Казуистика
el_murid — 09.06.2011Все отлично понимают, что и без того весьма двусмысленная формулировка этой премии после ее изменения по сути превратила неплохую идею в политиканство. Последний случай с присуждением премии малоизвестному китайскому диссиденту откровенно в пику Китаю - факт вполне показательный.
Интересно, что примерно похожая ситуация наблюдается и в другой международной сфере - только гораздо более серьезной. ООН. Организация, которая была создана как инструмент согласования позиций стран по итогам Второй мировой войны.
Именно эти итоги и стали определяющими для генеральной идеи, которая была заложена в ООН - агрессия является тягчайшим преступлением и должна пресекаться всем мировым сообществом.
Для этого был создан вполне действенный, хотя, безусловно, и вполне погрешимый инструмент - Совет Безопасности ООН. Он обладает следующими полномочиями:
поддерживать международный мир и безопасность в соответствии с принципами и целями Организации Объединенных Наций;
расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может привести к международным трениям;
выносить рекомендации относительно методов урегулирования подобных споров или условий их разрешения;
вырабатывать планы в отношении определения существования угрозы миру или акта агрессии и выносить рекомендации в отношении необходимых мер;
призывать членов Организации к осуществлению экономических санкций и других мер, не связанных с применением силы, для предупреждения или прекращения агрессии;
предпринимать военные действия против агрессора;
выносить рекомендации относительно приема новых членов и условий, на которых государства могут стать участниками Статута Международного Суда;
осуществлять в «стратегических районах» функции Организации Объединенных Наций по опеке;
выносить Генеральной Ассамблее рекомендации относительно
назначения Генерального секретаря и совместно с Ассамблеей выбирать
судей Международного Суда.
Я выделил те функции Совета Безопасности, которые являются его
прерогативой при рассмотрении вопросов, связанных с международной
безопасностью. Внимательно взглянув на этот исчерпывающий список
функциональных обязанностей, можно обнаружить, что в компетенцию
Совбеза входят вопросы рассмотрения любой ситуации, которая
угрожает миру между любыми государствами. Однако в том случае, если
факт агрессии или угроза международному миру в действиях
государства отсутствует - это не является даже предметом
рассмотрения Совбеза ООН.
Почему я начал с Нобелевской премии мира? Да потому, что в условиях
распада международного права с полномочиями Совета Безопасности
происходит ровно то же самое - вопреки своей компетенции Совбез
начинает рассматривать ситуации, которые не могут рассматриваться,
как агрессия. Резолюция 1973 по Ливии - крайне характерный пример.
Абсолютно внутренний конфликт, который не затрагивает вопросы,
касающиеся Совбеза - но он рассматривает его, принимает решение и
на основании этого решения - опять же вопреки всем процедурам
происходит агрессия против суверенного государства.
Собственно, это и есть распад международного права - когда оно
прикрывает незаконные действия.
Тем не менее, Англия и Франция вытаскивают новый проект новой
резолюции, которая вновь будет рассматривать вопрос, не относящийся
к предмету ведения Совбеза. Более того - Сирия, судя по всему, сама
подверглась международной агрессии, чему свидетельство - события в
городе Джиср аш-Шугур. Армия Сирии прямо сейчас готовится к отражению этой агрессии - но так
называемое мировое сообщество переворачивает все с ног на голову и
пытается под влиянием этой провокации обвинить именно Сирию. Кстати
- очень интересный вопрос о синхронности действий террористов и
правительств Англии и Франции.
Вроде бы пока Россия довольно твердо стоит на позиции отказа вообще рассматривать любые
резолюции по Сирии - мотивируя это как раз несоответствием
происходящих там событий и функциями Совбеза. Правда, возникает
вопрос по действиям России в аналогичной ситуации по Ливии - но
хотя бы тут хорошо, что хоть так.
Очень хотелось бы надеяться на то, что Россия таки вспомнит о своих
интересах - в которые совершенно не входит уничтожение остатков
международного права. И президент Медведев не забудет, что он
президент России, а не чиновник Госдепартамента США.
ПС. Кстати, как раз в эту тему - вопрос о миротворцах России в
Ливии. Никаким боком Совбез ООН не может создать миротворческий
контингент в деле урегулирования внутреннего конфликта. И
миротворить Россия - и любая иная страна - может только с согласия
сторон конфликта на основании ИХ решения.