Кем была Дора Маар?
tanjand — 30.11.2019Мало кто плакал так громко и так долго, как Дора Маар на картинах своего любовника, испортившего ей жизнь. В конце 1930-х и начале 1940-х годов французская художница была любовницей Пикассо, а значит, она была его музой. Маар кисти Пикассо - серьезная, грустная, поразительная – знаменитая Плачущая женщина, титул одного из многих полотен, которые показывают ее рыдания над бедами мира (или над своими). Есть только одна проблема. «Все мои портреты - ложь», - сказал Маар позже. «Все они - Пикассо, а не я, Дора Маар».
Неоспоримое влияние Доры Маар на сюрреалистов
В анналах истории искусств Дора Маар не на виду. Ее жизнь, как сложная доска объявлений с кнопками и цепочками многих великих создателей, тугой нитью связана с Пабло Пикассо. Но ее плодотворная карьера едва не осталась незамеченной, ведь она развивалась в тени гения.
Однако, она там – вся в сюрреализме. Просто женщин не принято замечать. Воровать у них идеи можно, «а так – нет». Маар выставляется рядом с Хуаном Миро и Полем Клее; делит темную комнату с Брассаи (Brassaï); переживает немецкую оккупацию Парижа с де Бовуар; и входит в сплоченные ряды антифашистов с Андре Бретоном.
Как мог художник, который повлиял на поколение сюрреалистов, почти полностью исчезнуть из поля зрения?
Маар долгое время рассматривалась как расплющенная, изломанная «плачущая женщина» в портрете кисти Пикассо, столь же плоское изображение, как и все его музы.
И все же Маар увлекся плодотворной фотографической карьерой, прежде чем переключиться на рисование.
В 1930-х годах Маар выставлялся на шести крупных сюрреалистических выставках в Тенерифе, Испания; Ла Лувьер, Бельгия; Лондон; Нью-Йорк; Токио; и Амстердам, и она была единственным фотографом, которого выставили показать во всех шести.
Ее наиболее влиятельная работа «Портрет Убу» (1936) - странное изображение плода броненосца - была представлена на трех выставках.
В 1937 году карьера Маара претерпела серьезные изменения. В том же году Пикассо получил заказ нарисовать свое мастер-полотно «Герника», которое Маар задокументировал через сотни фотографий. Наконец, это был год, когда Пикассо убедил ее отказаться от фотографии и вернуться к живописи .
Но до этого года Маар зарекомендовала себя как фотограф рекламной фотографии; она снимала для брендов красоты, художественных изданий, а также модных и эротических журналов.
Свобода, 1936
Ее темы: истерия, тайны снов, фрейдистский идентификатор. Одна из ее самых известных работ 1934 года, «Без названия» (Hand-Shell) , показывает руку женщины, выходящую из раковины. Сплошной сюрреализм .
После ее смерти в 1997 г работы Маара были разнесены ветром по неведомым местам через аукцион недвижимости. Сотни ее работ в различных СМИ были проданы по жребию и никогда не каталогизированы по отдельности. Искусствоведам, галеристам и кураторам потребовались годы, чтобы собрать воедино жизнь Маар и определить ее плодотворное творчество.
Дора Маар была нервной, неуравновешенной натурой, в творчество Пикассо она вошла как «женщина в слезах».
Пабло терпеть не мог женских истерик – в их отношениях наметился разрыв. С весны 1945 года у Доры стали случаться припадки. Опасаясь, что она сойдет с ума или покончит с собой, Пикассо отправил Дору в псих лечебницу Жака Лакана, где помимо психоанализа к ней применялся обычный в то время метод лечения – электрошок.
После выхода Доры из больницы они больше встречались.
Пикассо, «Дора и кошка»
|
</> |