Карусель Времени

Соседи, они ведь везде, даже на кладбище есть.
- Надоели соседи, хочу одного, давай переедем.
- Давай, а кого?

Немецкий путешественник Иоганн Рихтер в своих мемуарах со вкусом описывал владение Пашкова: «Внизу два каменных бассейна с фонтанами в средине. От улицы дом отделяется решёткою чудного узора. Сад, как и пруд, кишит иноземными редкими птицами. Китайские гуси, разных пород попугаи, белые и пестрые павлины находятся здесь на свободе или висят в дорогих клетках. Эти редкости вместе с общей красотой этого дома привлекают сюда по воскресеньям и праздничным дням многочисленные толпы народа». Поэт Михаил Веневитинов назвал его «самым изящнейшим зданием во всей России». «Не знаю, носил ли он в народе особую кличку, но дети прозвали его волшебным замком - писал П.А. Вяземский. - Как, бывало, ни идёшь мимо дома, так и прильнёшь к железной решётке; глазеешь и любуешься; и всегда решётка унизана детьми и простым народом».

улица Моховая перед Домом Пашкова в XVIII веке


Невзирая на дурную славу Ваганьковского холма, охотников заполучить его в собственность было немало. Всех обошёл Пётр Пашков, капитан-поручик лейб-гвардии Семёновского полка. Сразу возникают суетные мысли - откуда у него такие деньги? Ответ простой - отец Пашкова состоял денщиком при царе Петре, чистил ему сапоги и подавал рюмку водки по утрам, благодаря чему имел большие привилегии при царском дворе и ловко направлял их себе на пользу. В результате, из денщиков он сделался губернатором в изобильном городе Астрахани, а сына своего определил в гвардию. Пётр Пашков по ловкости нисколько не уступал отцу: получив от него приличное состояние, он оставил военную службу, женился на богатой купчихе и занялся продажей хмельного. В России это прибыльное дело, и Пашков поставил его на широкую ногу: через несколько лет он стал главным поставщиком водки в стране. Попутно он всеми правдами и неправдами приобретал земли с крестьянами – подкупая канцелярских чиновников, оформляя подложные закладные и просто-напросто захватывая чужую землю самовольным межеванием. Всё ему сходило с рук, ибо имел он большие деньги и большие связи.
Дом Пашкова и окружающие усадьбы после пожара 1812 года

Дворянское училище в Доме Пашкова, Москва 1856 год

Дом Пашкова на фоне старого Каменного моста, 1855-1857 годы

Дом Пашкова на дореволюционной открытке

Вид с Моховой улицы, наши дни



вид из Александровского сада




Заполучив заветное Ваганьково, Пашков решил построить здесь нечто удивительное, такое, чего никогда ещё не было в Москве. По общему мнению сведущих людей, справиться с этой задачей мог только Василий Баженов, архитектор, трудившийся над заказами самой императрицы и сильно уже потрясший Москву своими грандиозными замыслами. По легенде в 1784 году на стройку царицынского ансамбля приехал масон Пётр Пашков и предложил Баженову построить на Ваганьковском холме дом в стиле кремлёвского дворца. Баженов дал тайное согласие, и уже на следующий год императрица запретила ему строить в Москве... Под страхом смерти опальный архитектор возвёл красивейший дом прямо напротив Кремля. Говорили, что официально Пашков дом строил Матвей Казаков. Так он спасал опального архитектора. А обиженный Баженов развернул дом Пашкова «спиной» к Кремлю. Парадный вход действительно не с Моховой улицы, а с тихого Староваганьковского переулка позади здания. Но у этого простое объяснение: со стороны Кремля холм слишком крутой, чтобы могли заехать кареты, поэтому вместо входа архитектор разбил там сад.

1981 год

фасад Дома Пашкова со стороны Староваганьковского переулка




Входные ворота украшены маской льва из белого камня,



а подвески на колоннах при порывах ветра раскачиваются.




вид из Дома


Пашков дом стоит на высоком Ваганьковском холме, как бы продолжая линию его подъёма, на открытом углу двух спускающихся улиц. Главный фасад ориентирован на солнечную сторону, смотрит на проезжую часть и имеет дворцовый, торжественный характер. Другой - ориентирован во двор и имеет более уютный, усадебный вид. По отношению к улице, а также к въезду с переулка, особняк поставлен не по прямой улице, а несколько скошено. Благодаря этому он лучше воспринимается с боковых, более далёких ракурсных точек зрения. Цоколь портика главного фасада рассчитан на 6 колонн, но установлено всего 4, а 2 боковые заменены на скульптуры. Дом кажется нарядным, хотя у самого здания не такой уж и богатый декор.








Башня-бельведер с застеклёнными проёмами образует четвёртый этаж дома, подчёркивая главную вертикаль здания. Балюстрада между карнизом и бельведером украшена пышными вазами из камня. Изначально башню венчала статуя богини Минервы - с ней ассоциировала себя Екатерина II, а после смерти правительницы статую сняли по личному распоряжению её сына императора Павла, когда он взошёл на трон.



Сразу после того, как Пашков заехал в свой «кремль одного человека», на него свалились несчастья – одно за другим. Московская казённая палата предъявила ему взыскание за винные поставки, что его практически разорило, что привело к параличному удару. Но беда не приходит одна - врачи его вылечили, но с тех пор он не мог ходить, его возили в коляске. Зато находчивый Пашков придумал, что делать со злополучным штрафом. Детей у него не было, поэтому он завещал дворец двоюродному брату Александру с тем условием, чтобы тот выплачивал долги – будущие в том числе. Александр был всего на 13 лет младше, так что Пётр мог его и пережить. Так Пашков убивал сразу двух зайцев: и долги закрывал, и жил припеваючи, как за каменной стеной. Для Александра такая сделка тоже была выгодной. Коллежский асессор, он удачно женился на дочери уральского промышленника Дарье Мясниковой и получил солидное приданое, а поэтому заплатить казённой палате для него было сущим пустяком. Взамен он получал щедрое наследство, что не помешало бы его пятерым детям.
Пашков дом 1930-е годы

1940-е годы


на крыше Пашкова дома







Но была ещё проблема с соседкой, Аграфеной Татищевой, невесткой известного историка. Хотя у Пашкова и был документ на вечное и потомственное владение Старым Ваганьковым с обширной территорией, однако, не довольствуясь этим, Пашков прихватил ещё часть чужих владений; соседка подала жалобу, дело дошло до Сената. А для убедительности нашла предлог и пожаловалась в суд ещё и на высокие ели в саду Пашкова – они закрывали окна её дома от солнечного света. Пашков тут же срубил ели, а отдавать участок отказался. Судебные разбирательства с соседкой тянулись 10 лет, пока не заключили сделку. Сколько запросила Аграфена Татищева за спорную землю, остаётся тайной. После смерти Петра Пашкова дом по завещанию перешёл к кузену. Александр Пашков тоже любил редких птиц, и при нём в прудах плавали ещё и чёрные лебеди чуть ли не из Австралии, как рассказывали его современники.
виды из окон Дома Пашкова





уже исторический вид без памятника князю Владимиру


церемония открытия состоялась 4 ноября 2016 года




28 июля 2019 года, в день памяти святого князя Владимира Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил крестный ход c частицей мощей и иконой равноапостольного князя Владимира через Боровицкие ворота к памятнику крестителю Руси на Боровицкой площади


Во время нашествия Наполеона усадьба сильно пострадала, кроме чугунных лестниц ничего не осталось. При сыне Александра Пашкова, бригадире Алексее, карета превратилась в тыкву – волшебный замок пришёл в упадок. Сад зарос травой, по нему больше не гуляли ни павлины, ни гуси, пруды высохли, а за решётку больше никто не заглядывал – там видели разве что развалины с заколоченными окнами. Так дом и стоял, пока в 1839 году государство выкупило его у дочери Алексея Дарьи Полтавцевой для Московского Университета, в 1843 году в здании разместился Московский дворянский институт, а в 1861 здесь организовали хранение коллекций и библиотеки Румянцевского музея.




В 1921 году все некнижные коллекции передали в другие музеи, а в Доме Пашкова оставили только библиотеку – в 1925 году ей присвоили имя Владимира Ленина. Через 2 года объявили конкурс на строительство нового корпуса библиотеки по соседству, на углу с Воздвиженкой. Сейчас это главное здание Российской государственной библиотеки, а дом Пашкова по-прежнему занимают её отделы. Интерьеры дома восстановили в духе времён Румянцевского музея, а вот фасад выглядит так, как задумывал его гениальный архитектор в конце XVIII века. До сих пор это одно из самых красивых зданий в Москве.
Румянцевский зал в Доме Пашкова

наши дни





Читальный зал библиотеки имени Ленина, 1935-1941 годы. Теперь здесь зал для приёмов и балов.










Декор ажурных ворот, ограждений балконов, роскошных интерьерных лестниц Дома Пашкова - искусство уральского художественного литья, корни которого уходят в глубину времён, к реформаторской деятельности Петра I. Подобное литьё в конце XVIII - начале XIX века делалось только в России. Роскошные ажурные лестницы Дома Пашкова олицетворяют собой лучшие образцы каслинского чугунного литья. Посетители Дома замирают, любуясь чугунным кружевом летящих лестничных проёмов.






С середины XVIII века на балконах появились решётки из чугуна, которые создавали эффект тяжеловесного узорчатого основания всего здания. Подобные чугунные ограждения украшают фасады Дома Пашкова - их можно увидеть на историческом «балконе трёх императоров»

и балконе со стороны курдонёра.

В запасниках Государственной Третьяковской галереи есть полотно художника Николая Сергеевича Матвеева «Король Прусский Фридрих Вильгельм III с сыновьями благодарит Москву за спасение его государства», 1896 года. Чтобы сохранить память об историческом моменте, в решётку балкона бального зала Дома Пашкова впаяли корону, после чего он стал условно называться «Балконом трёх императоров».


Глубины Ваганьковского холма под Пашковым домом считаются одним из нескольких возможных вариантов местонахождения легендарной Библиотеки Ивана Грозного. Российский журналист Андрей Караулов рассказывал, что в 1993 году бывший глава нефтяной компании ЮКОС Михаил Ходорковский чуть было не купил Дом Пашкова. Сделке помешал депутат Государственной Думы Геннадий Райков, который рассказал о сделке тогдашнему президенту России Борису Ельцину: «…Вот, Борис Николаевич, когда вы будете въезжать в Кремль, Ходорковский Вам с балкона будет рукой махать». Согласно этой истории, Ельцин вмешался и сделку отменили.



Церковь Николы Стрелецкого у Боровицких ворот стояла на углу Моховой и Знаменки. Была возведена в Стрелецкой слободе в 1682 году на деньги ваганьковских стрельцов. Над входом в храм был изображён Николай Можайский с мечом и храмом в руках. Возле храма располагалось древнее воинское кладбище. Храм Св. Николы Стрелецкого был цветной, ярко раскрашенный, наподобие ныне восстановленного Казанского собора, в нём поминали погибших русских воинов. Николо-Стрелецкая церковь процветала до того момента, как Пётр I распустил стрелецкий полк. В 1812 году храм был сожжён и разграблен французской армией. Восстанавливали его на пожертвования прихожан.
фото 1911 года, справа - решётка Дома Пашкова


вид со Знаменки, 1900-1917 годы

Церковь закрыли в 1929 году. Храм и его фундамент были разобраны в 1932 году по причине прокладки Сокольнической линии метро открытым способом.
1932 год, последние дни перед сносом

Рядом стояла шатровая колокольня. «Никола Стрелецкий» был главным украшением Боровицкой площади, на которой собирались и строились стрельцы Стремянных полков. Он входил в священное ожерелье храмов и часовен, окружавших ныне златоглавый Кремль.

Дом Пашкова и Никольская церковь - вид с колокольни, 1925-1926 годы

у Дома Пашкова - прогулочная дорожка 1 мая 1917 года

Моховая улица, Дом Пашкова, 1855 год. Строится Храм Христа Спасителя - был освящён в 1883 году


вид с Пашкова дома, 1886-1894 годы


снос церкви Николы Стрелецкого, 1932 год

Много лет в советское время на месте церкви можно было лицезреть унылый длинный транспарант о КПСС с содержанием того, что она её ум, честь и совесть. Основательная жизнеутверждающая характеристика её партийных рядов в строительстве коммунизма, прикрывающая пример уничтожения исторической архитектуры.
место былого нахождения Церкви Николая Стрелецкого, 1970-80-е годы

В 2006 году на месте разрушенного храма поставили смволическую часовню Николая Чудотворца Можайского.








Дом Пашкова описан в романе «Мастер и Маргарита» как место встречи Воланда, Азазелло и Левия Матвея: «На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве, здания, построенного около полутораста лет назад, находились двое: Воланд и Азазелло. Они не были видны снизу, с улицы, так как их закрывала от ненужных взоров балюстрада с гипсовыми вазами и гипсовыми цветами. Но им город был виден почти до самых краёв… Положив острый подбородок на кулак, скорчившись на табурете и поджав одну ногу под себя, Воланд не отрываясь смотрел на необъятное сборище дворцов, гигантских домов и маленьких, обречённых на слом лачуг».
на крыше Дома Пашкова, место, где сидели Воланд и Азазелло, любуясь Москвой, в роли Воланда – Александр Ширвиндт

Может быть, Карусель Времени когда-нибудь повернётся так, что и мы и сможем подняться на бельведер и посмотреть на Москву с этой великолепной смотровой площадки. А вместо штыря над домом будет возвышаться золотая Минерва.

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников
|
</> |