«Клара и солнце» Кадзуо Исигуро
ptiz_siniz — 24.08.2022Пожалуй, для меня сейчас Исигуро – это писатель № 1. Из всего, что мне довелось читать у современных авторов, тексты Исигуро – это то, что я люблю и ценю в литературе: глубокое погружение в человека, сильная – и в то же время деликатная - проработка самых сложных, спорных вопросов. Для меня по-прежнему писатель – больше, чем писатель (немного переиначив Евтушенко). Метафоры, яркий стиль – всё это я люблю и умею этим наслаждаться, но не только этого я жду от литературы. Мне нужно, чтобы писатель меня просвещал и, главное, - раздвигал границы. Причём не формально, как это нынче вовсю бывает, когда идут путём разработки пограничных и «заграничных» тем вроде разума сумасшедшего, будней маньяка, сексуальных девиантностей и проч. Скучала по Достоевскому – и дождалась Исигуро. Нет, в британском писателе японского происхождения категорически нет «достоевщины». Зато есть смелость брать острые психологические, социальные темы и глубоко в них погружаться, разрабатывая их с мягким, деликатным упорством. Деликатность повествования, деликатность героев– вообще характерная черта писателя, что меня подкупает чрезвычайно. Деликатности сейчас совершенно не хватает – нигде...
Что я читала у Исигуро:
«Не отпускай меня»: ошеломляющее впечатление, очень долгое мучительное послевкусие. Потрясение. Сильнейший роман.
«Художник зыбкого мира»: очень актуально сейчас. Мастерски, тонко показано, как меняется отношение общества после войны. Патриоты, поддерживавшие позицию власти Японии как союзника гитлеровской Германии, после войны выглядят совсем, совсем не так, как в разгар военных действий. Вскрывается масса ужасающих фактов, зверств, творимых японскими солдатами на оккупированных территориях, само положение союзника нацистской Германии оказывается совсем не таким, каким власть заставляла воспринимать в годы войны… И те, кто громко поддерживал профашистскую власть, после войны выглядят не как патриоты, а как антипатриоты, заведшие страну в яму…
«Остаток дня»: книга об английском дворецком и написанная от его лица. Удивительным образом в дворецком совместились чисто английские черты с японскими) Дворецкий Исигуро – само самообладание, само достоинство. Его служение господину сродни монашескому послушанию в части безропотного подчинения и сродни самурайскому в части стойкости и готовности во всём идти до конца, принося в жертву всё своё время, а если потребуется, то и свою жизнь.
И вот теперь я прочитала роман Кадзуо Исигуро «Клара и солнце».
Сильная книга. Не такая ураганная, как «Не отпускай меня», но и не нужно создавать романы на одной ноте (впрочем, и невозможно). «Клара и солнце» цепляет важные, проблемные вопросы близкого будущего.
- ·Это, во-первых, генетическая корректировка ребёнка – «форсирование» - ради его блестящего будущего. Вспомним фильм «Гаттака». Или родители идут на генетическое вмешательство ради карьеры детей, рискуя их здоровьем при этом, т.к. последствия генетических изменений непредсказуемы, или не решаются – и тогда «не форсированного» ребёнка не возьмут ни в колледж, ни в университет – он становится изгоем среди продвинутых сверстников-интеллектуалов (зато здоровье не страдает).
- Смежная с этой проблемой – проблема выбора у родителей. Ответственности за свой выбор. Ты можешь сделать форсирование ребёнка – а он вдруг умрёт, как это произошло с сестрой девочки Джози. Да и сама Джози на грани. А вот её друг Рик не форсирован. Перед ним закрыты двери послешкольных учебных заведений, он обречён быть в обществе «вторым сортом». Зато он здоров, полон сил и естественных талантов. Кому из мам жалеть/не жалеть о своём выборе: маме умершей Сал, маме здорового, но «второсортного» Рика?.. Жизнь иногда раскидывает перед нами сложные пути, скрывающиеся в тумане. У нового витязя на распутье стоит камень, где написано «Налево пойдёшь – образование и карьеру обретёшь, но…» и «Направо пойдёшь – быти здоровым, естественным, но…» А что за этими «но», неизвестно. Вот и делай выбор в тумане, взвешивая призрачные риски… А потом неси всю полноту ответственности за свой выбор, всю боль – если выбор повлечёт боль.
- Ещё одна проблема, произрастающая из первой: а имеет ли право государство ставить граждан перед таким выбором? Хорроший вопрос.
- Ну и центральная тема книги – искусственный интеллект. Насколько внешняя копия человека, крутой, продвинутый биоробот может заменить живого человека. Ветви темы разбегаются из основного дерева: почему биороботы одной серии различаются эмоционально и интеллектуально?.. Где пролегает причина различия?.. А можно ли для матери заместить умершего подростка похожим на него ИП или ИД, как называют роботов в книге?.. Вот если это будет и внешне родная дочь, и мимику/походку скопирует машина, и поведенческие черты и реакции будут повторены?.. В чём различие между живым человеком и продвинутой биомашиной? Есть ли у человека что-то настолько уникальное, что не заложить в микросхемы?
В общем, прекрасная книга, must read.
|
</> |