Кино и Новый год
new_rabochy — 28.12.2022«Ирония судьбы» – культовый фильм. Но не в общепринятом значении, а в прямом.
Это ритуальный фильм. Этим и объясняется любовь советского народа к нему.
Сам фильм – явно не шедевр. Я имела глупость посмотреть его однажды в апреле и поняла, что Надя Женю должна была убить, других вариантов просто быть не могло.
Но странное дело, 31 декабря меня в этом фильме ничто не бесит. И у меня есть объяснение: в этом фильме нет ни любви, ни чуда, ни скрытой диверсии под советский строй – в нем есть Новый год. По обе стороны экрана происходит ровно одно и то же: украшение елки, поедание салатов, шараханье пьяных соседей по подъезду.
Рязанов не изобрел советские семейные новогодние традиции – но он их кодифицировал в этом фильме. После него обязательными символами праздника стали мандарины, хрустальные фужеры с шампанским, вазочки с салатами, обмен новогодними подарками и – просмотр фильма «Ирония судьбы». Такая вот рекурсия.
***
Говорят, что до «Иронии судьбы» не менее любимым был тоже фильм Рязанова – «Карнавальная ночь». Возможно и так, но в «Карнавальной ночи» совсем другой Новый год, официальный – советский корпоративный праздник.
Новый год 1960-х теснее связан с подведением трудовых итогов года, чем даже с праздничным календарем. Вот в «Весне на Заречной улице» сталевары осенью празднуют «Новый год» – выполнение годового планового задания, и звучит тост:
Мы на восьмом своем мартене
Варили огненную сталь.
И обогнав часы и время
Внесли поправку в календарь.
На мой взгляд, отличие двух рязановских новогодних фильмов отражает смену идей в общественном сознании: от народных домов культуры и домов-коммун – к маленьким, но индивидуальным квартирам-хрущевкам, от великих государственных и народных свершений – к теплому уютному миру семьи, близких друзей, лирических песен под гитару.
***
Попытки снять ремейки любимых фильмов не принесли успеха, и это не удивительно. Механический перенос старых представлений в новые реалии не работает. Нет уже ни объединенного общими целями народа, ни общего образа жизни.
И думаю, не случайно самым успешным постсоветским новогодним фильмом стали «Елки-1» – серия новелл о людях из разных городов, ничем не связанных друг с другом – но все же оказавшихся связанными «теорией шести рукопожатий». А по сути, жизнью в одной стране и – ожиданием Нового года.
|
</> |