
Кёнигсберг-Калининград. 65 лет после войны...

Оба города в период второй мировой войны были превращены в руины. Но война закончилась и поляки стали методично и с любовью воссоздавать старый город, по фотографиям, чертежам, сохранившимся планам. И что в итоге мы имеем сейчас? Гданьск превратился в один из красивейших городов Польши, со своим непередаваемым очарованием и духом старины. А что же Кёнигсберг? Увы, его ждала совсем другая судьба…

Город также лежал в руинах, но восстанавливать… нет, никто особо не рвался восстанавливать немецкое наследие, лишь только подремонтировать, подстроить, приспособить. Приспособить для временного проживания. Часть людей заняли старые немецкие фонды, которые сохранились после войны, а для других в спешном порядке стали возводить дешевые советские коробки.
И что примечательно, чем больше развивался город, тем выше и страшнее становились эти коробки. И вершиной советского коробкостроения можно признать ныне бесхозный Дом Советов, возвышающийся поблизости от того места где ранее находился Кёнигсбергский замок варварски взорванный в 1967 году.
Замок был сильно поврежден во время войны, но тем не менее его вполне можно было реконструировать. И даже была собрана инициативная группа из краеведов, архитекторов и просто жителей города, которая пыталась предотвратить уничтожение бесценного памятника архитектуры, но их было слишком мало, и в итоге «гнилой зуб прусского милитаризма» был вырван…

Кстати, в 2001 году началось изучение фундамента Кёнигсбергского замка, проект финансировался немецким журналом "Der Spiegel", что естественно, так как нашему руководству и в голову не может придти выбрасывать деньги на подобную ерунду, ведь изучение и восстановление архитектурных и исторических памятников не может принести быстрой денежной выгоды. Проектом руководил профессор В.И. Кулаков, руководитель Балтийской экспедиции Института археологии РАН.
Раскопки производились вплоть до 2008 года, когда проект был свернут и финансирование прекратилось, так как руководство немецкого журнала не смогло найти точек соприкосновения с Правительством области, которому весь этот проект и даром не нужен.
Теперь раскопанные руины потихонечку разрушаются по действием дождя, ветра, и прочих последствий непредсказуемой прибалтийской погоды, укрытые лишь небольшим продуваемым навесом.

На Ночь Музеев раскопки открывают для посещения и желающие могут полюбоваться остатками некогда великолепного замка. Который любят изображать на различных значках, открытках и прочих сувенирных тарелочках, которые предлагаются туристам, волею судьбы, или своего желания, забредших в Калининград.
Последние несколько десятков лет мусолятся разговоры об восстановлении замка, или его части, но проекты с точки зрения исторической достоверности один ужасней другого, предлагается сделать некий гибрид старинного замка с современным бизнес-центром. Впрочем любые проекты восстановления замка встречают жесткое сопротивление, и калининградских архитекторов, и некоторых местных краеведов, таких, как например Авенир Овсянов, пользующийся в местных кругах большой известностью и окруженный уважением и почетом.
Он жестко критикует любые проекты восстановления замка и предлагает свои идеи, такие как, например, построить на этом месте мини-Кремль… честно говоря, на мой взгляд, это попахивает абсурдом… Что интересно, означенный господин Овсянов является руководителем отдела по поиску и сохранению культурных ценностей, и в то же время, по словам профессора Кулакова, добровольно участвовал в подрыве замка в 1967 году…
Но в советское время увлекались не только взрывами объектов культурного наследия, также широко практиковался разбор оных на кирпич. К примеру частично сохранившийся после войны замок Инстербург, в 1949 году сильно пострадал от пожара, и его на радостях стали разбирать на кирпич, успев разобрать большую часть форбурга. Множество немецких сооружений разбиралось и в Калининграде…
Немного зданий уцелело и смогло дожить до наших дней, немного дождались своего часа для реконструкции. Поэтому и нельзя говорить о каком-либо целостном ансамбле зданий в Калининграде. Потому и разочаровываются многие туристы приезжая в этот город, особенно если ничего не знали ранее, или не догадывались, о его судьбе.
И тех, кто ожидает увидеть здесь какое-то подобие Гданьска ждет жестокое разочарование. Здесь нельзя приехав в центр сразу погрузится в атмосферу старого города, здесь приходится искать, искать по кусочкам, по крупицам… выстраивая эту атмосферу в собственном сознании, раз за разом делая новые открытия.
Находя среди страшных панельных домов жемчужинки исторического наследия, а иногда попадая и на целые улочки, чудом сумевшие пережить войну и избежать участи сноса в советский период… Именно на этих некоторых улочках и можно почувствовать дух старого Кёнигсберга. Но искать их надо отнюдь не в центре города.
А в центре старые дома оказываются в окружении различных монстров различной величины и коробкообразности и, зачастую, находятся в жалком и запущенном состоянии. И современным властям, как и многим до них, нет до этих домишек никакого дела…
В качестве примера я расскажу о двух интересных домах, которые располагаются неподалеку от моего дома, и к которым, я недавно совершил небольшую прогулку. Собственно все выше написанное было неожиданно длинное вступление к тому, что я хотел вам показать…

Первое здание это бывший сельскохозяйственный кредитный банк «Восточно-прусский ландшафт». Построено оно было, учитывая многочисленные пристройки и перестройки в период 1898 по 1903 год. То есть на стыке веков. Стоит оно ныне на улице Сергея Тюленина, бывшей Ландхофмайстерштрассе, в окружении двориков и панельных домов, и найти его можно разве что случайно.


Здание было построено в стиле барокко по проекту архитектора Ляйдиха, строительного советника фирмы Р. Зандманн, а идеи некоторых украшений фасада и обрамлений окон были позаимствованы Ляйдихом у Кенигсбергского замка, его юго-восточной части, которая украшалась архитектором Шультхайсом.

Фасад здания разделялся на два боковых и один центральный ризолит, за мансардной крышей, выполненной также в стиле барокко, прятались помещения четвертого этажа.

И нельзя сказать, что после войны здание не реконструировалось. Последняя его реконструкция была произведена в 1951 году, а заодно были упрощены некоторые элементы и практически полностью перестроена крыша. Вообще в советских реконструкциях всегда четко прослеживалась тенденция у упрощению. Иногда это достигало таких форм, что проходя в Калининграде мимо неприметной серой коробки, можно не узнать в ней некогда красивого немецкого здания…
Но вернемся к нашему рассказу. По фотографиям видно, какой запущенности достигло здание на сегодняшний день. И ведь что интересно, оно вовсе не является бесхозным, в нем располагается строительное управление Балтийского флота…

Но есть примеры запущенности и безразличия еще более вопиющие. Это так называемый в народе «Дом с аптекой», а по сути колоритные руины старого жилого дома на улице Фрунзе, совсем рядом с недавно тщательно отреставрированными Королевскими воротами, в последнее время ставшими одним из символов Калининграда.
Королевским воротам повезло, в праздник 750-летия города они обрели новую жизнь, а вот «Дом с аптекой» так и стоит десятилетия в руинах… на постоянном виду у местных жителей и приезжающих туристов.

Собственно дом представляет из себя не одно, а два здания, на одном из которых сохранилась немецкая надпись Kreuz-Apotek, а отсюда и принятое в обиходе название.

Здание было построено в 1888 году, и после войны вполне себе неплохо сохранилось. Единственно, что поддерживать его состояние и делать капитальный ремонт никто особо не рвался. Но в здании жили люди, и даже, говорят была хорошая пельменная.




Но в середине 80-х годов власти решили провести реконструкцию здания, укрепить и провести ремонт. Жителей переселили по другим домам, но... само собой разумеется никто ничего делать не стал и к сегодняшнему дню мы можем наблюдать лишь живописные руины, с пока еще сохранившемся фасадом, который может рухнуть в любой момент.



Естественно, разговоры о его реконструкции, а вернее уже пристройки к старому фасаду, периодически возникают и затухают, последний проект восстановления должен был быть в 2009 году. И, может быть, этот проект даже есть, кто его знает. Но как мы видим – воз и ныне там...



Конечно, не все так безнадежно и пессимистично, есть еще в Калининграде и симпатичные уголки, и прекрасные реконструированные здания, как например, на мой взгляд, самое красивое здание в городе – Кафедральный Собор на острове Кнайпхоф, и недавно построенная и стилизованная под старину Рыбная деревня, есть мифические проекты по восстановлении исторической застройки в некоторых частях города, например на том же Кнайпхофе. Но всего этого катастрофически мало, и все это продирается через неимоверное число различных препятствий...
Разумеется, при желании остатки старого города можно найти, как я уже говорил, островки кенигсбергского наследия разбросаны по всему современному Калининграду, в том числе и рядом с улицей Фрунзе, где стоят руины многострадального дома.


Центр же застраивается огромными торговыми центрами, магазинами, бутиками, парки вырубаются, деревья спиливаются. Так что шансов встать в один ряд с историческими городами Европы у Калининграда-Кёнигсберга практически нет, хотя, безусловно все это не умаляет его привлекательности как города пересечения многих культур и народов, как города с неповторимым и особым менталитетом, со своим духом, абсолютно непохожим ни на один другой город России, с памятниками исторического прошлого, аналогов которого также нет в остальной России, и, главное с частичкой европейского мироощущения и бесконечно прекрасными девушками.