Клаустрофобическая трилогия и тайна жёлтой комнаты


И есть ещё одна связующая деталь. Самая важная. Я обнаружил её сам и до сих пор ни у кого не натыкался на подобную мысль, поэтому будьте уверены в свежести натянутой мною на глобус совы. В каждом из этих трёх фильмов присутствует жёлтая комната, образ, характерный не только визуальным рядом, но и своей ролью, которую он играет в композиции и философии каждой картины.

Жёлтая комната появляется в разные моменты сюжета, но всегда во втором акте. Помимо специфичного цвета (очевидным образом, жёлтого), она обладает ещё рядом узнаваемых и повторяемых черт. Жёлтая комната всегда забита живописным хламом, артефактами назначения в целом понятного, но причудливо искажёнными, как во сне или в ИИ-генерации. И всегда, во всех трёх случаях, жёлтая комната – это перевалочный пункт. Сцена для перехода между состояниями героя или частями фабулы.

В «Чужом» – это ангар «Ностромо», хранилище припасов и запчастей. У него красивая золотая дверь с узорами обнажённых трубок и кулеров, которая ведёт в отсек для шасси, где поджидает среди лязгающих цепей ксеноморф. Фактически жёлтая комната здесь играет роль буферной зоны между привычным и потусторонним миром; как избушка на курьих ножках в «Морфологии волшебной сказки» Проппа, она стоит на невидимой грани, и только через неё можно пройти со стороны живых в страну смерти. Бретт заходит в ангар, чтобы поймать корабельного питомца Джонси, но рыжий котик (вновь в соответствии со сказочными традициями) убегает на ту сторону, в мир ужаса, где Бретта поджидает лик хтонического небытия.

С котиком Джонси всё будет в порядке.
Именно после прохождения зрителем жёлтой комнаты взрослый ксеноморф предстаёт перед нами впервые, а «Ностромо» превращается в его обитель. Именно золотой ангар лежит в композиционном центре второго акта, из которого начинается движение к кульминации фильма.

Жёлтая комната Blade Runner’а – это спальня Тайрелла. Барочный интерьер в обилии свечей и драпировок, каждый кусочек пространства заставлен фигурами существ, тяжело дышать и формально высокие потолки вот-вот раздавят тебя. Ридли Скотт говорил, что по его разумению, настоящий Тайрелл уже давно умер, заменив себя репликантами, поэтому его обитель снаружи похожа на гигантский пирамидальный мавзолей. Так или иначе, спальня ощущается склепом.

Здесь имеет место иной, нежели в «Чужом», но драматургически сходный сюжет: античное убийство отца сыном. Подобно Крону и Зевсу, Рой уничтожает своего создателя, сын бога убивает бога, чтобы самому стать богом и обречь себя на смерть. Он проходит поколенческую трансформацию, принимает неизбежное и освобождается от надежд. Выход из жёлтой комнаты – в третий акт, к развязке.

В «Легенде» жёлтая комната – это тронная зала Тьмы, живописного дьявола в исполнении Тима Карри. Она напоминает спальню Тайрелла, в ней тоже дух тлена и древней тайны, богатые яства на длинных столах давно испортились и покрылись сверкающей инеистой плёнкой, алчно пульсируют подлокотники трона и оживает пляшущий уродец.

В тронной зале происходит метаморфоза принцессы Лили, её (вновь классический сюжет) искушение и падение (такое романтическое превращение «светлой и благостной» принцессы в свою тёмную, сексуальную ипостась мы видим в произведениях неоднократно, например, в «Мастере и Маргарите», в «Сейлор Мун» или даже «Фантастической четвёрке») – и это одна из самых артистически прекрасных и чарующих сцен в истории кинематографа, посмотрите. Это так называемая низшая точка второго акта, когда «всё очень плохо», но ещё есть надежда.

Все жёлтые комнаты выполняют одну важную функцию – трансформации и перехода, краеугольного события для любого повествования. Будь то изменение внутри героя или в самой фабуле – без него не обойтись. Жёлтая комната одновременно и разделяет, и связывает воедино два противоположных мира, две расколотых вселенных, два состояния, жизнь и смерть, прошлое и будущее. Невероятно важный и выразительный образ, особенно сейчас**.

P.S.: А ещё жёлтая комната есть в фильме Мартина Макдоны «Банши Инишерина», о котором я писал пару лет назад.
_______________________
*Берите пример с меня и никогда не бойтесь натягивать сову на глобус – разумеется, если вы уверены в эстетике и этике этого процесса!
**Я уже не помню, когда последний раз НЕ приходилось добавлять в конце: «особенно сейчас». Даже самому скучно, но продолжаю добавлять, потому что так.
|
</> |