Кавалеры versus круглоголовые - 20
qebedo — 08.03.2018 Всё потеряно - и голова тожеКогда Кромвель отправлялся В Уэльс, а Ферфакс вынужден был выступить против восставшего Кента, на север смогли отправить только небольшой отряд - 3000 солдат под командой генерал-майора Джона Ламберта, бывшего юриста, воевавшего с 1642 года и сделавшего военную карьеру с чина капитана. Против него выступили роялисты-повстанцы во главе с Мармадьюком Лангдейлом, числом около 3500 человек, захватившие замки Понтефракт и Скарборо. Ни одна из сторон не имела численного превосходства, и война между ними свелась к кавалерийским рейдам и наскокам - Ламберт ждал подхода подкреплений с юга, а Лангдейл шотландцев с севера, так что решать дело серьезным боем оба не желали. Всё же Ламберту удалось оттеснить роялистов в Камберленд и заставить шотландцев идти с ними на соединение вдоль западного берега Англии, что существенно сократило путь подхода Кромвелю из Уэльса.
Джон Ламберт
Увы, Хамилтон смог привести из Шотландии не закаленных ветеранов Епископских войн и Ковенанта - тру-пресвитериане договор с королем саботировали и ингейджеров не поддерживали, так что набрали в основном новобранцев, снабжение оставляло желать лучшего, а во главе пехоты стояли "герои" войны с Монтрозом - Бейли и Урри. Всё же герцог смог пересечь границу 8 июля 1648 года, соединился с Лангдейлом, взял Карлайл, осадил замок Апплби и заставил его сдаться 31 июля. Ламберт отступал, пока не смог 13 августа соединиться с полками Кромвеля, спешившими из Уэльса (Ферфакс был прикован к осажденному Колчестеру с роялистами внутри). Объединенная армия ингейджеров и кавалеров составляла примерно 11 000 человек, у Кромвеля и Ламберта было около 8500 солдат.
Кромвель впервые оказался в непривычной для себя роли главнокомандующего, да еще против численно превосходивших сил противника. Но Фортуна ему щедро улыбнулась - Хамилтон решил, что это всего лишь небольшой отряд кавалерии врага и решил продолжать движение на юг, оставив 4000 человек под командой Лангдейла защищать город Престон и его тылы. Посему весь день 17 августа 1648 года Кромвель смог спокойно потратить на то, чтобы разгромить роялистов (имея двукратное превосходство), занять Престон и захватить мост через реку Риббл. Ночью Хамилтон решил отступать далее на юг, дабы соединиться с кавалерийским авангардом Миддлтона, который ушел еще дальше, но получил приказ возвращаться. Однако в темноте отряды разминулись, и утром 18 августа Миддлтон оказался у Престона против снова всех сил Кромвеля, был разбит и бежал.
Сражение при Престоне
Хамилтон, у которого еще оставалось около трети армии, решил продолжить движение на юг - он хотел добраться до Уэльса и попробовать вновь поднять там роялистов (а других вариантой у него и не было - путь отступления назад в Шотландию отрезан). Кромвель кинулся его преследовать, и поскольку у роялистов оставалась в основном пехота, легко догнал их 19 августа у Уоррингтона, где шотландцы построились для сражения. Снова имея численный перевес, круглоголовые атаковали их и после упорного боя сбили с позиции. Хамилтон, Лангдейл и Миддлтон с кучкой кавалеристов бросились в бегство, приказав Бейли с пехотой капитулировать. Трехдневная кампания у Престона закончилась абсолютной победой англичан - 2000 убитых и раненых и 9000 пленных шотландцев с роялистами. 2-я английская гражданская война закончилась.
Отряды Кромвеля заставили сдаться Понтефракт, Скарборо и Карлайл, а 23 августа остатки армии ингейджеров во главе с Хэмилтоном были взяты в плен. Радикальные пресвитериане (называемые вигаморрами - скотокрадами, шотландский слэнг) во главе с маркизом Аргайлом подняли восстание против ингейджеров и впустили в октябре 1648 года Кромвеля в Эдинбург. Ингейджеры изгонялись со всех постов в королевстве, а для "защиты истинной веры" в Шотландии оставался экспедиционный корпус Ламберта. 9 марта 1649 года вигаморры казнили переданного им Кромвелем герцога Хамилтона.
Войне конец - пошли домой!
Однако пока отважные "воины практически христовы" бились супротив внешнего врага на фронтах, в тылу, как водится, поднимала голову пятая колонна. Какие-то лондонские "подмастерья-роялисты" (ха-ха-ха!) разграбили армейский обоз - и вот уже в столице парламент организовывает ополчение во главе с пресвитерианским генералом Скиппоном, а потом вообще отменяет изгнание 11 депутатов во главе с Холлисом, совершенное год назад, и кое-кого их них уже снова видят "где-то на скамейках" в парламенте. Пресвитериане суетились заключить мир с королем, продолжавшим сидеть под их охраной на Уайте, чтобы поставить армейских индепендентов по возвращении с фронта перед свершившимся фактом. Для чего быстро были составлены предложения, переданные Карлу I на подпись.
И тут ЕКВ совершает свой последний маломотивированный взбрык - еще недавно согласный на все предложения пресвитериан, он вдруг требует, чтобы в английскую церковь вернули епископов. Вот, это поворот! Армия, которая с Ферфаксом вернулась в штаб-квартиру в Патни, встает на уши. Сам главнокомандующий уже сыт по горло всеми этими горластыми и неугомонными индепендентами, диссентерами и левеллерами - он за мир с королем. Кромвель далеко - в Шотландии. И на первый план выходит Айртон - он заключает временный союз с левеллерами, пишет документ, называемый "Ремонстрацией" (снова "Жалоба"), в котором призывает отдать короля под суд, распустить Долгий парламент и изменить систему выборов. А когда в Лондон привозят из Йоркшира тело "геройски павшего" от рук убийц-роялистов (темное дело, как всегда...) полковника-левеллера Рейнсборо, из похорон "ремонстранты" устраивают внушительную демонстрацию.
Казнь Карла I
1 декабря 1648 года парламент отвергает "Ремонстрацию". Ферфакс устраняется от дел, и Айртон вводит войска в столицу, а также приказывает арестовать Карла I на острове Уайт и доставить в столицу. 4 и 5 декабря в парламенте идут бурные дебаты "о политической обстановке", но большинство депутатов за продолжение переговоров с королем. Тогда Айртон собирает ночью офицеров и планирует с ними очередной пронунсиаменто - рано утром 6 декабря пехотинцы полковника Томаса Прайда окружает парламент, а кавалеристы полковника Рича стоит наготове рядом. Подходящих депутатов останавливают и ведут к Прайду, который их "сверяет со списком" - индепендентов пропускают внутрь, а пресвитериан выгоняют на улицу, либо вообще арестовывают. Из 489 депутатов Палаты общин 18 вообще не явились, 45 были арестованы, 186 изгнаны из парламента, 86 ушли сами, увидев такое безобразие, и только 83 человека смогли попасть внутрь, дав торжественную клятву отказаться от любых попыток договориться с королем. Еще 71 депутат сидели уже внутри, ибо изначально принимали участие в заговоре.
Событие получило название "Прайдова чиска" (или "Прайдов клистир" - звучало сие одинаково), и после нее Долгий парламент в народе стали называть Охвостьем (буквально - "задница животного, круп"). Однако же такой парламент теперь послушно голосовал за все предложения армии и индепендентов. 7 декабря 1648 года в Лондон на белом коне въехал Кромвель и стал размышлять, какой вид ему сделать - может "а я тут не при чем"? Оставлять короля на троне был не вариант, отпускать его заграницу - тем более. Карлу I предложили либо отречься в пользу младшего сына Генри Стюарта, герцога Глостера (все старшие дети были слишком старшие, а Глостеру было всего 9 дет), либо передать все реальные полномочия и остаться тем, кем его нынешние потомки на троне и являются - коронованными вешалками для украшений, чтобы выносить на торжественные церемонии. Лишать прав на трон сразу принцев Чарльза и Джеймса, а также принцесс Мэри и Элизабет, любящий отец отказался, вешалкой работать тоже не пожелал - его мозг был уже охвачен англиканизмом, и он приуготовился стать святым мучеником.
Ну, иконами, так иконами - 1 января 1649 года Охвостье принимает ордонанс о создании специального суда над королем из 135 судей, который и приступает к процессу над Карлом I. Впрочем, в зале не присутствует более 60 человек - остальные (Вэн-младший, Ферфакс, Скиппон и др.) работу трибунала саботируют. 27 января короля приговаривают к смерти, а 30 января 1649 года приговор приводят в исполнение на площади возле Уайтхолла.
|
</> |