Киев: день тишины

Сегодня Киев лениво ждет второго тура. Люди с интересом относятся к выборам, но не считают, что это важнейшее событие в истории страны. Всеобщее разочарование в Ющенко, скепсис в отношении Тимошенко, усмешки в адрес Януковича. Никакого ажиотажа.
Майдан совсем не похож на оранжевое море пятилетней давности. Митинги здесь запрещены до 1 марта, и ничто не напоминает о выборах на центральной городской площади. Обращает внимание, что на Майдане почти нет милиции, я видел разве что пару патрульных. Вспомните центр Москвы накануне президентских или парламентских выборов: десятки единиц спецтехники, отряды омоновцев, шеренги внутренних войск. В Киеве все более чем мирно.
На улицах практически нет политической рекламы: кандидаты соблюдают норму закона о дне тишины.
О грядущих уличных противостояниях пока напоминают разве что тактические маневры активистов. Впрочем, заметны пока маневры только сторонников Януковича: приехавшие из Донецка, Луганска, Полтавы активисты окружили палатками по периметру ключевые точки: здание правительства, администрацию президента, верховную раду, Центризбирком. Сторонники Тимошенко пока не проявляют себя, стягиваются в город и готовятся занимать площади уже в день голосования. Поддержку Юле, видимо, окажет и МВД, глава которого Юрий Луценко точно ни на что не сможет рассчитывать в случае победы «синих».
Сравниваю палаточные городки Януковича с аналогичными лагерями оранжевых в разгар оранжевой революции. Пять лет назад в палатку пускали всех, приветливо поили чаем, кормили кашей, травили байки, бряцали на гитаре. У Януковича все иначе: мрачные угрюмые парни смотрят иcподлобья, прячут лица от фотоаппарата, требуют не подходить слишком близко и по интуитивным ощущениям могут дать по физиономии, если им что-то не понравиться. Ни одной девушки. Крепкие рабочие парни приехали физически оборонять результат своего кандидата и чувствуют себя явно на чужом поле: Киев все же значительно больше симпатизирует Тимошенко.
Завтра, говорят, город оживет. Посмотрим.
Мало того, то на Майдане нет омоновцев и внутренних войск. Здесь даже снег убирают. Я думаю, что люди здесь все-таки завтра соберутся, несмотря на судебный запрет. И почти уверен, что первыми занять площадь успеют сторонники Тимошенко.
Приехавшие из Донецка активисты Партии регионов кучкуются у здания администрации президента.
Пока главные политические силы страны выясняют, чей кандидат будет президентом, коммунисты решают будничные проблемы. Летом группа националистов изуродовала памятник Ленину на бульваре Шевченко: один из них залез по лестнице на постамент и молотком разбил каменному Ильичу голову (видео, как это было, - здесь). Коммунисты за свой счет восстановили памятник и теперь стоят здесь круглосуточным пикетом – охраняют.
Активист Компартии Владислав отвлекся от соскабливания льда с асфальта и рассказал, как отбивал с товарищами атаки националистов. Голосовать будет против всех, потому что и Тимошенко, и Янукович капиталисты. Но последний для коммунистов все же «меньшее из зол».
А в трехстах метрах от памятника – офис правой народной партии Украины. Там категорически против памятника Ленину в Киеве.
А о минувших днях оранжевой революции в Киеве напоминают разве что потускневшие граффити.
Луганские сторонники Януковича держат периметр вокруг Центризбиркома.
Никаких внутренних войск, которые Ющенко обещал направить на оборону Центризбиркома, я не заметил. Милицейские патрули спокойно реагируют на пикетчиков и прогуливаются мимо штабной палатки оппозиционеров.
Активисты Партии регионов мирно собирают сцену. Завтра здесь соберется несколько тысяч человек, голосовавших за Януковича.
Газетчики упражняются в остроумии, изображая кандидатов на любой вкус.
Рядом с палаточным лагерем сторонников Януковича напротив Верховной Рады располагается импровизированный храм – тоже в палатке.
В палаточном храме живет пара кошек и бородатый мужичок Виктор, который пригласил меня внутрь и объяснил, что Украину спасет только монархия.
Под окнами правительства активисты Януковича высказывают Тимошенко все, что о ней думают.
На лозунг Тимошенко «Вона працюе» регионалы отвечают слоганом «Вона воруе».