рейтинг блогов

Картину атрибутировали, атрибутировали, да не переатрибутировали

топ 100 блогов shakko_kitsune10.01.2019 Есть такое слово, которое часто встречается в каталогах и в выставочных этикетках — "атрибутирован", обычно даже в сокращении. Что оно означает, и как его понимать?

Картину атрибутировали, атрибутировали, да не переатрибутировали

Вообще, по жизни, в виде глагола — это слово хорошее. Например, если написано в научной статье: "эксперты атрибутировали это полотно кисти Рембрандта". Это значит, что доселе безымянная сиротинушка приобрела фамилию. И отныне опознанную картину будут экспонировать на выставках с надписью: "Худ. Рембрандт, картина такая-то". Однако же если это слово стоит в скобках после фамилии художника — "Худ. Рембрандт (атрибутируется), картина такая-то", то оно наоборот, является для картины весьма печальным диагнозом.

Что же это за болячка?

В массе своей оно означает, что картиной никто из ученых, по-хорошему, и не занимался. Оно значит, что когда-то давно, при царе Горохе, эта картина поступила в музей как полотно кисти Рембрандта, что все, в принципе, понимают, что никакой это не Рембрандт явно, но вот по документам она продолжает так проходить, и никому не досуг этим заняться наконец и прояснить ситуацию. Так и живет картина с таким мутным авторством, пока, например, при подготовке какой-нибудь крупной выставки ею вплотную не займутся, и не переведут ее из разряда "Рембрандт (аттр.)" во что-нибудь другое.

Еще бывают случаи, когда частный коллекционер дает на выставку или на продажу картину, с пеной у рта отстаивая, что это условный Рембрандт. Профессионалы видят, что это явно не он, но раз человеку так надо, ставят фамилию, но добавляют этот атрибут. Или какой-нибудь местный мелкий музей уперся рогом, что это шедевр его коллекции, именно Рембрандт, хотя все эксперты по художнику при виде полотна судорожно хихикают: тогда тоже при печати или экспонировании в другом месте могут добавлять это паршивое слово. На полотне может быть фальшивая подпись.

Кстати, "Спаситель Мира" Леонардо да Винчи, самая дорогая картина в мире, впаренная арабскому шейху, среди специалистов как раз с пометкой "аттр." и проходит...

Ну а так что же с глаголом "атрибутировали", спросите. Почему "эксперты атрибутировали это полотно кисти Рембрандта" дает в итоге результат без скобочек? Дело в том, что если это хорошие эксперты, то "по почерку" они дадут уже железные гарантии, что это реально Рембрандт, безо всяких добавок; в крайнем случае может быть "Рембрандт (?)", например, если по всем пунктам проходит, но сохранность такая паршивая, что все-таки остается некая неуверенность. (Музейные люди, я тут грубо обобщаю, поправьте меня пожалуйста, если я в нюансах ошиблась).

Иерархия:

  • Рембрандт

  • Рембрандт с мастерской — ученики активно помогали

  • Рембрандт или мастерская — либо автор был стар, болен пьян и поэтому писал хуже обычного, или ученик был супер

  • Рембрандт (?) — что-то смущает эксперта

Едем дальше: какое авторство картина может приобрести при изучении учеными (даю для справки любопытствующим), при условии, что фамилия его все равно остается неизвестной:

  • Мастерская Рембрандта (workshop of...; atelier) — за неимением реального авторства гения, это самый качественный вариант. Он означает, что картина реально находилась в мастерской условного Рембрандта физически, он присматривал  за тем, как подмастерья ее пишут, быть может, даже набросал контур или сказал, где поправить композицию. Картины "мастерских" иногда такого высочайшего уровня, что с трудом отличаются от авторских, особенно если художник работал конвейрным методом (как Рубенс), и ученики активно трудились на авторских произведениях тоже.

  • Школа Рембрандта (school of...) — чуть похуже уровень и сходство, но видно, что ее создатель активно тусил в мастерской гениального художника, возможно, там несколько лет провел; отпечаток манеры очень виден, но вот какая-то отсебятина все-таки заметна

  • Мастер круга Рембрандта (circle of...) — удаляемся еще дальше. Создатель картины тусил с учениками Рембрандта, пил с ними в кабаке, подматривал их творческие приемы, вероятно, придерживался тех же самых идеологических воззрений (на Бога, однополую любовь и т.п.), но самую суть их приемов все-таки не постиг.

  • Последователь Рембрандта (Follower of...) — еще холодней. Если представители предыдущих пунктов хотя бы должны быть современниками обсуждаемого гения, варились в одной кухне с ним, или хотя бы с его подмастерьями, то тут же может быть любая эпоха. В лучшем случае это следующее поколение, и гений только что умер. А то бывает, что и сильно позже возникают художники, которые настолько индуцировались, что начинают делать подобное, пытаясь воспроизвести его метод и идеи.

  • Подражатель Рембрандта (imitator of..., manner of). Тоже любая эпоха после периода работы гения. И в 19 веке кого-нибудь внезапно могло вштырить, и он начинал работать абсолютно под старого мастера. Ну, то есть ему так казалось, что абсолютно "под"; экспертам-то разница видна.

  • Ну и далее: Неизвестный художник, Германия, 17 век; просто Неизвестный художник...


Когда ученые художником начинают заниматься вплотную (например, был создан "Комитет Рембрандта", состоящий из экспертов), количество подлинников кисти автора начинает стремительно уменьшаться, зато остальные категории разбухают. Музеи, в которых висят вещи из второстепенной категории, начинают активно возмущаться, что их шедевры уволили из оригиналов. В общем, идет катавасия...

Рембрандт или мастерская. "Давид и Саул"
Картину атрибутировали, атрибутировали, да не переатрибутировали

Мастерская Рембрандта
Картину атрибутировали, атрибутировали, да не переатрибутировали

Школа Рембрандта
Картину атрибутировали, атрибутировали, да не переатрибутировали

Круг Рембрандта
Картину атрибутировали, атрибутировали, да не переатрибутировали

Последователь Рембрандта
Картину атрибутировали, атрибутировали, да не переатрибутировали


glossary (en)

Оставить комментарий

вольдемар 22.02.2019 21:09

https://bit.ly/2EqKpFj
Как заработать новичку от 5000 рублей за 10 дней
Гарантия возврата денег.
Архив записей в блогах:
В 2012 году, где-то, мне кажется, на исходе лета, я поехала к нему в Троицк. Он подкатил к остановке на двухместном спорткаре серебристого цвета (вообще чуть ли не Ferrari!), подхватил, рванул с места, умчал в свой элитный посёлок -:) Мы уже были знакомы раньше, поэтому для меня ...
...
тут куча народу в энторнетах и около начала выступать в духе, что и не зря этих карикатуристов шлепнули - дескать они не только муслимов оскорбляли, но и христианскую веру и даже РЛО, по поводу и без, и большей частью с полным отсутствием такта и вкуса тут есть два пункта, как мне кажется ...
Ёбаный пиздец, это ж какой февраль в башке надо иметь, чтоб нести такую херь. Меня, блядь, тошнит от этих персонажей. Меня, Карл! альтблиц, инопланетяйнен - вам друг с другом хорошо. Вас, наверно, даже с двача бы выгнали. При первом же косяке забаню вас ...
В Москве объединяют школы. Были две — стала одна. С соответствующим сокращением учителей. Кто и что от этого выиграет, кроме Минобра, который  сэкономит на знаниях, не понятно. Ссылаются на то, что финансирование школ теперь ...