по нескольким направлениям:
• Содержание тревожных опасений, их идеаторный компонент остается прежним.
• При этом заметно снижается аффективная насыщенность этих переживаний, их личностная значимость. Уменьшается тревога и внутреннее напряжение при возникновении навязчивых идей. Также снижается и ощущение эгодистонности( что важно, кстати, для проводимой в дальнейшем психотерапии)
• Именно в этот период происходят важные изменения в виде увеличения временного зазора в паре «обсессии- компульсии». Значимое количество обсессий теперь либо не приводят к возникновению компульсий(ритуалов), либо приводят спустя некоторое время. То есть пациент становится более устойчивым к тревоге и внутреннему напряжению
• Вектор в паре «обсессии-компульсии» в значительной мере теряет свою направленность изнутри наружу. Теперь эти идеи часто остаются только лишь идеями, руминациями, навязчивой умственной жвачкой.
• В некоторой степени изменяется и стиль жизни. В ней вновь появляются на короткое время интересы, не связанные с ОКР.
4-я фаза.
• Тревожные идеи и опасения становятся более поверхностными, менее разработанными, менее детальными. Становятся мимолетными, неустойчивыми, хотя и регулярно возникающими.
• Периоды аффективной насыщенности, тревоги и внутреннего напряжения в период этих мыслей становятся редкими, возникают не всегда. То есть теперь навязчивости возникают часто при спокойном эмоциональном фоне с минимальным ощущением эгодистонности мыслей и тягостности этих переживаний.
• В этой фазе обсессии превращаются в компульсии лишь изредка в периоды стрессов, волнений, неприятных событий в обыденной жизни
• Вектор в паре «обсессии-компульсии» окончательно изменяется. Эта пара остается только в голове. Например «я говорила по телефону, когда закрывала дверь в квартиру и не могу вспомнить, хорошо ли я закрыла- когда я вернусь домой, я перед тем, как достать ключи, проверю, закрыта ли дверь как положена». То есть происходит интериоризация компульсий.
• Значительно изменяется стиль жизни. Происходит либо возврат к прежнему, доболезненному стилю, либо появление новых сфер деятельности и интересов.
5-я фаза
• Идеи и тревожные опасения по-прежнему составляют часть внутренней реальности личности, хотя и сохраняется их поверхностность и мимолетность. Однако появляется важная деталь- не происходит усугубления процесса в случае, если тревожное опасение внезапно реализовалось. Например, человек действительно забыл закрыть дверь в квартиру или машину. Или в реальности получил инфекционное поражение кожных покровов или их загрязнение бактериями(например, лежание на пляже или на грязном полу).
• Усиление аффективной насыщенности, тревоги в этой фазе носит реактивный характер, а усиление степени навязчивости в таких случаях является формой психологической защиты в стрессе.
Описанная выше психопатология фаз может служить значительным подспорьем для проводимой психотерапии, фокусируя и направляя ее с целью большей эффективности.
|
</> |