Китаистика - что-то пошло не так
kosarex — 14.10.2022 Бурление внутри китаистики, то есть синологии, ещё продлится. Вдруг наши лидеры обнаружили, что не совсем понимают китайское руководство и Китай. У советской и ныне российской власти всегда были специфические отношения с наукой. Это какой-то пережиток старых времен, дурное наследие царизма. Практическая ценность гуманитарных наук непонятна. Лучшим образцом советско-российских гуманитарных наук следуют считать светоч Пивоварова, академик-демагог, сжег оплот гуманитарных знаний по общественным наукам, наверняка, на пожар списал исчезновение старых книг на миллионы, если не десятки миллионов долларов. Под суд не попал, недавно уехал в Израиль, всё-таки старику уже за 70, заслужил отдых.Лучшим образцом синологии стоит считать Михаила Делягина. Он в своё время откровенничал - китайский не знает, историю и культуру не знает, зато его принимали в разных местах КНР высокопоставленные чиновники, ели в дорогих ресторанах, куда простой ученый не сунется. Эта логика старая - мы там были, мед-пиво пили, мы лучше знаем. Вдруг оказывается, что Си Цзиньпин ведет себя как-то не так, высшее руководство и крупный бизнес тоже ведут себя как-то не так. Запахло жареным.
Давайте начнем аб ово. Понимая мир, мы понимаем самих себя. Вопросы простые - нет смысла рассуждать о том, кто что сможет, если не понимать, что вы сами сможете. Это как с штангой - поднять 100 кг это достижение? Нужно иметь понятие о весовых категориях, об успехах спортсменов. Заодно нужно понять отношения спортсменов. Для них ваш результат будет хорошим или плохим. Не понимаешь себя - не поймешь других, не понимаешь других - не поймешь себя.
Когда по просьбе китайцев правительство СССР разогнало ИВАН, мол, хватит для понимания истории переводов с китайского, в общем правительство действовало по логике Делягина - нас принимают на самых высоких уровнях, зачем нам синологи? Их же так не принимают! Далее следующий шаг это пивоваровщина - почерпнул из западных книг ахинею, болтай, зомбируй, воруй, жги, ломай. Надо понять сперва в себе пивоваровщину, ужаснуться и только потом задуматься о роли науки. Например, улыбка Си Цзиньпина не отражает состояние Китая, надо знать его глубже.
Тут снова вопрос - как мы можем понять китайскую культуру и историю, если мы русскую культуру и историю не понимаем и не хотим понимать. Например, русская культура была подвергнута погрому в ходе наихристианейших реформ Никона. Унижтожили литературу, музыку, исторические книги, даже шахматы и шашки запретили. Русская литература это новодел. Русская история тоже новодел. Сперва православие уничтожало дохристианскую историю. Потом большевики боролись с русской историей. По сей день борятся даже с Аркаимом. Официально Ермак это не восстановитель исторической справедливости, отвоевывавший исконные сарматские земли от тюркских агрессоров. Это некий завоеватель непонятного и неведомого русским мира. Этак можно договориться, что Киев не оккупант сарматских земель, Донбасс это не исконные земли Войска Донского, а некая исконная Хохляндия, поскольку так решил Ленин. С такими знаниями понять противостояние китайцев тюркам и монголам невозможно.
Вопрос стоит глубже, чем претензии или отказ от претензий на территории. Вопрос стоит о способности понять других через понимание себя. Вы не можете понять китайские претензии, если не учтете, что Китай претендует на земли маньчжуров, то есть народа, который они в 1911 году безжалостно геноцидили за былое господство над китайским народом. Точно также стоит вопрос о понимании важности исторических корней, если вы живете в стране, где власть только временами нуждалась в наличии исторических корней у народа, а временами считала это абсолютно вредным и ненужным явлением.
Есть четкое понятие для нормального синолога - чтобы хорошо знать китайский, надо для начала хорошо знать русский. Тогда вы поймете многое, включая сильные и слабые стороны китайской поэзии и литературы. Иначе не происходит процесс самопознания, без которого познание в какой-то момент начинает искажаться.
Продолжу
|
</> |