
Казаки против казаков. Часть 1

Простите, а Люба – это кто?
(с) День Выборов
Приветствую уважаемые.
Казаки…как много слышится в этом слове, сколько образом, сколько историй, сколько эмоций… И, причем не только проживающим на землях древней Руси, Кавказа и Сибири, но и благочинным иностранцам, некоторые из которых считают, что по Московии верхом на медведях ездят бородатые Kosaks в шапках ушанках с «Калашниковым» в одной руке и бутылкой водки в другой. Казаки – это и гордость, и сила, и страх недругов. Но, к сожалению, в последнее время это еще и …смех. Трудно иногда воспринимать идеи о возрождения казачества, видя огромное количество ряженых клоунов обвешанных самодельными побрякушками, которые они считают за награды, с обязательной нагайкой в руке, с самодовольным видом, рассуждающим о неких субстанциях, которые вызывают или издевку или недоумение. Ну, чтож – веяние эпохи, и без этого никуда. Значит, есть интерес, есть востребованность. Я лично знаю немало достойных людей, считающихся себя казацкого роду и гордящимся этим. Почему нет? Хотя должен напомнить, что козак – это не национальность, а сословие. А сословий в современном обществе у нас нет. Посему мне кажется, что казаки нынче – это состояние души.

Донское войско. Станица Луганская.
Как все начиналось, откуда они пришли и как образовались, сегодня не скажет никто. Версий немало, и версии эти в свое время выказывали такие замечательные, и не побоюсь этого слова выдающиеся историки как Соловьев, Ключевской, Гумилев, Савельев, Вернадский, Яворницкий и многие иные… Кто-то считал, что черкасы (не путать с черкесами) – а так чаще всего именуют казаков в XIV веке, это степняки, принявшие православие и состоящие на службе русских князей; кто-то, что это племена касогов, кто-то, что это ветераны Старших Дружин, которым дали землю князья за хорошую службу, в обмен на защиту крайних рубежей (этакие первые пограничники), а некоторые говорят, что это остатки великих ватаг варягов, которые когда то возвели на престол Рюриковичей. На самом деле это не столь важно. Важно то, о чем мы можем говорить с определенностью – а именно о том, что к середине XVI столетия образовалось 2 крупных казачьих центра – на днепровских порогах и на Дону.

Первых мы знаем как славное и могучее Войско Запорожское. Вторых не менее овеянных славой -Донское казачье войско. И донцы, и запорожцы неоднократно помогали друг другу, но было бы наивным считать, что казачество было единым и спаянным братством, объединенными едиными целями и задачами. Вовсе нет, повсюду встречаются свидетельства о том, что казаки воевали друг против друга, проявляя сколь большой героизм и бесстрашие, так и неподдающееся разумному осмыслению жестокость по отношению друг к другу. О наиболее известных конфликтах козаков друг против друга и поговорим сегодня.

запорожцы возвращаются в Сечь по окончании Тридцатилетней войны
Началось все, как мне кажется, в Ржечи Посполитой. Поляки, в отличие от не особо активного на Дону московского государя, посчитали выгодным иметь на официальной службе отважных и мастеровитых воинов, и придумали брать на службу небольшое количество казаков с Малороссии, давая им плату за их службу и записывая их поименно в особый документ – реестр. Отсюда и пошло название этих казаков – реестровые. Все остальные казаки на Украине назывались низовыми или сичевыми (от Запорожской Сечи) и в большинстве случаев считались в польском государстве вне Закона.

Реестровый казак 17 столетия.
Впервые реестровые казаки появились после подписания 5 июня 1572 года грамоты королем Сигизмундом II Августом. Количество их было ограничено 300, но постепенно их численность возрастала. Так в Польше появилось новое сословие – казацкое, состоявшие из этих самых реестровых казаков, которые были или зажиточными крестьянами или даже мелкой украинской шляхтой чаще всего. Реестровики давали присягу польскому королю, имели определенные привилегии, выбирали свою старшину (верхушку), за исключения самого главы реестрового войска, ибо ей в разные годы бывали Гетман коронный или Гетман польный Ржечи Посполитой.
С самого начала огромное количество людей хотело попасть в эти самые реестры и стать официальными казаками. По большому счету даже восстание Богдана Хмельницкого отчасти связано именно с таким желанием простого народа. Но реестровики жестко пресекали попытки посягнуть на свои привилегии со стороны простого казачества. Были они в составе войск коронного гетмана Станислава Жолкевского, который разгромил повстанцев Северина Наливайко под Лубнами в 1569 году, сражались с воинами Тараса Федоровича 1630 года, бились насмерть с сичевиками при подавлении Бунта Павлюка 1637—1638 годах.

Северин Наливайко
Были и обратные примеры, когда большинство реестровиков вставало на сторону восставших, как случилось при Кшиштофе Косиньском в 1590 г, при восстании Острянина и Гуни, при Михаиле Дорошенко в 1625, ну и конечно при Зиновии (Богдане) Хмельницком.
Хотя все это противостояния казаков друг против друга были конечно ерундой, по сравнению с тем, что творилось на многострадальной Украине в период с 1657 по 1687 года, который называется емко и страшно – «Руина»….
Продолжение следует..