Казань брал!
vikond65 — 10.09.2023Ровно 105 лет назад, 10 сентября 1918 года, завершилась первая стратегическая боевая операция Рабоче-крестьянского Красного Воздушного флота. В этот день Красная армия под руководством товарища Троцкого и при активной поддержке ВВС взяла Казань.
В боях за город принимала участие так называемая Воздушная флотилия 5-й армии (другое название - Казанская авиагруппа) в составе 28 одноместных и двухместных самолетов различных типов ("Ньюпоры", "Фарманы", "Сопвичи", "Спады" и "Виккерсы") под командованием летчика Константина Акашева (в 1930 году арестован по делу "Весна"и в следующем году - расстрелян).
В ходе операции красвоенлеты совершили более 330 боевых вылетов на разведку и бомбардировку, сбросив на город в общем счете более пяти тонн осколочно-фугасных бомб и полтора центнера листовок. Боевых потерь не было, однако, двое летчиков разбились в авариях, а еще шесть - перелетели на своих самолетах к противнику и в дальнейшем воевали на стороне белогвардейцев.
Самый крупный налет состоялся вечером 19 августа, когда Казань одновременно атаковали 10 советских аэропланов. Пользуясь отсутствием у противника зенитных средств, они снижались до высоты 100 метров, целясь в наиболее приметные здания. Акашев из задней кабины "Сопвича", который пилотировал летчик Кудлаенко, лично сбросил на "белую сволочь" четыре пудовые бомбы. Через две недели Кудлаенко дезертировал к противнику.
По докладам экипажей, вернувшихся с задания, во время бомбардировки центр города словно вымер, все люди прятались по подвалам. Тут и там виднелись брошенные и опрокинутые извозчичьи пролетки, застыли на рельсах опустевшие трамваи и только носились, не разбирая дороги, обезумевшие от рева моторов и грохота взрывов лошади. В результате налета было частично разрушено и повреждено много домов, в частности - здание Дворянского собрания. Несколько бомб упали на территории казанского кремля.
По итогам боев главком РККА Лев Троцкий выразил летчикам благодарность в приказе:
"Солдаты Красной воздушной флотилии 5-й Армии! Вся Советская республика стала свидетельницей вашего несравненного героизма в боях под Казанью. Вы сразу пригвоздили к земле предательских летчиков неприятеля. Вы изо дня в день терроризировали белогвардейскую Казань. Вы создали незаменимую разведку. Вы бесстрашно преследовали врага, внося смятение и ужас в его ряды. Честь вам и слава, витязи Воздушного флота!"
Казань защищала Поволжская Народная армия, у которой тоже была авиация, причем даже более многочисленная, чем у красных, - свыше 50 самолетов. В основном, это были машины, эвакуированные весной 1918 года из западных районов страны под угрозой захвата германскими войсками. Однако распорядиться ими "народоармейцы" не сумели, использовали редко и крайне неэффективно.
18 и 19 августа белые дважды пытались разбомбить бронепоезд Троцкого, стоявший на станции Свияжск, а на следующий день три аэроплана атаковали мост через Волгу, по которому шло снабжение красных войск. Но во всех случаях летчики промахнулись и их бомбы не нанесли никакого ущерба. На этом использование белыми авиации фактически прекратилось, а 10 сентября при бегстве из города они бросили более 30 аэропланов, ставших трофеями Красной армии.
По этому поводу в штабе Народной армии долго шло разбирательство, но в итоге никто так и не был наказан. Произошедшее списали на поломки и нехватку горючего, хотя, ничто не мешало авиаторам перед отступлением сжечь самолеты, чтобы они не достались противнику.
На заставке - аэропланы "Спад", "Ньюпор", "Сопвич" и "Фарман-30" Воздушной флотилии 5-й Армии, участвовавшие в бомбардировках Казани. Аэродром Свияжск, август или начало сентября 1918 г.
Аэропланы - участники битвы за Казань. Сверху вниз:
Истребитель "Ньюпор-24" из состава 1-й Советской боевой авиагруппы, входившей в Воздушную флотилию 5-й Армии. Самолет поступил в Россию из Франции и у него на крыльях остались незакрашенные французские "кокарды". Черная звезда на хвосте - эмблема ВВС 5-й Армии, позже ставшая эмблемой всей советской авиации Восточного фронта.
Разведчик "Лебедь-12" ВВС Поволжской Народной армии, базировавшийся в Казани. На нем нанесены народоармейские опознавательные знаки, представлявшие собой изображения Георгиевских лент.
Истребитель "СПАД-7" 1-й Советской боевой авиагруппы. Российские трехцветные круги на крыльях и фюзеляже закрашены красным. Изогнутая белая стрела на хвосте, окрашенном в черный цвет, - эмблема одного из авиаотрядов, входивших в группу.
Еще один снимок самолетов Казанской авиагруппы, на котором хорошо видны их хвостовые эмблемы.
Трое летчиков и моторист 1-й Советской авиагруппы возле истребителя "Ньюпор". Второй слева - командир группы красвоенлет И.У.Павлов. Впоследствии - видный советский военачальник. Умер в 1936 году, по официальной причине - от последствий ранений гражданской войны, по неофициальной - [censored].
Фотография, подписанная "Белогвардейские остатки в Казани 1918 г". На ней - самолет "Вуазен", потерпевший аварию и брошенный при отступлении Народной армией. На самолете - непонятные ОЗ в виде красно-белых кругов. Возможно, это недорисованные царские кокарды, на которых отсутствует синий цвет.
|
</> |