Картины Пелевина, картины Сорокина...
ochendaje — 13.06.2014Не самые известные имена в нашем изобразительном искусстве. Тем интереснее взглянуть на их работы. Стоит оговориться, что существенная часть затрагивает православную тематику.
Иван Андреевич Пелевин окончил курс императорской Академии художеств в 1862 году со званием неклассного художника. Вскоре по выходе из академии написал несколько картин, между прочим две сцены: «Воскресный досуг» и «Молодая мать», за которые академия в 1864 г. произвела его в классные художники 3-й ст. Однако недостаточность материального обеспечения побудила его заняться мозаичным искусством, причем он продолжал заниматься и живописью. В 1869 году за картины «Детский завтрак», «Деревенская швея», «Два врага», «Деревенский пестун» и «Этюд девушки» было присуждено ему звание академика. В следующем году в мозаичном отделении он был повышен в младшие мозаисты.
Вдова, 1866, Курская областная картинная галерея имени А.А.Дейнеки
В 1874 году переехал в Вильно. Здесь попробовал свои силы в исторической живописи и написал, между прочим, картины: «Иоанн Грозный в келье Николы Юродивого, во Пскове» (1877) и «Боярин Троекуров читает царевне Софье указ о заточении ее в монастырь» (1878), но вскоре вернулся к изображению сцен деревенского быта, как более свойственных его дарованию.
Царь Иоанн Грозный в келье юродивого Николая Салоса
Николай Салос - псковский юродивый. В 1570 во время похода Ивана IV на Псков встретил царя у ворот города, обличая его в кровожадности и устрашая возмездием, после чего царь отошёл от Пскова.
Первенец, 1888, Русский музей
Блестящий образец мозаичного копирования - икона "Тайная вечеря", выполненная в 1879 - 1887 годах И.П.Кудриным, И.А.Лаверецким, М.П.Муравьевым, И.А.Пелевиным и Н.Ю.Силивановичем. В ее композиции чувствуется влияние знаменитой фрески Леонардо да Винчи.
Дети в санях, 1870, Нижнетагильский художественный музей
Евграф Семёнович Сорокин, Портрет 1891 года работы В. Е. Маковского.
Родился 6 декабря 1821 года в посаде Большие Соли Костромской губернии и уезда, ныне поселок Некрасовское в Ярославской области. Первоначальное ознакомление с живописью Сорокин получил у одного ярославского иконописца. Уже в это время он проявлял большие способности к собственной композиции, чем обратил на себя внимание заказчиков работ по церковной живописи. Представляет интерес то, как достаточно подготовленный к рисунку и живописи двадцатилетний Евграф Сорокин попал в Академию художеств.
Император Николай I на одной из выставок заприметил картину "Петр Великий за обедней в соборе замечает рисующего с него портрет А.М. Матвеева и предугадывает в нем талантливого живописца". То ли название понравилось российскому самодержцу, то ли сама картина, то ли он тоже распознал в авторе картины — Е. Сорокине — незаурядного художника. Только история окончилась тем, что император издал указ о зачислении Евграфа Семеновича Сорокина учеником в Академию художеств.
Сорокин учился в Академии под руководством профессора А. Маркова . В 1845 г. получил большую серебряную медаль за этюд с натуры, а еще через четыре года — золотую медаль за исполнение конкурсной программы «Ян Усмовец останавливает разъяренного быка».
Ян Усмошвец останавливает быка, при владении Россиею великого князя Владимира. 1849
Ян Усмошвец (Усмович, Усмарь) — легендарный летописный богатырь. Упоминается в летописях под 992, 1001 и 1004 гг, всегда в роли победителя печенегов, в двух последних случаях вместе с богатырем Александром Поповичем.
За успехи в обучении был отправлен за казенный счет в Европу, посетил Германию, Бельгию, Францию и Испанию, а также Сирию и Египет. За написанную в Риме картину «Благовещение» он получил звание академика. Кроме того, Сорокин создал в этот период шесть образов в иконостасе и стенные изображения евангелистов Марка и Иоанна, Тайной Вечери, Спасителя во славе и Нагорной проповеди в парижской православной церкви.
Создал также ряд светских работ — написал несколько сцен испанской и итальянской жизни, например «Испанские цыгане» и «Свидание» и «Нищая девочка, в Испании». В 1859 г. возвратился в Россию и поступил на службу в Московское училище живописи, ваяния и зодчества преподавателем живописи. На этой должности оставался до конца своей жизни, вел живописный и рисовальный натурные классы.
В 1860-х Сорокин руководил росписями в храме Христа Спасителя. Им исполнены, в частности, фигуры святого Лаврентия и Стефана для северной и южной дверей и некоторые из образов в иконостасе московского храма Спасителя, а также окончены и частично переписаны на стенах храма произведения Ф. А. Бруни, оставшиеся недовершенными вследствие его смерти. За работу в храме Сорокин в 1878 г. получил звание профессора.
Храм Христа Спасителя. Главный иконостас. Фото 1902 года.
Источники: (1), (2), (3), (4), (5), (6), (7), (8), (9), (10)
|
</> |