Казань - Йошкар-Ола: краткий обзор поездки
periskop — 23.09.2012 Наконец-то появилась возможность поработать с фото, так что сейчас - традиционный краткий обзорный пост о сентябрьской поездке в Казань и Йошкар-Олу. 80% времени было потрачено на Казань, и это неудивительно - город-миллионер, столица обширного и своеобразного российского региона, Татарстана. А 15 сентября я посетил и столицу Марий-Эл - заметно меньший, малоизвестный, но оказавшийся неожиданно интересным город.Казанский Кремль, Спасская башня
2. Первый день (точней, полдня) по приезду был потрачен на "бояны" - казанский Кремль, окрестности, ул. Баумана и близлежащие кварталы. Ну, кому бояны, а мне равно интересен как вылизанный парадный город (дающий представление об его "открыточной" части), так и непарадные, спальные и промышленные районы и предместья. Только всё вместе даёт достаточно объемное и неискажённое впечатление о городе.
Стены казанского Кремля, за стеной слева новый символ города - мечеть Кул-Шариф (2005)
3. Вид от кремлёвских стен в сторону Волги. Думаю, полезно будет показать и современную архитектуру города - там её оказалось весьма много.
4. Вид с кремлёвской смотровой площадки за Благовещенским собором на реку Казанку, нижнюю подкремлёвскую часть и заречный город.
5. По части проблемных казанских признаков я бы однозначно отметил тамошнее вольное обращение со старой, в основном губернской, архитектурой. Метод ударного казанского "туркостроя" таков - сперва здание бестрепетно ломается, кроме кусочка лицевого фасада с декором - вплоть до фундамента. Затем за этим кусочком заливается новый фундамент, формируется новая подземная часть и здание строится полностью заново. В него же встраивается и этот сохранённый кусочек. Само здание, правда, может быть потом немного похоже на старое, которое сломали, но в основном оно обрюсселивается и становится "сильно не таким" (зато глянцевым и чистеньким). Эти процессы/примеры я покажу в посте "колорит и характер города Казани", попозже. А пока, для примера - остаток гостиницы "Казань" на ул. Баумана.
6. А вообще, главных плюсов в Казани я бы отметил два - это еда и люди. Еда реально вкусна и в основном честна, даже по части фастфуда, а люди приветливы. Барьер между людьми намного ниже, чем в столицах, и если ты что-то спрашиваешь, то тебе непременно помогут и объяснят, а не будут шарахаться в сторону или проходить со стеклянными глазами мимо. Из более мелких плюсов (в основном для туристов) - огромный ассортимент разнообразных сувениров. В разных точках, понятно, коих много.
7. С разбором татарской и уже, казанской, еды будет отдельный пост, а пока только хочу сказать спасибо всем комментаторам, которые порекомендовали мне по части питания "Дом Чая". Действительно, не просто культовое, но и чрезвычайно вкусное место (а поесть я люблю и вкусную еду ценю). Я был там четырежды и нисколько не пожалел, а теперь и сам влился в ряды его почитателей :-) После первой же трапезы там мне стало совершенно понятно, почему аж 11 (!) комментаторов упомянули именно его.
На фото - элеш (олеш) с бульоном и картофельные кыстыбыи
8. Второй день получился авиационным: я побывал на казанском авиастроительном объединении им. Горбунова и фундаментально осмотрел его ведомственный музей. Вот так бывает, что много интересного таится не там, где много туристов, а в местах непарадных. Помните, когда я вам показывал музей Северного флота в пос. Роста под Мурманском? Вот тут, как-то аналогично и много уникальных экспонатов. К сожалению, он на режимной территории и попасть туда не очень просто. Но, получилось. Так что тоже расскажу. На КАПО ко мне отнеслись очень дружественно, и узнав про мои поездки поподробней, напоили чаем, потом ещё покормили в тамошней заводской столовой, и более того, организовали ещё и поездку на вертолётный завод, по своей рекомендации (чего я изначально не планировал и вообще его в качестве цели не рассматривал). Даже дали машину туда отвезти.
9. Фасад главного здания КАПО им. Горбунова. В советское время был мощнейшим заводом, строил Ту-160, Ил-62, Ту-22 и многие другие крупные лайнеры. А до войны, к примеру, он же построил легендарный мегасамолёт "Максим Горький".
10. Соц-арт из музея КАПО - "Приемка фронтовыми лётчиками Пе-8 для фронта" (фрагмент). Музей будет показан отдельным постом, а возможно, и двумя.
11. Вертолётный завод, где мне даже провели экскурсию по территории. К сожалению, снимков оттуда не будет (камеру пришлось оставить на проходной), однако про него тоже расскажу, хотя бы просто впечатления.
12. Третий день был посвящён разным уголкам Казани, вне территории "боянов" - речной порт, Старо-Татарская слобода, застройка берегов оз. Кабан, Петербургская улица и т.п.
На причалах речного вокзала Казани
13. Мечеть Марджани в Старо-Татарской слободе (1767). Сперва на меня там поглядели несколько косо, позвали муллу, и когда я рассказал ему, откуда я, то они заметно потеплели отношением, так что он в итоге повёл меня сам показывать своё "хозяйство" и убранство мечети - несмотря на то, что намаз только закончился и к нему обращались верующие. Разрешил везде поснимать. Пока показывал, ещё и пообщались с ним, на разные околорелигиозные и региональные темы. Тоже расскажу.
14. Проехал всё метро. На первой станции был просвечен металлоискателем и обыскан рюкзак. "Снимать метро будете, да?" - "Да, конечно". - "Понятно". Больше не придирались. Обзор станций будет, ждите в казанской серии :-)
Станция "Аметьево"
15. И, несколько для меня неожиданно, был открыт совершенно потрясающий по наполнению музей, достойный и равнозначный таким ранее мной показанным, как, скажем, музей линкора "Тирпиц" в Альтен-фиорде или военному музею в лофотенском Свольвере. Называется "Музей Социалистического Быта" - а если точней, музей советских вещей. Смотреть можно, реально, несколько часов - территории у него не очень много, зато набит коллекциями под завязку. Причем рассортировано по темам - игрушки, школа, книги, парфюм, игры, дембель, обувь и т.д. Место просто уникальное, рекомендую однозначно! Оно не только интересное, но ещё и несёт эмоциональный заряд - как в детство вернулся.
16. Витрины с коллекцией советского парфюма.
17. Автор журнала и директор музея, Рустем Валиахметов, в музыкальном зале. Из музея будет отдельная серия постов, как будет получаться, буду выкладывать наиболее интересные артефакты. Там же я прикупил и очень редкую переходную модификацию гранёного стакана 1961 г., в комплекте со старым подстаканником. Потом покажу.
18. Прогулялся и оценил вечернее освещение Казани. На фото - падающая башня Сююмбике, близ резиденции президента.
19. А в субботу, в компании давнего френда sam_glor и ещё одного казанца, была совершена поездка в Йошкар-Олу - столицу Марий-Эл (155 км от Казани). Кстати, в Среднем Поволжье оказались на удивление комфортные дороги.
20. Йошкар-Ола - город малоизвестный, неприметный и вообще вне стандартного информационного поля российского получателя новостей. Однако оказался уютным, спокойным и малоэтажным.
21. Кроме того, он всем нам преподнёс грандиозный сюрприз - оказалось, что там за последние 4 года реализуется проект нового центра - этакая эклектическая смесь Италии, Голландии и Московского Кремля. В общем, мы ходили, и реально дивились - откууда на это взялись деньги, вдали от финансовых центров и газовых труб, и кто вообще такую идею придумал.
22. Переходим на стрелку реки - там Италия, а на том берегу - "Амстердам".
В общем, про этот феномен я тоже отдельно расскажу. Это ещё и к разговору о том, что большинство людей просто не подозревает о процессах, творящихся в глубинах России - настолько она огромная. О них не пишут, они неинтересны обывателю - главное, вовремя рассказать про сиськи Кейт Мидлтон, конфискованные евры Ксюшы Собчак, кривляющихся в храмах балаклавных дур и прочую политизированно-гламурную парашу.
23. Вечер был посвящён казанским предместьям - железнодорожному Юдино...
24. ...и Адмиралтейской слободе в Казани. Этакий аналог нашего Обводного Канала и Коломны за Крюковым.
25. В заключительный день погулял по Кремлёвской ул., по университетскому городку (тоже рекомендую - дыхание Российской империи в аутентичном виде), и отобедал в Доме Чая, взяв там еду и в поезд.
Казанский университет им. Ульянова-Ленина, главное здание
Вот такая вышла поездка, если кратко.
За компанию и походы по городу - спасибо Ирине (не представленной в жж) и Фёдору ака sam_glor.
Ну а дальше, всё мной кратко перечисленное, буду показывать более подробно, по наличию времени. Оставайтесь на линии :)