Катера типа ZPK
sergiovillaggio — 26.10.2023 Представляю вниманию читателей перевод статьи о весьма любопытных, но практически неизвестных катерах германского флота. Впрочем... даже и не флота. Почему-то был уверен, что где-то уже видел их схемы; думал, что в справочнике Грёнера, но в процессе перевода полез проверить - а нет! Там только справка с огромными лакунами.Автор материала - Станислав Бела.
Хотелось бы обратить внимание, что это типичная польская работа. С одной стороны, приводится интересная и небанальная информация, с другой - налицо откровенная дичь. Например, автор такой
В общем, читайте, но будьте осторожны.
ZPK-1 на испытаниях, 1944 год
Тактико-техническое задание включало:
Разработку проекта СС поручили инженеру Бюллеру из берлинского конструкторского бюро верфи «Gebrüder Sachsenberg», надзор со стороны полиции и СС осуществлял инженер Корсов. После проведения испытаний шести моделей корпуса в опытовом бассейне была выбрана форма с V-образными обводами. Конструктивное водоизмещение составляло 59 тонн, при длине по ватерлинии 28,5 м, ширине 4,60 м, высоте борта на миделе 2,85 м и осадке 1,28 м.
Планировалось построить 250 единиц этого типа для Днепровского бассейна (в составе действующего там с осени 1941 года Wasserschutzpolizei-Kommando Dnepr), однако реально в 1943 году было заказано всего 50 катеров. Заказ поступил на три верфи: 40 единиц гамбургской верфи «Sachsenberg» (заводские номера 2034-2063 и 2115-2134), и по несколько – голландской «N.V. Holland Nautic» в Харлеме и «Weichselwerft GmbH» в Шреттерсбурге (такое название он носил тогда польский Плоцк). В июне 1944 года в связи с наступлением Красной армии приказ был сокращен до 22 или 28 единиц.
Эти корабли были приспособлены для перевозки автомобильным транспортом – один катер мог перевозиться шестью грузовиками. После разборки на каждый полуприцеп можно было загрузить носовую часть, надстройку и остальной корпус, разделенный на четыре части. Также была возможна перевозка по железной дороге или на баржах.
В качестве силовой установки использовались два авиационных двигателя «Hispano-Suiza» мощностью по 900 л.с. Они были приспособлены к использованию автомобильного бензина путем замены форсунок. Все уязвимые части катера были обшиты листами толщиной 10 мм.
Согласно проекту, катера должны были вооружаться четырехствольным 20-мм автоматом FlaK 38 (так называемый «Flakvierling») и 37-мм противотанковой пушкой KwK 38(t) – то есть чехословацкой Škoda A7, снимавшейся с уже мало пригодных в этот период войны танков LT-38. В качестве альтернативы была разрешена замена 37-мм пушки на 40-мм автомат FlaK-28 (шведский 40-мм Bofors M/36). Именно таким вариантом были вооружены первые серийные катера – ZPK-2 и ZPK-3.
Головной катер ZPK-1 (верфь «Sachsenberg», зав. № 2034) был собран 9 декабря 1943 г. и передан на испытания входящему в состав военно-морского флота экспериментальному отряду новых кораблей в Киле (Erprobungskommando für Kriegsschiffneubauten). Испытания продолжались до лета 1944 года, дальнейшая судьба катера неизвестна.
Серийные ZPK-2 и ZPK-3 (зав. № 2035-2036), завершенные постройкой в феврале 1944 г., в июле были переданы 4-й артиллерийской флотилии (4.Artillerie-Flottille) Кригсмарине, действующей на Чудском озере. 25 августа ZPK-2 сел на мель у Эмбаха (недалеко от Кастре) и был затоплен собственным экипажем; 30 августа ZPK-3 затонул у Мустве под бомбами советской авиации.
В ту же флотилию планировалось направить еще два катера – ZPK-4 (первый из построенных в Харлеме) и ZPK-5 (Гамбург, зав. № 2037), законченные постройкой весной 1944 г., – однако в действительности этого не произошло.
Пункт назначения ZPK-4 в сентябре 1944 г. был изменен на венгерское озеро Балатон, но и туда он не попал – как из-за слишком большой для этого мелководного озера осадки, так и из-за начавшегося советского наступления в Венгрии. В конечном итоге катер передали флотилии водной полиции в Дании (Wasserschutzpolizei-Kommando Dänemark).
ZPK-5 (Гамбург, зав. № 2038) был экспериментальным катером (Versuchsboot), оснащенным двумя поворотными винторулевыми колонками Шоттеля (SRP). Машинное отделение на нем было перенесено на корму, над ним установлена дополнительная надстройка. Во время испытаний 30 ноября 1944 г. катер достиг скорости 21 узел, а после разворота колонок на 180° остановился, пройдя всего 30 м. Тем не менее, ZPK-5 не был принят командованием Кригсмарине, и его дальнейшая судьба неизвестна.
Также отсутствуют данные о судьбах ZPK-6 и ZPK-7 (Гамбург, № 2039-2040), сданных в апреле-мае 1944 г.
ZKP-8 (второй из «голландских») был достроен в мае 1944 года и немедленно передан флотилии водной полиции Западной Балтики (Wasserschutzpolizei-Kommando westliche Ostsee) в Киле. После войны он был захвачен во Фленсбурге англичанами.
Вероятно, во время войны было построено еще четыре катера типа ZKP с номерами от 9 до 12. Судьба первых двух (построенных в Гамбурге или Харлеме) неизвестна, в то время как ZPK-11 и ZPK-12 (голландской постройки) после вступления в строй летом 1944 года были направлены в вышеупомянутую 4-ю артиллерийская флотилия в Эстонии. Из-за наступления Красной Армии в августе переброска была остановлена в Свинемюнде, и 30 октября 1944 г. оба катера были переданы Кригсмарине в качестве охотников за подводными лодками Uj-124 и Uj-125 (или наоборот). 16 декабря они были возвращены водной полиции и первоначально направлены в Штеттин, а в начале 1945 года – в училище (Wasserschutzpolizei-Schule) в Лаутербахе на острове Рюген. Один из них был захвачен англичанами в качестве трофея 6 мая 1946 г. в Маасхольме (Шлезвиг).
Неизвестно, сколько еще кораблей типа ZPK успели заложить, однако, кроме описанных выше гамбургских и голландских, были начаты работы по постройке первых катеров в Плоцке. Один из них в 1951 году вошел в состав польского флота под наименованием «Битный» (ORP «Bitny»). Он был вооружен двумя 37-мм автоматами 61-К и одним 12,7-мм пулеметом ДШК.
ZPK-1
ZPK-8
"Bitny"
|
</> |