Кайл Лэмб. Лидерство из тени. (1)

топ 100 блогов bravo05506.06.2021

Пока суть да дело, буду выкладывать избранные (не все, а только избранные) главы из книги мастер-сержанта группы «Дельта» в отставке Кайла Лэмба, посвященной лидерству. Книга зело как хороша, одна из лучших по теме.

*****

ГЛАВА 1

НА УЛИЦАХ «МОГ»

Третьего октября 1993 года, в Сомали, на улицах Могадишо, мы оказались вовлечены в бой не на жизнь, а на смерть. Эта история до тошноты обсасывалась несколькими авторами, не вполне знакомыми с подробностями событий того дня. Я не хочу пересказывать всю историю, которая тогда случилась, но хотел бы выделить некоторые ключевые решения и действия, которые были предприняты руководством. 

Это лишь мое мнение, мнение подчиненного о тех руководителях, которые действовали в «битве у “Черного моря”»[1] и вокруг нее. 

В тот день моя команда была высажена с вертолетов по тросовым системам в неправильном месте, посреди моря голубых тентов и бетонных конструкций, и без всякой помощи от спутниковых навигационных систем GPS. В тот исторический момент ориентирование в городе осуществлялась в основном с помощью карты — Могадишо весьма запутанное место, где все вокруг выглядит очень похожим. Я был напряжен, нервничал, возможно, напуган от того, что могу схлопотать пулю. Быть чуть на нервах всегда, казалось, подготавливало меня, обостряя мои чувства. Я был готов увидеть то, что могло бы случиться в тот солнечный день на Африканском Роге. Оказавшись на земле, мы сразу же атаковали объект, — здание, которое наш командир команды счел нашей целью. Войдя внутрь, мы быстро поняли, что находимся примерно в квартале от правильного здания. Удивительно, но все прошло гладко, казалось, наши тренировки всегда берут верх, ведь чем больше неразберихи, тем больше вы полагаетесь на свой прошлый опыт. Штаб-сержант Джон Эйч,[2] мой командир команды, выкрикнул несколько кратких приказов, и мы отправились в правильном направлении к нужному нам зданию. На улице мы заняли круговую оборону. Эта операция отличалась от шести предыдущих, которые мы проводили в Могадишо, — в тот день мы сразу же столкнулись с вооруженными сомалийскими боевиками, которые перебегали от двери к двери, поливая нас свинцом. Это выглядело почти сюрреалистично. И вновь наша подготовка сыграла свою роль, и мы начали уничтожать цели по мере того, как они появлялись. Я был взволнован тем, что наконец-то получил возможность применить весь тот набор навыков, который оттачивал годами. В какой-то момент времени перед нами пояявился даже шестилапый осел. Родившись и проведя детство на ферме в Южной Дакоте, я знал, что вы больше нигде не увидите шестилапого ослика, кроме как на центральной ярмарке штата, так что, конечно же, мы уничтожили осла, чтобы добраться до стрелка, использовавшего животное в качестве своего укрытия.

После того, как мы установили местонахождение нашего объекта, Джон направил нас в нужном направлении. Мы быстро пересекли улицу и начали забираться на стену, чтобы добраться во внутренний дворик. Оказавшись там, мы поняли, что на зачистку здания и захват полевых командиров Айдида мы опоздали. К тому моменту операция увенчалась успехом, — у нас были те, кого мы должны были захватить. Когда мы готовились к эвакуации, сержант-майор нашей группы дал указание нашей команде обеспечить охранение колонны, когда машины подойдут к позиции у внешней стороны дворика. Я помню, как быстро посмотрел вдоль дороги и увидел горящий автомобиль, — мысль о том, что на самом деле это одна из наших машин, пришла мне в голову не сразу. Я сосредоточился на поисках вражеского стрелка, чтобы его уничтожить, так что вид того грузовика, объятого огнем, меня отнюдь не радовал. Когда колонна подъехала и остановилась, командир другой группы, Мэтт Риерсон, погрузил задержанных, а также свою группу на автомобили, чтобы они могли действовать в качестве охранения по дороге на аэродром. Мы вернулись во дворик, чтобы дождаться дальнейших указаний.

Примерно в то же время был сбит вертолет MH-60 «Блэк Хок», пилотируемый уорент-офицерами Клиффом Уолкоттом и Донованом Брили. Когда я смотрел, как вертолет падает на землю, к горлу подкатил ком. В тот момент я ничего не знал о людях, находившихся на борту, но очень скоро это стало известно. Поскольку у нас был план на случай подобной нештатной ситуации, лишних разговоров не возникло. Это не был произвольный план, все командиры подразделений знали, что произойдет именно в этом случае. Мы всё отработали заранее и знали, что должны выдвигаться пешком к месту падения вертолета, и единственным ограничивающим фактором в этом случае была наша близость к нему. Поскольку мы находились менее чем в миле от места, мы понимали, что должны перейти к выполнению плана на случай нештатной ситуации.

В данных обстоятельствах, когда планировалось воевать на улицах этого забытого Богом города, передвижение пешим порядком было очевидным выбором. Маневрировать на машинах, не говоря уже о том, чтобы обеспечивать передвижение, было практически невозможно. Поэтому оставалось только идти на своих двоих. Когда я смотрел на командиров нашего Подразделения,[3] они, когда организовывали свои команды для выдвижения к месту крушения, оставались спокойными и собранными. Это помогло успокоить тех из нас, кто был моложе и менее опытным. Я мог только догадываться, что происходило в голове молодых рейнджеров, находившихся вместе с нами. Наше подразделение быстро двигалось к месту падения вертолета. Когда мы повернули за угол, то попали прямо в осиное гнездо и весь ад вырвался наружу. Нам сразу же пришлось вернуться к нашим основным навыкам: стрелять, передвигаться и поддерживать связь. Команды прикрывали передвижение друг друга, когда мы продвигались вперёд, пытаясь точно определить местоположение сбитого вертолёта. Было очень обнадеживающе посмотреть Эрлу Филмору[4] в глаза, когда он сказал мне броском выдвигаться вперед. Если Эрл говорил, что все в порядке, то все должно было быть в порядке. Когда мы приблизились к месту крушения, пуля попала в бедренную артерию молодого рейнджера, капрала Джеймса Смита. Когда в него попали, я находился рядом с ним, так что я сразу сделал то, чему меня учили: прижал рану, чтобы замедлить кровотечение. Когда мой напарник по команде, Вуди, и лейтенант рейнджеров по имени Ларри Пи[5] вдвоем стали оттаскивать Джейми с улицы, я продолжал прижимать рану, чтобы замедлить кровотечение. Это не было героизмом, я просто делал то, чему нас учили. Я по-прежнему чувствовал, что мы непобедимы или, по крайней мере, что все под контролем.

Мы с Вуди еще не знали, что наш товарищ, Эрл Филлмор, был застрелен вскоре после того, как мы с Вуди сделали последний рывок вперед. Джон Эйч делал все возможное, чтобы спасти своего умирающего друга. Мы же с Вуди всю ночь были оторваны от остальной части команды. Я хотел сохранить уверенность в себе, но мне было страшно. Я всегда знал, что Джон Эйч дал бы нам нужные наставления, но расстояние всего в 30-40 ярдов казалось милями. Все мы сражались за то, чтобы сомалийцы не подобрались к «Супер-61»,[6] в котором все еще находилось тело Клиффа Уолкотта.

До места крушения добрался другой рейнджер, лейтенант Том Ди.[7] Он также очень хорошо знал план действий в нештатных ситуациях и быстро добрался с половиной своего взвода до места крушения, где терпеливо ждал прибытия остальных рейнджеров своего взвода. Он знал их командира, штаб-сержанта Мэтта Э,[8] который также действовал по плану. Однако лейтенант не знал, что Мэтт вместе со второй половиной его взвода эвакуирован с поля боя, и мало того, они больше на него не вернутся. Лейтенант Ди не знал, что подобная путаница возникла из-за того, что один из командиров в этой операции не знал порядка действий на случай нештатной ситуации. Командир запасной колонны остановился и приказал штаб-сержанту Э. и его людям погрузиться в машины. Даже когда сержант возразил на этот приказ, ему было сказано: «Садись в машину сейчас же!». Бывают времена, когда, будучи солдатом, вы должны выполнять приказы тех, кто находится выше вас по званию и должности, даже если они полностью противоречат установленному порядку действий, предусмотренному для кризисной ситуации. Штаб-сержанту Э. приказывал, что делать, целый подполковник, и хотя тот был неправ, сержант выполнил то, что ему приказали.

По мере того, как эта колонна пробиралась на аэродром, ситуацию под свой контроль взял сержант первого класса, командир группы Мэтт Риерсон. Кто-то должен был встать и взять на себя ответственность после того, как командир колонны, получив легчайшее ранение, целиком и полностью самоустранился от управления боем. Мэтт отреагировал моментально и принял командование на себя. Он не только пробился сквозь ожесточенный бой и многочисленные потери, которые выпали на долю колонны, но и после прибытия в аэропорт стал ключевым лидером в формировании спасательных сил и их отправлении с боем обратно к нашему местоположению. Позднее тем же вечером он помог извлечь тело Клиффа Уолкотта из обломков «Супер-61».

На протяжении всей ночи нам удавалось держать сомалийцев на расстоянии. В ту ночь мы убили или ранили тысячи врагов, в основном благодаря невероятно храбрым и профессиональным действиям летчиков из 160-го авиационного полка специальных операций «Ночные охотники». Они находились в воздухе 19 часов, продолжая всеми способами оказывать нам поддержку. Я, как и все остальные, кто находился на земле в тот день, в огромном долгу перед этими американскими героями-авиаторами.

Мы оставались на месте до рассвета. Мы все знали, почему мы там были, — мы не собирались оставлять тело павшего товарища в руках этих дикарей. Клифф не должен был остаться. В момент, когда я произнес молитву и попросил Господа помочь мне справиться с этой ситуацией, чувство отчаяния отступило, но хорошо это или плохо, но мне нужна была определенная помощь. Джон Эйч продолжал расставлять людей по периметру, чтобы обеспечить охранение. Мэтт Риерсон пробился к месту крушения и возглавил группу эвакуации, чтобы вытащить тело своего друга из обломков. Мы с Вуди продолжали сражаться, оставаясь на своей позиции. Оказавшись в отрыве от Джона Эйча и остальной частью нашей команды, мы знали, что в конце концов мы встретимся с ними. Как только спасательная колонна отбыла, мы вышли на улицу, чтобы совершить бросок, названный потом «Могадишской милей», к нескольким ожидавшим нас машинам, управляемым военнослужащими 10-й горно-пехотной дивизии. Когда Джон Эйч наконец-то смог посмотреть на остальных членов своей команды, он убедился в том, что среди нас нет потерь, и быстро отправил нас грузиться в машины.

Мы совершили безумный рывок в аэропорт. Когда мы прибыли, с нас словно свалился груз. Мы сделали это. Я ни за что на свете не хотел снова попасть в подобную ситуацию. Примерно в то же время Джону сообщили, что мы потеряли двух наших снайперов. Рэнди Шугарт и Гэри Гордон отправились на место крушения другого вертолета и заплатили самую высокую цену. Тогда мы не знали их состояние, поэтому Джон быстро отдал приказ набить пустые магазины и приготовиться к новому выходу, однако нам больше так никогда и не разрешили покинуть аэропорт. Мы оставались там до возвращения в Штаты спустя несколько недель.

Мэтт Риерсон достойно проявил себя в качестве лидера и во время этого боя был непоколебим, как подобает Воину. Через пару дней он погибнет во время минометного обстрела нашего самолетного ангара, который мы использовали для своего размещения. Он был смелым и отважным лидером, на которого равнялись все парни. Он всегда подавал пример другим для подражания.

Лейтенант Ди сражался всю ночь, имея только половину своего подразделения. Только вернувшись в ангар, он понял, что случилось с остальными его людьми. Путаница у вышестоящих командиров поставила под угрозу весь план, но лейтенант не отступил, он сохранил контроль над ситуацией и разобрался с обстоятельствами. Если ситуация меняется, изменяйте ситуацию.

Джон Эйч справися со всеми вызовами той тяжелой обстановки; он оказался ответственен за исход событий и никогда не уклонялся от выполнения своих обязанностей. Он постоянно оставался сфокусированным на своей миссии, и никогда не подводил окружающих, когда они обращались к нему за помощью.

Гэри Гордон и Рэнди Шугарт приняли решение отправиться на место крушения «Супер-64» и попытаться спасти экипаж, который отчаянно нуждался в помощи. Единственный выживший член экипажа, уоррент-офицер 3-го класса Майк Ди[9] позже был взят в заложники и удерживался в течение нескольких дней, прежде чем был освобожден. Эти храбрые снайперы сослужили большую службу экипажу вертолета. Они отправились на место крушения по собственной воле. Это были люди с характером, которые не сломались, когда увидели своих товарищей, нуждающихся в помощи. Они сражались до самого конца, как великие Воины. Позже оба были посмертно награждены медалью Почета, высшей наградой, которую когда-либо может заслужить американский военнослужащий.

Позднее в тот же день мы стояли вокруг телевизора в нашем ангаре и смотрели, как тела наших американских солдат, наших друзей, людей, с которыми мы еще вчера были вместе, таскали по улицам Могадишо.

Вы можете себе хорошо представить, что мы чувствовали.

Уроки и выводы

1. В кризисные времена, великие лидеры выйдут вперед и приведут остальную часть своей организации к успеху.

2. «Ах, но один, лишь один — это Воин, и он вернет домой остальных».[10]

ПРИМЕЧАНИЯ:    

[1] Речь идет о сражении в Могадишо, которое в Сомали известно как «День рейнджеров (Ma-alinti Rangers), а в США — как «битва у “Черного моря”» (Battle of the Black Sea), произошедшее между силами специального назначения США и силами вооружённых формирований Сомалийского национального альянса (группировкой генерала М. Айдида) 3-4 октября 1993 года в ходе миротворческой операции ООН в Сомали. Выполняя задание по аресту и захвату двух членов так называемого «правительства Сомалийского национального альянса», подразделения СпН США вступили в городской бой с имевшим многократное численное превосходство противником и по американским оценкам понесли тяжёлые потери (19 человек убитыми) — здесь и далее примечания переводчика.

[2] Мастер-сержант Джон Хейл, командир команды «А» 1-го оперативного отряда СпН «Дельта», входил в состав штурмовой группы. Скончался в январе 2016 года.

[3] Подразделение (The Unit) — неофициальное название 1-го оперативного отряда СпН «Дельта» среди его сотрудников.

[4] Сержант первого класса Эрл Филлмор входил в состав штурмовой группы, погиб 3 октября 1993 года во время пешего выдвижения к месту падения упавшего вертолета.

[5] Лейтенант Ларри Перино, командир взвода 75-го пехотного полка рейнджеров.

[6] Позывной упавшего вертолета.

[7] Лейтенант Том ДиТомазо, командир взвода 75-го пехотного полка рейнджеров.

[8] Штаб-сержант Мэтт Эверсман, командир отделения 75-го пехотного полка рейнджеров.

[9] Старший уорент-офицер 3-го класса Майкл Дюрант, пилот вертолета «Супер 64» из 160-го авиаполка СпН. Сбит и захвачен в плен 3 октября 1993 года.

[10] Часть цитаты древегреческого философа Гераклита Эфесского: «Из каждых ста человек десять вообще не должны быть там, восемьдесят — это просто мишени, девять — настоящие бойцы, и нам повезло, что они у нас есть, потому что именно они делают битву. Ах, но один, лишь один — это Воин, и он вернет домой остальных».

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
  В одном из офисов церкви, Russy Riot произнесла молитву, обратившись с ней даже не к всевышнему и не к   его сыну, а всего лишь к матери сына Бога, что уже выглядит странно если вспомнить о том, что Иисус   запрещал пастве молиться не ...
Вот такие персонажи были сегодня около посольства Республики Беларусь в Москве. Изверги и мерзавцы. Надеюсь, братья-белорусы, вы запомнили эти рожи и знаете, что делать. А мне в свою очередь интересно, такие за деньги выходят, или по убеждению, не знаю, правда, что хуже. ...
Мы подошли к этому прекрасному моменту и готовимся принимать поздравления:) Очень хочется, чтобы вечеринка в честь нашего первого Дня рождения получилась домашней и по-настоящему запоминающейся. Уверена, что нам это удастся. Ведь, что бы ни происходило, нет ничего лучше настоящего, чело ...
Всем добра. На создание этой темы меня мотивировали некоторые события(развод; тема в сообществе). Я сейчас задаюсь вопросами: а как строить гармоничные отношения? Кто или что нужно для гармоничных отношений? Имеет ли смысл завершать отношения из за того что есть различия? где тогда найти ...
У меня было небольшое окно между группами, уехали на дачу. Думали, на выходные, а остались аж до следующей группы - не хотелось уезжать. Воду сделали, тепло - так хорошо... Пришлось немного поэкономить с едой - не голодали, но шашлык растянули на 2 ужина. В назначенный для шашлыка день ...