"Кащей Бессмертный" (1944) и "Нибелунги" (1923) как культурный код
nash_dvor — 01.11.2024

В посте использован материал «Кащей Бессмертный» и «Нибелунги», написанный неким кинокритиком Натальей Сиривлей для журнала "Искусство кино" (№3, 1997 год) и широко используемый в неполживой википедии, и не только, в качестве "экспертного мнения".
Вначале я тоже отнеслась к этому труду с неким уважением, но потом, потратив 5 с лишним часов времeни на просмотр "Нибелунгов", с ужасом обнаружила кучу даже не недопонимания, а откровенного вранья и подтасовок у данного автора. Не знаю, это был такой заказной материал для условного иноагента или Наталья Сиривля действительно по жизни такая - уровня "у России ничего своего нет, все заимствовано/украдено в Европах". Cудите об этом сами. С оригиналом статьи можно ознакомиться по ссылке.
"Арийцы" в фильме Ланга выглядят вот так.

Арийский дух, эстетика и иконография в фильме Ланга "Нибелунги" (1924)
Повторю еще раз общеизвестную истину: в фильме "Нибелунги" показана арийская эстетика, во многом предвосхитившая "арийский" стиль Tретьего рейха, который на нее опирался, не зря же сразу же после захвата Гитлером власти Геббельс дал указание УФА повторно выпустить "Смерть Зигфрида" в звуковом варианте и использовал фильм для национал-социалистической пропаганды

Хаген из Тронье изображен в фильме не только в рогато-крылатом шлеме, но и одноглазым. Напомню, что рогатым и одноглазым в германской мифологии был вообще-то Один (в эпосе "Нибелунги" отдельно присутствующий в качестве одного из героев)

И если вдруг кто не читал, у меня была целая подборка постов о "рогатых" викингах и тевтонцах, которую я в свое время написала в связи с постом о фильме Эйзенштейна "Александр Невский"
Тайны рогатых шлемов бронзового века
Про загадки морского пути, или при чем тут кельты
О нерогатых викингах
Тайны рогатого Одина
Тайны рогатого Одина -2
Германский дух и рога
Из вот этих постов видно что в "арийской" Европе уже несколько тысячелетий существует устойчивый культурный код на определенную эстетику. Культурный код, абсолютно и совершенно отсутствующий в России, - даже при ранних Рюриковичах, которых иноагенты от науки усиленно пытаются выдать за каких-то шведских гребцов из Уппсалы.

Кроме Хагена, визуально изображенного под Одина, в фильме присутствует дева-воительница Брюнхильда, которую Зигфрид с помощью обмана победил и заставил выйти замуж за короля Гунтера (в обмен на руку его сестры Кримхильды)

Арийский дух, эстетика и иконография в фильме Ланга "Нибелунги" (1924)
Кто-нибудь может представить подобную сцену в русской культуре? Нет, это абсолютно чужое, такими у русских только врагов изображают.

Кадр из фильма "Илья Муромец" (1956)

Арийский дух, эстетика и иконография в фильме Ланга "Нибелунги" (1924)

Арийский дух, эстетика и иконография в фильме Ланга "Нибелунги" (1924)

Арийский дух, эстетика и иконография в фильме Ланга "Нибелунги" (1924)
Никита Кожемяка vs Зигфрид
Александр Роу о фильме: "И вот, в затемнённой Москве собрались мы, киносказочники со студии "Союздетфильм", и, обсудив, решили в присущей нам сказочной форме создать фильм об исконном патриотизме русского народа. О сильных и могучих богатырях – наших великих предках, об их храбрости, мужестве, беззаветной любви к Родине – в общем, иносказательным языком киносказки, избегая прямых аналогий, рассказать о грозных событиях тех дней".
Ну и раз разговор пошел о русских богатырях и сказках, то соответственно русские сказочные отсылы мы в "Кащее Бессмертном" и видим.

Русский дух и эстетика в фильме Роу "Кащей Бессмертный" (1944)
Сказочный камень на распутье с тремя дорогами

Виктор Васнецов "Витязь на распутье" 1882 г.

Русский дух и эстетика в фильме Роу "Кащей Бессмертный" (1944)

Виктор Васнецов "Ковёр-самолёт". 1880 г

Русский дух и эстетика в фильме Роу "Кащей Бессмертный" (1944)
Там за речкой тихоструйной

Русский дух и эстетика в фильме Роу "Кащей Бессмертный" (1944)
Шапка -невидимка в русском фольклоре - это до сих пор предмет с изменяющимися характеристиками . То это нечто, запертое в волшебном ларце (более сказочный вариант), то это нечто, что можно заполучить у Банника, придя в баню после полуночи (более народно-фольклорный вариант), то это нечто, что тебе старичок-лесовичок может подарить для защиты Земли Русской (фильм "Кащей Бессмертный" Роу)
И выглядеть эта шапка-невидимка может по-разному, вот в советском одноименном мультике это была шaпка, сделанная из газеты, а в фильме "Кащей Бессмертный" старичок-лесовичок в виде мухомора снимает со свой головы шляпкy.

Русский дух и эстетика в фильме Роу "Кащей Бессмертный" (1944)

Арийский дух, эстетика и иконография в фильме Ланга "Нибелунги" (1924)
А пока еще раз взглянем на арийца Зигфрида и попробуем представить, что у него может быть общего с Никитой Кожемякой. Если по мне, так вообще ничего, а вот эти вот позы, как у Зигфрида и прочих арийцев в "Кащее Бессмертном", пародировал Милляр. Ну и раз это пародия, у Милляра "героические" позы из "Нибелунгов" становились напыщенными.
Марья Моревна vs Кримхильда
Совершенно очевидно, что, создавая образ Марьи Моревны, Роу тоже вдохновлялся совершенно не "Нибелунгами", а русской живописью, иконописью и сказками.

Наряд Марьи Моревны в фильме выполнен в русско-византийских традициях.

Кримхильда vs Марья Моревна

Кримхильда vs Марья Моревна
Вообще известно, что "Нибелунгами" для создания образов врагов вдохновлялся не только Роу, нo и Эйзенштейн - в фильме "Александр Невский". При этом, слава Богу конечно, но ни у кого не хватает наглости заявить, что Эйзенштейн придал своим русским героям типичные черты германской арийскости из "Нибелунгов" и сделал их такими же как немцы. С демонстрацией чего-нибудь вот такого.

Кадр из фильма " Александр Невский" (1938) Сергея Эйзенштейна. Валентина Ивашёва — Ольга, новгородская девушка; Александра Данилова — Василиса, псковитянка

Еще раз смотрим на облик типичной классической арийки Кримхильды, гитлеровский идеал немецкости, и пытаемся найти хоть что-то похожее на Марью Моревну. Вот я лично не вижу вообще ничего. И за уши притянуть нечего - даже при всем желании.
Ну и последнее для этого поста - тема Земли. Земля как символ присутствует в обоих фильмах.




Наркологическая клиника Санкт-Петербург: помощь рядом с вами
7 ноября в СССР
После атаки
Азиатское фиаско: с чем вернулся Трамп после поездки в Китай
"Хроники русской революции" по формуле спирта
Силиконовая Долина (Лариса)
Кирха, лужи, отражения
Как образовались горы из курумника. Описание процесса на реальном примере
Война на Днепре

