Кинантропия или как византийцы в собак превращались

"Собачий цикл" продолжается...
Часть 1: Человек находит друга или начало Собачьей эры
Часть 2: Как в Месопотамии придумали ошейники для собак, цариц и Богов
Часть 3: Египетские собаки
Часть 4: "Открывающий пути", Анубис и собаки, провожающие на тот свет
Часть 5: Подарки богов, или как собаки помогали царям и фараонам побеждать в великих битвах древности
Часть 6: Верные и бдительные собаки Эллады
Часть 7: Собаки на страже эллинского мира
Часть 8: Слава Рима и собаки-легионеры
Часть 9: Осторожно, римская собака!

Автор текста Глеб Таргонский.
Византийцы, которых правильно называть все же «ромеи», ощущали себя прямыми продолжателями дела великих римских предков. Они не оставляли амбициозных планов по возрождению Империи, точнее возвращению европейских, азиатских и африканских народов в подданство единственно правильного императора. Не смотря на серьезные коррективы, которые внесли изменившаяся модель экономики и торговли, а также диктат христианства, ромеи последовательно пытались сохранить античное наследие. Политическое и военное влияние империи усиливалось благодаря влиянию культурному. Для европейских и азиатских народов, друзей и врагов Византии она долгое время являлась образцом культурного развития в очень многих сферах, включая, разумеется, и собаководство.
Ромеи любили собак, а те в ответ исправно несли службу, сопровождая войска в походе, охраняя имущество и помогая снабжать империю продовольствием. Относительно последней их функции следует сказать особо. Благодаря археологическим раскопкам мы сравнительно неплохо знаем о рационе жителей Константинополя. С 2004 года турецкие археологи планомерно исследуют гавань Феодосия – главные морские ворота имперской столицы. Сюда на протяжении тысячи лет привозили разных животных, которых тут же разделывали и отправляли в многочисленные виллы, дворцы, лавочки и харчевни. Почти семьдесят процентов этих животных относятся к овцам, коровам, буйволам, диким и домашним свиньям. Потребности жителей Константинополя удовлетворяли десятки тысяч пастухов Малой Азии, которых сопровождали пастушьи собаки.
Кстати, собаки становились весьма популярным объектом византийского права. Согласно «Земледельческому закону» ( Νόμος γεωργικός): «Если кто-либо нашел поросенка, делающего потраву, или овцу, или собаку, пусть в первый раз передаст животное, затем, во второй раз, передавая, пусть сделает предупреждение хозяину его, в третий же раз пусть обрежет уши или убьет его и будет считаться невиновным.. Если кто-либо поставил западню во время (сбора) плодов и если в нее попала собака или свинья и издохла, то ответственным будет хозяин западни.. Если кто-либо запер поросенка или собаку чужую и убил, в двойном размере заплатит.. Если кто-либо убьет пастушескую собаку и не сообщит об этом и произойдет нападение диких зверей на загон, затем же будет опознан убийца собаки, то отдаст все погибшее стадо вместе со стоимостью собаки.. Если грызутся две собаки и хозяин одной ударил другую мечом или папкой или камнем, и если от этого удара она ослепла или издохла, или как-либо иначе пострадала, то убийца отдаст возмещение ее хозяину.. Если кто-либо, имеющий сильную собаку, разъяренную против других, натравил сильную собаку против более слабых, и случалось, что какая-либо собака изувечена или издохла, то возместит ущерб хозяину ее и получит двенадцать плетей».
Охотничьи собаки-молоссы помогали загнать свирепых вепрей, мясо которых подавалось с горчицей и разнообразными соусами, и пользовалось огромным спросом у константинопольцев. Кроме этого с помощью собак охотились на оленей, зайцев и иногда медведей. Любопытно также то, что археологи обнаружили останки таких животных, как страус, верблюд, мул, лошадь со следами разделки. Считается, что конину ромеи употребляли в пищу в периоды голода, однако турецкие ученые на основе своих находок предположили, что конину регулярно требовали какие-то общины в самом городе, возможно, из кочевых народов. Любопытно также, что в Константинополе регулярно держали страусов, которые несли яйца. Нет, ромеи не только готовили из них омлет, они использовали их как наглядные сигналы для колесничих во время гонок на ипподроме (они отмеряли пройденные круги), о котором нужно сказать особо.
На знаменитом Константинопольском ипподроме, известном в первую очередь «восстанием болельщиков» (восстание Ника), не только болели за команды возничих, которые, как мы знаем носили разные цвета (борьба «синих» и «зеленых» определяла политику империи). Они, согласно свидетельствам гостей столицы, например, согласно арабскому купцу XII века аль-Марвази, с восторгом наблюдали, как собаки травили лис, гепарды - антилоп, а львы - быков. Кроме этого ромеи обожали «культурную» охоту, когда императоры и его знатные подданные создавали обширные зверинцы или, как их тогда называли «животные парки», где монархи и их гости охотились за разными, в том числе экзотическими, зверями. Должность смотрителя зверинца была весьма значима. Например жена знаменитого Юстиниана (о войнах которого автор этих строк и его товарищ Кирилл Карпов недавно завершили цикл), не менее известная Феодора была дочерью такого смотрителя Акакия. Феодора Акакиевна, как и ее августейший супруг, весьма любили такие зрелища.
Эти зверинцы, обнесенные высокими стенами, иногда простирались на многие километры и в них руками заботливых садовников создавались рощи, чащобы и даже речки, запруды и болотца. Охотники могли стрелять по дичи со специальных башенок. Но особенно популярными были соколиная и псовая охота.
Для охоты требовалась разнообразная дичь и правители других государств, желая сделать приятное императору, посылали ему птиц и зверей для этой забавы. Так халиф Абу Тамим Маад ибн Али аль-Мустансир Биллах аль-Фатими из Египта прислал императору Михаилу VI куропаток, павлинов, журавлей и ворон. Удивительно, что все они были белого цвета и им суждено было погибнуть в когтях императорских ястребов и соколов. Кроме того халиф подарил властителю ромеев двух медведей, которые.. умели играть на неких музыкальных инструментах.
Однако и сами ромеи разводили собак и соколов на экспорт. Особенно ценились специально обученные собаки, а таких было немало. Ведь ромеи сохранили теоретическое и практическое наследие Алкивиада и его эпигонов. Из среды ромеев-дрессировщиков вышло немало таких талантливых людей, как, например, Паулин Пеллский (377 – после 461), который считал, что счастьем для человека является наличие прекрасной лошади, ястреба и гончей. Любопытно, что жена в этот список не попала. Деметрий Пепагомен, живший в тринадцатом столетии написал достаточно подробное сочинение, посвященное уходу за собаками и их дрессировке. Кстати, из его произведения, мы узнаем, что ромеи использовали в ночной охоте на мелких грызунов специально подготовленную летучую мышь.
Охотничьи собаки (гончие и молоссы) отправлялись с купцами на рынки Крыма, Италии, Африки и Персии. Отдельные экземпляры через вторые и третьи руки достигали даже далеких Индии и Китая. По одной из версий китайская порода маленьких собак-компаньонов «ши-тцу», которые по легенде могут волшебным образом вырасти в гигантского льва, попала в Китай и Тибет в начале VII века именно из Византии. Во всяком случае, в Китае активно использовали две «импортные» породы собак: «персидскую» (Боси гоу, Боси цюань) и «римскую» (Фулинь гоу, Фулин цюань). Первые были длинношерстными, с длинными лапами, вероятно, это были салюки. Вторые были как раз миниатюрными длинношерстными собачками, любимцами дам, детей и евнухов.
На протяжении истории Византии было зафиксировано несколько вспышек странного заболевания, получившего название «кинантропия» или «собачье безумие». Его наиболее подробно описал Иоанн Эфесский, который был свидетелем, как в городе Амида множество людей внезапно стали ходить на четвереньках, выть на луну, лаять на прохожих. Некоторые воровали кости с помоек, разрывали свалки и свежие могилы и даже кусали за ноги прохожих. Объяснить причину такой «психической эпидемии» ни современники, ни ученые будущего не смогли..
В следующий раз мы поговорим о собаках далекой Индии, узнаем, как жители Индостана их приручили и как это отразилось на печально знаменитой кастовой системе, ужаснемся стозубым псам, поймем, почему одного индуистского бога изображали в виде собаки.
Оставайтесь с нами и не забывайте гладить песиков.
#субботниепёсики
|
</> |