"Кащей Бессмертный" (1944) и "Нибелунги" (1923) как культурный код

топ 100 блогов nash_dvor01.11.2024 Кащей Бессмертный (1944) и Нибелунги (1923) как культурный код ____900x600 Untitled.jpg

Переходим к следующей части рассказа о фильме -сказке "Кащей Бессмертный" и "Нибелунгах" и что же все-таки Роу из "Нибелунгов" спародировал.


В посте использован материал «Кащей Бессмертный» и «Нибелунги», написанный неким кинокритиком Натальей Сиривлей для журнала "Искусство кино" (№3, 1997 год) и широко используемый в неполживой википедии, и не только, в качестве "экспертного мнения".

Вначале я тоже отнеслась к этому труду с неким уважением, но потом,  потратив 5 с лишним часов времeни на просмотр "Нибелунгов", с ужасом обнаружила кучу даже не недопонимания, а откровенного вранья и подтасовок у данного автора. Не знаю, это был такой заказной материал для условного иноагента или Наталья Сиривля действительно по жизни такая - уровня "у России ничего своего нет, все заимствовано/украдено  в Европах". Cудите об этом сами.  С оригиналом статьи можно ознакомиться по ссылке.


Начну я  вот с этого откровенно лживого заявления:
"В изображении «вражьей силы» Роу опирается преимущественно на варварский, неарийский элемент «Нибелунгов», в то время как главные герои сказки — Никита Кожемяка и Марья Моревна — отчетливо напоминают Зигфрида и Кримгильду. Эта параллель подчеркнута не только типажным сходством Сергея Столярова (Никита) и Пауля Рихтера (Зигфрид), не только одинаково заплетенными длинными, чуть не до земли, косами Маргарет Шён  (Кримгильда) и Галины Григорьевой (Марья Моревна), но и целым рядом очевидных режиссерских цитат. ....Так что «арийская» иконография в фильме Роу распространяется на всех [русских] героев — защитников отечества"
       
Арийская "иконография"

"Арийцы" в фильме Ланга выглядят вот так.

Кащей Бессмертный (1944) и Нибелунги (1923) как культурный код ___Kino011.jpg
Арийский дух, эстетика и иконография в фильме Ланга "Нибелунги" (1924)

Повторю еще раз общеизвестную истину: в фильме "Нибелунги" показана арийская эстетика, во многом предвосхитившая  "арийский" стиль Tретьего рейха, который на нее опирался, не зря же сразу же после захвата Гитлером власти Геббельс дал указание УФА повторно выпустить "Смерть Зигфрида" в звуковом варианте и использовал фильм для национал-социалистической пропаганды
Кащей Бессмертный (1944) и Нибелунги (1923) как культурный код ____Screenshot 2024-10-17 121434 hAGEN.jpg
Арийский дух, эстетика и иконография в фильме Ланга "Нибелунги" (1924)

Хаген из Тронье изображен в фильме не только в рогато-крылатом шлеме, но и одноглазым. Напомню, что рогатым и одноглазым в германской мифологии был вообще-то Один  (в эпосе "Нибелунги" отдельно присутствующий в качестве одного из героев)
Кащей Бессмертный (1944) и Нибелунги (1923) как культурный код ___Screenshot 2024-10-17 133833 HAGEN with 1 eye.jpg
Арийский дух, эстетика и иконография в фильме Ланга "Нибелунги" (1924)

И если вдруг кто не читал, у меня была целая подборка постов о "рогатых" викингах и тевтонцах,  которую я в свое время написала в связи с постом о фильме Эйзенштейна "Александр Невский"

Тайны рогатых шлемов бронзового века
Про загадки морского пути, или при чем тут кельты
О нерогатых викингах
Тайны рогатого Одина
Тайны рогатого Одина -2
О "рогатых" тевтонцах
Германский дух и рога

Из вот этих постов видно что в "арийской" Европе уже несколько тысячелетий существует устойчивый культурный код на определенную эстетику. Культурный код, абсолютно и совершенно отсутствующий в России, - даже при ранних Рюриковичах, которых иноагенты от науки усиленно пытаются выдать за каких-то шведских гребцов из Уппсалы.

Кащей Бессмертный (1944) и Нибелунги (1923) как культурный код 3586b8d0426d49739d119c7b54a2.jpg
Арийский дух, эстетика и иконография в фильме Ланга "Нибелунги" (1924)

Кроме Хагена, визуально изображенного под Одина, в фильме присутствует дева-воительница Брюнхильда, которую Зигфрид с помощью обмана победил и заставил выйти замуж за короля Гунтера (в обмен на руку его сестры Кримхильды)
В германской мифологии Брюнхильда валькирия, которую Один наказал за то, что она победила некоего героя, которому Один обещал победу. За это он уколол ее шипом сна, чтобы она никогда больше не победила ни в одной битве и вышла замуж, став простой смертной (валькирии замуж не выходили)
Еще раз - выше целая подборка постов про то, какое религиозное значение имели все эти рога и геральдические фигуры на шлемах и как они связаны с германским язычеством
          Кащей Бессмертный (1944) и Нибелунги (1923) как культурный код 0 Screenshot 2024-10-16 104256.jpg
Арийский дух, эстетика и иконография в фильме Ланга "Нибелунги" (1924)

Кто-нибудь может представить подобную сцену в русской культуре? Нет, это абсолютно чужое, такими у русских только врагов изображают.
Кащей Бессмертный (1944) и Нибелунги (1923) как культурный код 20.jpg
Кадр из фильма "Илья Муромец" (1956)

Кащей Бессмертный (1944) и Нибелунги (1923) как культурный код ____Screenshot 2024-10-17 133408.jpg
Арийский дух, эстетика и иконография в фильме Ланга "Нибелунги" (1924)Кащей Бессмертный (1944) и Нибелунги (1923) как культурный код ___Screenshot 2024-10-17 133256.jpg
Арийский дух, эстетика и иконография в фильме Ланга "Нибелунги" (1924)Кащей Бессмертный (1944) и Нибелунги (1923) как культурный код ___Screenshot 2024-10-17 133210.jpg
Арийский дух, эстетика и иконография в фильме Ланга "Нибелунги" (1924)


Никита Кожемяка vs Зигфрид

Александр Роу о фильме: "И вот, в затемнённой Москве собрались мы, киносказочники со студии "Союздетфильм", и, обсудив, решили в присущей нам сказочной форме создать фильм об исконном патриотизме русского народа. О сильных и могучих богатырях – наших великих предках, об их храбрости, мужестве, беззаветной любви к Родине – в общем, иносказательным языком киносказки, избегая прямых аналогий, рассказать о грозных событиях тех дней".

Ну и раз разговор пошел о русских богатырях и сказках, то соответственно русские сказочные отсылы мы в "Кащее Бессмертном" и видим.

Кащей Бессмертный (1944) и Нибелунги (1923) как культурный код 0 Screenshot 2024-10-16 192008.jpg
Русский дух и эстетика в фильме  Роу "Кащей Бессмертный" (1944)

Сказочный камень на распутье с тремя дорогами
Кащей Бессмертный (1944) и Нибелунги (1923) как культурный код
Виктор Васнецов "Витязь на распутье" 1882 г.

Кащей Бессмертный (1944) и Нибелунги (1923) как культурный код 0 Screenshot 2024-10-16 194235.jpg
Русский дух и эстетика в фильме  Роу "Кащей Бессмертный" (1944)

0 Виктор Васнецов Ковёр-самолёт. 1880.jpg
Виктор Васнецов  "Ковёр-самолёт". 1880 г

Кащей Бессмертный (1944) и Нибелунги (1923) как культурный код ________Screenshot 2024-10-27 12332211.jpg
Русский дух и эстетика в фильме  Роу "Кащей Бессмертный" (1944)

Там за речкой тихоструйной
Есть высокая гора,
В ней глубокая нора;
В той норе, во тьме печальной,
Гроб качается хрустальный
На цепях между столбов.
Не видать ничьих следов
Вкруг того пустого места,
В том гробу твоя невеста
"Сказка о спящей царевне и семи богатырях" А.С. Пушкин

Кащей Бессмертный (1944) и Нибелунги (1923) как культурный код
Русский дух и эстетика в фильме  Роу "Кащей Бессмертный" (1944)

Шапка -невидимка в русском фольклоре - это до сих пор предмет с изменяющимися характеристиками . То это нечто, запертое в волшебном ларце (более сказочный вариант), то это нечто, что можно заполучить у Банника, придя в баню после полуночи (более народно-фольклорный вариант), то это нечто, что тебе старичок-лесовичок может подарить для защиты Земли Русской (фильм "Кащей Бессмертный" Роу)

И выглядеть эта шапка-невидимка может по-разному, вот в советском одноименном мультике это была шaпка, сделанная из газеты, а в фильме "Кащей Бессмертный"  старичок-лесовичок в виде мухомора снимает со свой головы шляпкy.

Кащей Бессмертный (1944) и Нибелунги (1923) как культурный код __________________Screenshot 2024-10-27 122523.jpg
Русский дух и эстетика в фильме  Роу "Кащей Бессмертный" (1944)


Поскольку к разоблачению вранья про арийскость образа Никиты Кожемяки Булат Балагур не имеет совсем никакого отношения, его образ специально рассматривать не будем, хотя ясно одно - Кащея побеждают и землю русскую освобождают групповыми усилиями - вместе, всем миром. Один в поле не воин. В связи с чем крайне интересен символ Земли русской, но об этом ниже.
Кащей Бессмертный (1944) и Нибелунги (1923) как культурный код ____02e47011c37e4298aaf4e39f2efd.jpg
Арийский дух, эстетика и иконография в фильме Ланга "Нибелунги" (1924)
     

А пока еще раз взглянем на арийца Зигфрида и попробуем представить, что у него может быть общего с Никитой Кожемякой. Если по мне, так вообще ничего, а вот эти вот позы, как у Зигфрида и прочих арийцев  в "Кащее Бессмертном", пародировал Милляр. Ну и раз это пародия, у Милляра "героические" позы из "Нибелунгов" становились напыщенными.




Марья Моревна vs Кримхильда

Совершенно очевидно, что, создавая образ Марьи Моревны, Роу тоже вдохновлялся совершенно не "Нибелунгами", а русской живописью, иконописью и сказками.
_______В. Васнецов. Марья Моревна и Кощей.jpg
Виктор Васнецов "Кащей Бессмертный". 1917-1919. Дом-музей В. М. Васнецова, Москва

Наряд Марьи Моревны в фильме выполнен в русско-византийских традициях.

И тут мне хочется еще раз указать на не просто ошибку, а на какое-то невероятно наглое вранье в статье Натальи Сиривли. Она вообще то фильм "Кащей бессмертный" внимательно смотрела, так и хочется спросить...
"В изображении «вражьей силы» Роу опирается преимущественно на варварский, неарийский элемент «Нибелунгов», в то время как главные герои сказки — Никита Кожемяка и Марья Моревна — отчетливо напоминают Зигфрида и Кримгильду. Эта параллель подчеркнута не только типажным сходством Сергея Столярова (Никита) и Пауля Рихтера (Зигфрид), не только одинаково заплетенными длинными, чуть не до земли, косами Маргарет Шён  (Кримгильда) и Галины Григорьевой (Марья Моревна), но и целым рядом очевидных режиссерских цитат. ....Так что «арийская» иконография в фильме Роу распространяется на всех [русских] героев — защитников отечества"

Кащей Бессмертный (1944) и Нибелунги (1923) как культурный код
Кримхильда vs Марья Моревна

Галина Григорьева, которая сыграла роль Марьи Моревны, перед съёмками переболела тифом и потому приехала стриженая налысо, каждый день её гримировали, а в перерывах между съёмками её кормил из ложечки лично Столяров. Соответственно то, что мы видим в фильме у нее на голове - это парик. А парик можно сделать каким угодно, в том числе повторив и стиль прически Кримхильды.
Присмотритесь внимательнее, какая у Кримхильды сложная и изысканная прическа. Разница не только в том, что косы заплетены вперед - перед ушами, но еще и в том, что "косички" начинаются на затылке и весь этот затылок выглядит как некий красивый "волан". Ну и еще - косы Кримхильды действительно очень длинные, очень сильно ниже пояса -  они намного длиннее чем у Марьи Моревны, у которой обычная русская прическа - косы заплетены за ушами и на затылке ничего особенного и специального нет.

Кащей Бессмертный (1944) и Нибелунги (1923) как культурный код
Кримхильда vs Марья Моревна

Вообще известно, что "Нибелунгами" для создания образов врагов вдохновлялся не только Роу, нo и Эйзенштейн - в фильме "Александр Невский". При этом, слава Богу конечно, но ни у кого не хватает наглости заявить, что Эйзенштейн придал своим русским героям типичные черты германской арийскости из "Нибелунгов" и сделал их такими же как немцы. С демонстрацией чего-нибудь вот такого.

Кащей Бессмертный (1944) и Нибелунги (1923) как культурный код
Кадр из фильма " Александр Невский" (1938) Сергея Эйзенштейна.  Валентина Ивашёва — Ольга, новгородская девушка;  Александра Данилова — Василиса, псковитянка

Здесь тоже косы заплетены перед ушами, а не за ними, при этом образ очень сильно отличается от Марьи Моревны - византийского ничего не просматривается.
Северный вариант костюма.
Эйзенштейн снимал фильм про время, про которое мы знаем очень-очень мало, особенно с точки зрения быта, поэтому он, безусловно, многое придумывал - и вот придумал такие "североевропейские" или "балтийские" прически - косы спереди. Ну просто потому что коса- девичья краса и вот именно таким образом красоту и можно лучше всего на экране продемонстрировать. При этом на затылке у девушек ничего нет, никаких наворотов, зато хорошо видны  славянские височные кольца по бокам. Кащей Бессмертный (1944) и Нибелунги (1923) как культурный код ____a3517682_original.jpg
Арийский дух, эстетика и иконография в фильме Ланга "Нибелунги" (1924)

Еще раз смотрим на облик типичной классической арийки Кримхильды, гитлеровский идеал немецкости, и пытаемся найти хоть что-то похожее на Марью Моревну. Вот я лично не вижу вообще ничего. И за уши притянуть нечего - даже при всем желании.
Земля как символ

Ну и последнее для этого поста - тема Земли. Земля как символ присутствует в обоих фильмах.

Кащей Бессмертный (1944) и Нибелунги (1923) как культурный код ___ZEMLYA.jpg

В "Нибелунгах" это земля, омытая кровью Зигфрида. Кримхильда сохранят в платочке горсть этой земли, клянясь отомстить.
В конце фильма, отомстив всем и вся, в том числе убив не только всю свою семью и всех братьев, но и практически убив собственного сына от Аттилы, она смертельно раненная  достаёт свёрток с землёй, целует эту землю и высыпает ее на тело Хагена (убийцы Зигфрида) со словами "Теперь, земля, пей [крови] сколько хочешь"
Короче, тетка какая-то явно не в себе - в наше время таких у психиатра лечат, ну или за решеткой держат, так как опасные это для общества личности.
Кащей Бессмертный (1944) и Нибелунги (1923) как культурный код ___ ZEMLYA s krov.jpg

А что у нас в "Кащее Бессмертном"? Там у нас земля Русская.
И в самом начале фильма Марья Моревна загадывает загадку "Кого любить должен добрый молодец больше отца с матерью, больше света белого"?
"Красоту твою, девица, очи твои ясные, уста твои сахарные "
"Не отгадал ты, добрый молодец. Умом ты, видно, не дошел"
Отгадка следующая:
"Больше отца с матерью, больше света белого любить надо родную землю"
Как видим, концепция абсолютно противоположна концепции "Нибелунгов". У меня не поворачивается язык назвать это именно пародией, но то, что параллель про землю здесь выстроена специально - у меня сомнений нет.

Кащей Бессмертный (1944) и Нибелунги (1923) как культурный код ____Rodnaya zemlya Screenshot 2024-10-27 123515.jpg

Когда Кащей и Никита Кожемяка встречаются для финальной битвы, Кащей достает свой звериный кубок, выпивает из него, из кубка начинает валить дым, а за спиной Кащея появляется войско.
Тогда Никита достает платок с родной землей, разворачивает, целует землю, кидает ее за спину - и там вырастает русская рать. Из русской земли встает.
Кащей Бессмертный (1944) и Нибелунги (1923) как культурный код ___________Rodnaya zemlya Screenshot 2024-10-27 123546.jpg

Ну вот он - культурный код. Почему русские не немцы и вообще другая цивилизация.
Тема еще не окончена. Кинокритик Наталья Сиривля написала в своей так называемой "научной" статье такое количество фигни, что нужен будет еще один пост, чтобы разoбраться.
Продолжение следует.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
А ведь казалось бы, какой простой вопрос. Кто, если не мы? Но. африканеров скорее соответствует сегодня положение коренного народа, описанного в диссертации, а положение негритянского большинства - положению завоевателей. Тут стоит учесть, что некоторые племена по сути пришли ...
Родопы для нас - это, в первую очередь, лошадки, а также походы по сине-зеленым Родопским горам и многочисленные римские мосты и римские дороги. Наконец-то, обещают целый день без дождей и гроз! А это значит, что можно отправиться в длинный конный поход на весь день - на Хайдушки поляны ...
И снова достали стюардессу... Еще раз поясняю. СССР создавался как плацдарм для Мировой революции. Что такое плацдарм объяснять?.. Это когда вы готовитесь к наступлению и вам нужно место и время чтобы подготовиться, накопить силы. Вот это место и есть плацдарм. Еще раз: не для ...
Патриарший издательско-полиграфический центр Свято-Троицкой Сергиевой Лавры напечатал биографический календарь на 2014 год: «СТАЛИН»: ПОСЛЕДНЯЯ СТРАНИЦА: ИЛИ КРУПНЕЕ: «Патриарше-сталинский» календарь – очередное свидетельство тому, что связь ...
Ловите. Я на свою голову, в период эпидемии решила не покупать в магазине выпечку. Лишние контакты, да и кто там на продукцию чихает, мало ли. ))) Раньше делала только сладкие булки, а сейчас полностью все. Знаете, как удобно - раз в 2-3 дня утром запускаю хлебопечку на 4 ...