Классика кинофантастики — «Планета обезьян» (1968), режиссёр Франклин Шеффнер
fanfanews — 04.09.2023Антиутопия с неожиданным финалом, который знают все.
Нет противоречия между верой и наукой — если это не лженаука.
Если вам кажется, что современные трейлеры выдают много спойлеров, — вспомните, что на плакатах «Планеты обезьян» красовалась статуя Свободы. Последний кадр, переворачивающий все представления о фильме. Спойлер, который все знают уже сорок лет.
Как и всякую хорошую историю, «Планету обезьян» спойлер не портит. Если вы знаете концовку, вы просто смотрите картину как во второй раз, с ходу подмечая намёки, которые оставили создатели и которые поначалу кажутся просто условностями кино. А вложенный в фильм подтекст становится при этом очевиднее.
Экранизация романа-антиутопии французского писателя Пьера Буля по сей день смотрится очень неплохо. Хотя создателям вообще-то пришлось ради экономии отказаться от самых зрелищных элементов вселенной. Как и в книге, астронавты с Земли попадают на странную планету, населённую цивилизованными обезьянами и дикими, немыми людьми-дикарями. Но у Буля общество обезьян почти не уступало земному — у них были даже машины. Увы, бюджет у фильма был всё-таки не резиновый, и от развитой вселенной пришлось отказаться.
Зато на чём не экономили, так это на гриме. Говорящие обезьяны смотрятся очень убедительно, их мимика реалистична и передаёт игру актёров, погребённых под слоями резины и шерсти. Гримом «Планеты обезьян» занимался знаменитый Джон Чемберс — тот самый, кто приделал эльфийские уши Споку из «Звёздного пути». Он намучился, подбирая материал, под которым актёры не задохнутся, а сами они намучились, гримируясь по шесть часов в день. О масштабах достижения говорит полученный гримёром «Оскар» — при том, что номинации за лучший грим в те годы ещё не было. Чемберсу выдали премию за личные заслуги, вне номинаций.
Но «Планета обезьян» не вошла бы в число лучших фантастических антиутопий, будь резиновые морды её единственным достоинством. Это в первую очередь социальная сатира, которая в гротескной форме показывает абсурдность расовых и даже видовых предрассудков. Фильм задаёт неудобные вопросы о границе между разумными и неразумными видами и лишний раз напоминает, что человек всё-таки тоже животное. Соавтором сценария был Род Серлинг, мастер фантастического триллера и создатель сериала «Сумеречная зона», и это заметно. Именно в сценарии общество обезьян стало подчиняться древним религиозным законам — когда-то, может, и мудрым, но безнадёжно устаревшим. Именно у Серлинга появился финальный поворот в духе всё той же «Сумеречной зоны». Финал противоречил книге, но обессмертил картину.
Фильм породил целую серию продолжений — по-своему любопытных, но в наше время почти забытых — и ремейк от Тима Бёртона, которым недовольны даже его создатели. Только в 2010-е новая трилогия приквелов заставила вспомнить, почему первый фильм когда-то произвёл фурор, и вернула в серию и социальную сатиру, и революционный грим.
P.S.: Помимо продолжений, «Планета обезьян» в 1970-е вдохновила волну других, оригинальных антиутопий. Одна из самых известных — «Бегство Логана», история о жизни в убежище после апокалипсиса. Люди здесь наслаждаются роскошью — но срок их жизни ограничен законом... Цветастый и немного распущенный мир «Логана» по-своему ещё абсурднее, чем целая планета разумных обезьян.
Автор текста: Александр Гагинский
Источник: 150 фантастических фильмов,
которые стоит посмотреть