Керамика Охи – любовь подкралась незаметно
beaujapancom — 10.03.2020Все началось с выставки, посвященной мастерам Охи Тёдзаэмон в 10 и 11 поколениях, в галерее на Гиндза, куда я зашла совершенно случайно. Возможно, эти имена мало кому что-то скажут, но главной темой выставки были традиция и современность, то, как традиционные формы в керамике отца находят совершенно новую интерпретацию в работах сына, и выставка эта вызвала у меня целый шквал эмоций.
Через пару месяцев я пришла на занятие по чаю, и женщина родом из Канадзавы, с которой мы вместе занимаемся, принесла в этот день чашу, сделанную одним из мастеров Тёдзаэмон. Эту чашу бережно передают из поколения в поколение в ее семье.
С каждой поездкой в Канадзаву я стала все больше заглядываться на керамику Охи, пока наконец не попала в Музей Охи.
Если охарактеризовать чаши Охи одним словом, то я бы сказала, что это воплощение «сибуми». Это терпкая горечь бытия, простота, отказ от искусности и внешней «красивости», необработанность форм, своего рода апогей несовершенства. Кстати, в названии одной из первых работ основателя династии Охи Тёдзаэмон, хранящейся в музее Охи, присутствует слово «сибуй», ее поэтическое название — «терпкая хурма», или «сибугаки», ведь сама это чаша насыщенного цвета хурмы.
Именно из-за внешней простоты и безыскусности этой керамики у многих людей, привыкших к пышной красоте в европейском понимании этого слова, когда они впервые видят эти чаши, возникает резонный вопрос: «В чем же ценность этой керамики? Почему одна такая чаша стоит таких сумасшедших денег?»
Первое, что бросается в глаза, это шероховатая поверхность и нарочитая неправильность форм. Посмотрите только на чашу «Святой», созданную основателем династии Охи, которую словно ненароком изогнули перед тем, как поместить в печь для обжига. Дело в том, что каждая чаша Охи делается вручную, без использования гончарного круга, как и легендарная керамика Раку – одной из десяти династий, продолжающих делать утварь для чайной церемонии со времён Сэн-но Рикю. И это сходство не случайно.
Давайте немного вспомним историю.
Ещё в 1666 году князь Маэда пригласил в Канадзаву четвёртого патриарха чайной школы Урансэнкэ Сэнсо Сосицу, а вместе с ним приехал и Тёдзаэмон – ученик известного мастера по изготовлению чаш Итиню, бывшего четвёртой главой известнейшей династии Раку.
Тёдзаэмон начал с поиска подходящей глины у подножия горы Утацу и очень скоро стал изготавливать чайную утварь в деревушке под названием Охи на окраине Канадзавы. Так появилась династия Охи. Сам основатель династии Тёдзаэмон был по-своему новатором, он экспериментировал не только с формой. На его керамике появляются причудливые узоры, напоминающие водоворот, а крышку созданного им сосуда для воды неожиданно украшает креветка, символ долголетия.
Прошло больше 350 лет, и сейчас керамика Охи известна на всю Японию. Все большее внимание в своей стране и за ее пределами привлекает мастер Охи Тёдзаэмон в 11 поколении. Традиционная форма в некоторых из его работ сохранена, но яркая и кричащая цветовая гамма выдают свободный и энергичный дух мастера, и, признаюсь, мне ближе керамика его отца. Сейчас у меня в руках – книга мастера Охи Тёдзаэмон в 10 поколении, где он, возвращаясь к истокам, с любовью описывает особенности керамики мастеров девяти поколений своих предшественников. Хотелось бы закончить словами этого великого мастера, которые очень точно описывают то, что мы видим в мире современной керамики: важно «помня традицию, творить новое» (温故知新). И еще одно прекрасное выражение – «свежее сакэ в старой бочке» (古壺新酒), которое означает, что пришло время наполнить старую форму новым содержанием.
Елена Белякова, сертифицированный опытный гид-переводчик по Японии (https://www.instagram.com/erenabel_japan/)
Другие стать автора:
Снег, луна и цветы: три красивейших японских
сада