Китайский звездолёт — шанс на жизнь
ignat_dvornik — 16.09.2023Знаете, что Дворника всегда раздражало и не нравилось практически во всех фильмах космической фантастики?
Наличие большой кучи лампочек, которые призывно мигая передавали информацию о состоянии самого звездолета.
Наверное единственным фильмом, где как то всё просто и по уму — Москва-Касиопея. И то, надоделать скидку, что «ЗАРЯ» создавалась для подростков, не старше 14 лет.
А так... Куча приборов, куча символов.
Помните, в той же Кассиопее...
Агапит читает энергетические аннотации на станции подзарядки.
Современная философия разучилась созерцать бытие непосредственно, поэтому сегодня для решения философских вопросов используются так называемые мысленные эксперименты. К примеру, широко известен мысленный эксперимент под названием «Китайская комната», доказывающий невозможность свести сознание к логическим операциям.
Представим европейца, который оказался внутри китайского космического корабля. Китайский язык он не знает, но ему нужно посадить корабль на землю.
Как вы помните, в такой ситуации оказалась героиня фильма Гравитация. Она смогла разобраться с управлением и посадить корабль, но только потому, что он был копией российского корабля «Союз», с управлением которым она была знакома.
Персонаж нашего эксперимента находится в гораздо более сложной ситуации: он мало того, что не знает китайский язык и не умеет управлять кораблем, он к тому же не знает, что происходит снаружи и где он находится. Может он рядом с Землёй, а может в другой галактике.
По условиям эксперимента, наш космонавт находится в состоянии абсолютного неведения: чтобы сориентироваться во внешнем пространстве, он может руководствоваться только показаниями приборов, но беда в том, что он не понимает, что эти приборы показывают.
Он видит, что их показания как-то изменяются, но он понятия не имеет, что это всё означает. Он может управлять кораблём при помощи тумблеров и ручек управления, но он понятия не имеет, на что они влияют.
О всех изменениях в поведении корабля после нажатия той или иной кнопки он может судить, опять же, только по приборам, показаний которых не понимает.
Понятно, что посадить корабль на Землю, находясь в таких условиях, невозможно.
Давайте упростим нашему герою задачу и поставим вопрос: можно ли в принципе научиться управлять кораблём в таких условиях? Можно ли научиться ориентироваться в окружающем мире, если связь с этим миром осуществляется через систему знаков, значения которых мы не знаем?
Можно ли в таких условиях составить себе какое-то представление об окружающей среде, научиться ставить какие-то цели и избегать опасных ситуаций?
Вспоминаем условия эксперимента: по условиям эксперимента, космонавт взаимодействует с миром только опосредованно, через приборы и индикаторы. У него нет непосредственного контакта с внешней средой; он не может выглянуть в иллюминатор и оценить ситуацию.
Достаточно очевидно, что невозможно научиться управлять кораблём, когда ты вообще не понимаешь, что происходит и не можешь оценить, к каким результатам приводят твои действия.
Космонавт не понимает значений датчиков! Вот, загорелся какой-то индикатор: космонавт знает, что что-то произошло, но он понятия не имеет, что именно произошло. Может быть в корабль попал метеорит, а может быть на него просто упал луч света. Может быть это увеличение радиационного фона, а может быть это просто поворот корабля в ту или иную сторону. Никакой возможности узнать об этом у космонавта нет. Невозможно научиться управлять кораблём, если вы изначально не знаете, как именно корабль взаимодействует с внешним миром.
Выводы эксперимента таковы:
- Невозможно выработать опыт избегать неприятных воздействий, если в результате этих воздействий вы гибнете.
- Невозможно научиться избегать неприятные воздействия, если вы не знаете, какие именно ощущения сигнализируют об этих неприятных воздействиях.
- Невозможно научиться избегать опасности, если у вас вообще нет знания о том, что в этом мире бывают опасные ситуации.
Таким образом, эксперимент показывает, что в ситуации абсолютного неведения вы погибнете раньше, чем извлечёте какой-то опыт.
***
Самое интересное, что авторы данного эксперимента делали проводили его и делали выводы для отрицания и разгрома теории Эволюции Дарвина.
Но это уже совсем другая история.