Киотные кресты XVIII – XIX столетий

топ 100 блогов volynko07.08.2025

1. Киотные кресты из Гуслиц.

Во второй половине XVIII столетия в самом центре России возникает новый крупный центр старообрядческой культуры. Это Гуслицы - подмосковная местность в юго-восточной части Богородского уезда с прилегающими районами Рязанской и Владимирской губерний, в настоящее время - территория части современного Орехово-Зуевского и Егорьевского районов Московской области.

Малый киотный крест. Гуслицы. XVIII–XIX вв.
Малый киотный крест. Гуслицы. XVIII–XIX вв.

Свое название эта местность получила от имени реки и древнего волостного села Гуслица, которое упоминается уже в XIV веке в духовной грамоте московского князя Ивана Калиты.

В среде старообрядцев-поповцев, осевших на территории Гуслицкого края, сложилась самобытная художественная культура. В ее становлении немалую роль сыграл тот факт, что в середине XIX века Гуслицы стали одним из духовных центров белокриницкого согласия в России.

Здесь переписывали книги, которые украшали знаменитой «гуслицкой» росписью, работали мастерские медного литья, производившие кресты, иконки, складни, делали настенные листы с лубочными картинками разнообразного содержания, писали иконы.

Малый киотный крест. Гуслицы. XVIII–XIX вв.
Малый киотный крест. Гуслицы. XVIII–XIX вв.

Гуслицкое литье предназначалось для сбыта среди беднейшего крестьянского населения края и отличалось простотой и некоторой грубоватостью, за которой скрывались архаичные художественные формы. Среди гуслицкого литья большое место занимают различные киотные кресты разнообразной формы и размеров. Характерным признаком гуслицких крестов были шестикрылые херувимы, помещавшиеся по бокам средней перекладины креста.

Киотный крест с «шестикрильцами». XVIII–XIX вв.
Киотный крест с «шестикрильцами». XVIII–XIX вв.

Количество «шестикрильцев» могло быть довольно большим. В этом случае они размещались на штифтах по верхнему контуру креста, образуя дугу или изломанную линию. Очень красив редкий киотный крест, в котором шестикрильцы расположены в два ряда.

Киотный крест с «шестикрильцами». XVIII–XIX вв.
Киотный крест с «шестикрильцами». XVIII–XIX вв.
Процветший киотный крест XVIII в.
Процветший киотный крест XVIII в.

Любопытным изводом небольшого киотного креста является так называемый «процветший» или «огненосный» крест, возникший, вероятно, как попытка увеличить до киотных размеров характерную для рубежа XVII – XVIII столетий форму нательного креста соответствующего типа.

Расцвет художественного литья в старообрядчестве, помимо всего прочего, был вызван практической необходимостью. В условиях, когда молельни были подпольными и, во избежание ареста, нужно было быстро спрятать церковную утварь, привычные деревянные иконы были слишком громоздкими и быстро изнашивались от неизбежных ударов и падений. Старообрядцам нужны были прочные и компактные иконы, удобные для перевозки и хранения.

Поморский киотный крест с предстоящими и избранными праздниками. XVIII–XIX вв.
Поморский киотный крест с предстоящими и избранными праздниками. XVIII–XIX вв.

Эта проблема не была новой, присущей только старообрядчеству. Еще задолго до раскола в русской церковной культуре появилось понятие путевой иконы, то есть иконы, которую можно было брать с собой в дорогу. Широта русской души не позволяла обходиться одним нательным крестом, сколь многофигурным он ни был. Хотелось иметь при себе привычный иконостас, неважно, церковный или домашний. Решая эту задачу, русские мастера двигались в двух направлениях: создавая многостворчатые складни или так называемые «многочастные» иконы.

2. Поморские киотные кресты

Поморские мастера, ориентировавшиеся на стилистику Выга, отливали замечательные квадратные кресты, где наряду с предстоящими и праздниками были створки самого распространенного на Севере складня с образами Святой Троицы и Богоматери Знамение.

1.2. Киотные кресты из Гуслиц.

Гуслицкие мастера были первыми, кто стал припаивать к крестам небольшие иконки с образами праздников, архангелов, апостолов и некоторых других святых.

Киотный крест с предстоящими и избранными праздниками. XVIII–XIX вв.
Киотный крест с предстоящими и избранными праздниками. XVIII–XIX вв.

Кресты превращались в сложные композиции, заменяя собой целый иконостас. Похожие кресты впоследствии стали отливаться и в других старообрядческих центрах России, в частности на Южном Урале.

Простор для творческой фантазии был велик. С крестами соединялись самые разные иконы, число «шестикрыльцев» в навершии постоянно увеличивалось. Самая большая композиция, которая в среде коллекционеров называется «большим патриаршим распятием» или просто «лопатой», включает в себя все двунадесятые праздники.

По характеру отливки такой сложной композиции можно уверенно датировать изделие. В наиболее древних из них детали отливались отдельно, а затем спаивались между собой. Более поздние – являются переливками, на которых еще видны следы спайки иконы – прототипа. Самые поздние отливались при помощи цельной матрицы.

Киотный крест. Москва. Вторая половина XIX в.
Киотный крест. Москва. Вторая половина XIX в.

3. Московские киотные кресты

Московское литье, которое выгодно отличалось от гуслицкого тщательной проработкой деталей и использованием качественных многоцветных эмалей. Киотные кресты и здесь были самым распространенным видом литых икон. К середине XIX века утвердился самый распространенный тип такого креста: прямой, без предстоящих и праздничных клейм. Такие кресты отливались и переливались по всей России даже в первые послереволюционные десятилетия. Их размеры варьировались от 19 до 32 см. в высоту.

Так в 1868 г. в докладе И. Синицина, одного из чиновников, занимавшихся борьбой с распространением раскола, говорилось:

Навершие киотного креста XIX в.
Навершие киотного креста XIX в.
«у раскольников… прибиты над воротами домов и расставлены в избах восьмиконечные кресты от трех вершков до полуаршина и более длиною, почти все без титла с заменяющею ее подписью «ЦРЬ СЛВЫ ИС ХС СНЪ БЖИЙ»… с Нерукотворенным вверху образом Спасителя вместо изображения Господа Саваофа с солнцем и луною на краях большого поперечника…»
Подножие киотного креста. Вторая половина XIX в.
Подножие киотного креста. Вторая половина XIX в.

В нижней части киотных крестов часто помещалось изображение некоего куста. Символика этого образа достаточно сложна.

В первую очередь это пришедшее из апокрифической литературы «трисоставное» древо, произрастающее из могилы Адама, которое дает материал для Креста Господня.

Однако существуют кресты, где вместо куста изображается плод, похожий на яблоко. Вероятно, это символ древа познания добра и зла, плод которого, устойчиво ассоциирующийся в народной мифологии с яблоком, стал причиной грехопадения Адама. В этом случае символика образа становится более глубокой: Крест Христов – истинное Древо Жизни возвышается над древом греха и побеждает последствия грехопадения, главное из которых – смерть.

Этот пост был опубликован 5 лет назад!

О чем еще автор писал 6 августа в разные годы

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Вернувшись в прошлом году из Казахстана без фотографий, чаще всего из увиденных городов я вспоминал Чимкент - столицу Южно-Казахстанской области. Не могу сказать, чтобы он мне "понравился" - но точно впечатлил: в России как-то совершенно непривычно зрелище растущих городов, Чимкент же ...
Одно из неприятных последствий войны- сильно разладились отношения с природой. Она теперь не воспринимается эстетически, ей не получается любоваться. Когда я еду на машине по дорогам Донбасса и смотрю на его пейзажи, я думаю. - долина небольшая между двумя невысокими холмами..по ней ...
Добрый вечер! Завтра понедельник. Солнце, Венера, Юпитер и Уран в Тельце. Луна, Меркурий и Марс в Овне. Заметных перемен с воскресенья на понедельник нет. Отдельно можно отметить, что Луна завтра ненадолго встретится с Меркурием. Смысл встречи в том, что оба объекта в мае будут ...
Состоялся незапланированный визит к психиатру. Мне уж слишком стало плохо, из-за чего пришлось звонить в клинику, благо у врача нашлось окошко. Штош. Вердикт моих жалоб - Паксил перестал действовать. Хотя, возможно, мне вместо него продавали пустышку. Иногда я покупала его в Озерках, ...
Вы ведь хотите трафика? Посетители это постоянно неплохо. Блог должен быть живым.. а "толпа" посетителей в 2 клика это весьма неплохо. Про стратегию для тиц я уже рассказывал ( к слову результаты/отклики показали что она эффективнее чем стратегия о ...