Картинки с выставки. "Сила хрупкости"- «Сила поддержки». Ольга Рапай
vitaviktoria — 06.08.2023Эти фотографии ждали своего времени с весны, именно тогда мы побывали в Национальном музее украинского народного декоративного искусства в Лавре, где проходила первая часть выставки и выставлялись рельефы работы Ольги Рапай - «одной из самых известных и уважаемых фигур в украинской керамике», которые когда-то были украшением интерьеров киевской гостиницы «Братислава», а затем считались утраченными.
В 1980 году на момент постройки гостиницы «Братислава» Киев установил родственные связи с семью городами. Первыми побратимами столицы Украины стали Краков, Тампере, Флоренция, Лейпциг, Тулуза, Братислава и Киото. Гербы этих городов и воплотила Ольга Рапай в керамике, а также показала красоту национального нарядов женщин этих стран.
Ее работы нашли случайно и в заброшенном состоянии. В настоящее время гостиница и ресторан стали частной собственностью. И однажды владелец увидел в пыли в подсобке какие-то керамические глыбы. Он не знал их ценности и запросил экспертизу у знакомого художника. Так выяснилось, что нашлись авторские произведения. И начался кропотливый и достаточно длинный процесс их спасения.
Процесс исследования, реставрации и консервации утраченных настенных панно Ольги Рапай длился год, ведь необходимо было сначала атрибутировать разобранные и поврежденные фигуры, отработать методику реставрационных действий и разработать технологию крепления для перемещения и экспонирования произведений.
Одна из наиболее талантливых и признанных керамисток Украины второй половины ХХ века — дочь расстрелянного по делу Еврейского антифашистского комитета поэта и драматурга Перетца Маркиша и репрессированного как «член семьи предателя Родины» филолога Зинаиды Йоффе, падчерица расстрелянного за «украинский национализм» языковеда и переводчика Бориса Ткаченко.
Она и сама пережила ссылку и разделила трагическую судьбу множества своих современников. Но не сломалась — уже после освобождения смогла закончить Киевский художественный институт, создать счастливую семью, была видной участницей движения шестидесятников. И очень много работала, оставив нам в наследство свои фантастические работы, которые до сих пор украшают здания в Киеве и коллекции наших художественных музеев.
Ольга Рапай-Маркиш переводила вместе с Василием Стусом его поэзию на немецкий. И оба они понимали, что эти переводы вряд ли будут опубликованы.
Она является автором более пяти тысяч рельефов, панно, скульптур и керамических ваз. Ее работы – на Доме торговли, в интерьерах Республиканской библиотеки для детей, Институте физиологии им. Богомольца, Институт ботаники им. Холодного.
Об одной монументальной работе художницы — сказочном панно на Доме художественных коллективов я уже когда-то немного писала.
И размещала несколько фото керамических скульптурок её работы. Вот, например, «присоединитель земель», собирательный образ агрессора всех времен и народов от Наполеона до Путина.
Хотя, на путина больше похож один из персонажей вот этого «балагана дураков».
В обоих случаях лицо такое напряженное, нервное, в предчувствии...
Надеюсь, что успею посетить вторую часть выставки в музее декоративно-прикладного искусства «Сила хрупкости» – «Сила корней», где теперь презентуют рельефы Рапай на историческую тематику. А может удастся побывать в детской библиотеке и институтах АН, где тоже сохранились панно и рельефы её работы.