Класс коррекции


Фото © kinopoisk.ru
В детстве иногда поговаривали: будешь плохо учиться — отправишься в коррекционную школу. Мы с одноклассниками не понимали до конца, что это за школа такая, но заочно боялись: именно страх придумывал всякие байки про “школу для дебилов”, где учат умственно отсталых детей. Детские страхи куда более злые, чем взрослые. Только недавно я узнал, что ККО, они же классы компенсирующего обучения были совсем рядом: пусть не в нашей школе, но в соседних, по всей большой стране существуют специализированные классы и целые школы. Но чтобы попасть туда, не обязательно нужно быть умственно отсталым. Наша система образования одной метлой сметает в такие “детские гетто” всех, кто не может быть, как все. Ребята с инвалидностью, хроническими болезнями, отпетые хулиганы и просто дети с низкой успеваемостью. И всех их учат, в самом деле, как дебилов: в девятом классе они проходят программу седьмого. А человек всего-то на коляске передвигается, у него нет никаких отклонений!
Сходил на предпоказ фильма “Класс коррекции”. Обычно в моей жизни есть всего два типа фильмов: либо после просмотра хочется сразу поделиться впечатлениями, либо я забываю о фильме с финальными титрами, он вылетает из головы навсегда. Сейчас произошло что-то странное. Той же ночью я открыл ноутбук, сел за стол…и не смог написать ни слова.
Это один из самых сложных фильмов, что я видел. С одной стороны невероятно простой и понятный каждому российскому жителю, а вот ведь не выскажешься, всё внутри тебя оседает, складывать слова в предложения трудно.
При чём здесь школьное гетто, тайная комната в дальнем углу пятого этажа, которую закрывают решёткой? Фильм-то однозначно про любовь! Да, про первую влюблённость, и даже взаимную (что случается, как все мы знаем, совсем не часто). Почти типичная школьная история: в классе появляется новенькая. И в неё влюбляются сразу двое. А весь класс это шесть человек. Коррекционная группа. Преподаватели даже не пытаются их чему-то научить, а другие школьники избегают и ненавидят. Для Лены даже этот класс - желанный. Потому что до этого она училась дома. Лена прикована к инвалидной коляске. Да, у девушки отличные оценки и способности, но она не такая, как все. Кто-то берёт на себя смелость решать за всё общество, говоря, что это общество её не примет. Потому выбор невелик, либо класс коррекции, либо продолжать сидеть дома. Всё в сравнении: кому-то такой класс наказание, а Лене - надежда.
Посмотрев трейлер, можно подумать, что это кино про трудности жизни инвалидов в нашей стране, про то, какие невероятные усилия им приходится прикладывать, чтобы просто выйти на улицу. Нет, тема людей с ограниченными возможностями здесь идёт стороной, словно фоном. Лишь добавляет акцент, но не расставляет точек. Это как грим, как декорации, не влияющие на сюжет фильма о любви. Без развесистой клюквы.
В городе серых многоэтажек, в школе возле промзоны, романтика тоже суровая. Но уж какая есть. В “Классе коррекции” вообще слишком много правды для художественного фильма. Может быть потому, что его режиссёр Иван Твердовский — документалист. И здесь не видно актёрской игры, ты смотришь и ощущаешь дежа-вю. Где-то это уже было. Конечно, не в классе коррекции. И быть может, вообще не в школе. Но люди в экране тебе знакомы и понятны.
Ведь в любой книге, пьесе, киноленте у героя есть заранее написанный текст, есть окрас его героя: либо белый, либо чёрный, плохой или хороший, такой закон драматургии. Иногда полярность меняется, всё переворачивается с ног на голову, драма от этого только выигрывает. Твердовский сделал очень странное кино: здесь люди такие, как в жизни. Директриса, орущая на девочку-инвалида не антигерой и не злодей, она всего лишь директор школы. Появляясь в кадре сто раз, она не становится главным персонажем. И взбалмошная, лезущая в драку за сына родительница поступает так, как поступила бы половина знакомых мне женщин её возраста.
Кино жёсткое. Даже жестокое. То, что показывают в кадре иногда просто отвратительно. Но это наша реальность. Да-да, и если мы не сталкиваемся с этим, нам всего лишь удаётся этого избегать, пока успешно. Помните, я писал о тех, кто ходит по шпалам, рискуя жизнью, ради экономии сотни рублей на электричку? В кино добрую половину ленты подростки перебегают пути и ложатся под поезд. Ради забавы!! Да просто это единственное развлечение в их дыре. Это тоже реальность, не кино. Как и классы коррекции, которые совсем рядом, но в параллельном мире.
|
</> |