Картина событий, которых никогда не было
za_dergavy — 08.04.2023
Говорят, что логика шизофреников безупречна. Беда в том, что основывается она на ложных предпосылках.
Во время официального визита президента Украины Владимира Зеленского в Польшу, его польский коллега Анджей Дуда продемонстрировал главе киевского режима картину Яна Матейко «Стефан Баторий под Псковом». Она находится в Королевском замке.
«Стефан Баторий под Псковом» Яна Матейко — это картина, по которой можно изучать польские национальные комплексы.
Картина – классический образец польской пропаганды. Ян Матейко написал ее в 1872 году – в период, когда в Польше активно развивалось националистическое движение, которое надо было мотивировать и подпитывать историческими мифами и наглядно иллюстрирует, как можно исказить историю.

На картине изображены послыИвана Грозного, стоящие на коленях перед Стефаном Баторием и передающие польскому королю, осадившему Псков, чуть ли не ключи от города и якобы умоляют польского короля о мире.
В 1874 году Матейко выставляет картину в Париже. Как результат — восторженный прием картины и избрание Матейко членом «Institut de France», сразу за этим последовало избрание членом Берлинской академии искусств. На выставке в Праге Ян Матейко получил предложение возглавить Пражскую академию художеств и получил медаль в Вене. Французская академия выбрала его почетным иностранным членом.
Выстави это «историческое полотно» сегодня где-нибудь в Париже или Лондоне, эффект был таким же. Но делать этого поляки пока не спешат, оставляя при себе влажные мечты, рождающиеся у них при взгляде на сюжет альтернативной истории.
Центральная фигура картины сам Стефан Баторий, восседающий на походном троне, поставленном на шкуру медведя.
Справа от короля - в полный рост фигура канцлера Яна Замойского,
когда-то выделенного Баторием среди краковского дворянства,
обласканного почестями и наделенного огромной властью: канцлерской
печатью, гетманской булавой, а также рукой племянницы монарха
Гризельды.
В центре горизонтального холста - выразительная фигура папского
легата Поссевина, который при содействии иезуитов прилагал немалые
усилия для распространения в России влияния Ватикана.
Со стороны «просящих мира» выделяются два персонажа - коленопреклоненный владыка полоцкий Киприан, в богатом, шитом золотом облачении, на дорогом плоском блюде протягивающий польскому королю хлеб, видимо, символизирующий просьбу о пощаде и мире.
Несколько в стороне от владыки Киприана, скорее с трудом,
по-стариковски, приседающий, нежели падающий на колени, -
Нащокин.
Историческая справка:
Григорий Афанасьевич Нащокин не раз выполнял дипломатические
поручения. Со Стефаном Баторием он встречался в Литве в 1580 году.
Заметьте, что это было за год до осады Пскова.
Киприан, архиепископ Полоцкий и Великолуцкий, проявил себя во время
осады Полоцка в 1579 году.
Когда воеводы выслали неприятелю переговорщиков о сдаче города, Киприан не согласился с этим решением. Он вместе с другими воеводами намеревался взорвать крепость, но когда это не удалось, то они при вступлении в город неприятеля закрылись в церкви Святой Софии и объявили, что их могут взять только силой. 11 августа 1579 года архиепископ Киприан был взят в плен. О дальнейшей его судьбе неизвестно.
Картина Матейко представляет собой не рассказ о реальных исторических событиях, а польские мечты.

Вот Зеленскому разрешили немного помечтать — было, мол, время, когда русские послы стояли перед польским королем на коленях и выпрашивали мира.
Нет. Не было. Не надо искажать историю.
Более того — в реальности тот «контнаступ» разбился о русскую оборону и именно об Псков «польский военный гений» Баторий и сломал зубы, что позволило Грозному завершить войну.
ЛИВОНСКАЯ ВОЙНА 1558-1583гг. Война России против Ливонского ордена, Швеции, Польши и Великого княжества Литовского (с 1569 — Речи Посполитой) за выход к Балтийскому морю.
В 1581 году объединенная Европа шла завоевывать Россию. В огромном войске Стефана Батория поляки, литовцы, венгры, румыны, французы, немцы, шведы, голландцы — армия, собранная на восточном направлении, насчитывала около 55 тысяч человек.
Осада Пскова (18 августа 1581 — 4 февраля 1582) — крупный вооружённый конфликт между русским войском, оборонявшим город Псков, и войском Речи Посполитой на заключительном этапе Ливонской войны. Осада длилась с 18 августа 1581 года по 4 февраля 1582 года.
Псковичи оказали ожесточенное сопротивление.
Баторий, понеся тяжелые потери и убедившись, что Псков ему не взять, еще осенью уехал в Вильно, забрав с собой наемников. Видимо «свои» — польские и литовские отряды — он ценил меньше. Уменьшившееся в два раза войско осаждающих уже не то что не рассчитывало взять город, но и рисковало быть изрядно потрепаным. Полякам было крайне необходимо перемирие.
Переговоры о мире действительно были, послы от Ивана Грозного на самом деле прибыли для этого, но Стефан Баторий этих послов не видел и в глаза. То есть изображенной на картине встречи в истории не существовало.
Переговоры вели воеводы Збаражский и Радзивилл, а посредником был Антонио Поссевино.
Со стороны России переговоры вели не владыка Киприан, а князь Дмитрий Петрович Елецкий и думный дворянин, печатник Роман Васильевич Алферьев-Безнин.
Сами переговоры шли отнюдь не рядом с Псковом, а в деревне Киверова Гора, откуда никакие башни Пскова невозможно видеть.
Поначалу предполагалось провести встречу в Запольном Яме, но эта деревня оказалась сожженной. Тем не менее, заключенный мир назвали Ям-Запольским.
Речи Посполитой было отдано немало земель, но осада Пскова была снята. В очередной раз враг обломал зубы о западную твердыню русской земли.
По условиям договора русское государство отказывалось от своих территориальных приобретений в Прибалтике и от Полоцка, а польские власти возвращали захваченные населенные пункты в окрестностях Пскова.
Противники остались при прежних — довоенных — территориях и границах.
Но при этом была достигнута важная политическая цель — разгромлен и навсегда перестал существовать Ливонский орден — давний враг Руси, форпост католической экспансии на Восток.
Самолюбие тешит, но есть в этом что–то жалкое.
Так и «Стефан Баторий под Псковом». Это польская попытка пусть хоть
так, на холсте, но изменить историю, излить досаду. Нарисовать
коленопреклоненных русских, запечатлеть неслучившееся торжество
польской гордости, пик славы Речи Посполитой. И тем самым хотя бы в
живописи переиграть этот злосчастный эпизод из длинной исторической
серии «почти добили москалей, но опять не удалось».
А в реальности осада Пскова Баторием — это миг нашей, а не польской
славы, наше, а не польское торжество. Как написал историк Николай
Карамзин:
«Честь принадлежит Пскову: он, как твердый оплот, сокрушил непобедимость Стефанову; взяв его, Баторий не удовольствовался бы Ливониею; не оставил бы за Россиею ни Смоленска, ни земли Северской; взял бы, может быть, и Новгород… То истина, что Псков или Шуйский спас Россию от величайшей опасности, и память сей важной заслуги не изгладится в нашей истории, доколе мы не утратим любви к Отечеству и своего имени».
Хорошо было бы, если в Москве, в МИД Польши передали картину: Разделы Речи Посполитой (Польши) — ОЧЕРЕДНОЙ)

А Дуде вот что надо было Зеленскому показать:
Картина Яна Матейко «Рейтан. Упадок Польши», посвященную первому разделу Польши между евродержавами и Россией :

.
|
|
</> |
Ravenclo – гармония стиля и производства поможет в создании уникального мерча
Что заставило Савелия Крамарова эмигрировать в США?
«Пойду к себе умирать»: тайна последней фразы Олега Даля
Этому котику небольно, нестрашно, не хочется есть. Его
Поздравим бабушек и дедушек с Новым годом!
Молодежь и революции
Привет, ноябрь!
Cовсем охренели!

