Картина маслом... или сапогом?
sergeytsvetkov — 23.06.2021В. Боровков. «Художник К. Коровин пишет сапогом картину». Карикатура. Воспроизведена в журнале «Развлечение» (М., 1902. № 12. С. 9).
В одной из рецензий, дававших повод для появления подобных
карикатур, утверждалось, например, следующее: «Оба они [К.А.
Коровин и В.А. Серов] словно сговорились, придумали такой нехитрый
фокус для писания портретов: дурно ли, хорошо ли, как удастся, они
выпишут эскиз, но прежде всего лицо, особенно подчеркнув иногда в
явное противоречие с натурой глаза; затем, зажмурясь, мажут волосы
на голове, на счастье кладут широкие пятна для изображения покрытых
той или другой материей плеч, рук и стана, причем для выражения
кисти рук считается обыкновенно достаточным два или три пальца,
сделанных приблизительными мазками, остальные пальцы предполагаются
запутавшимися в складках платья, — и портреты готовы. Окончив эту
быструю работу машистых и талантливых мазков, остается обмыть и
вытереть палитру: подливается немного масла и большой плоской
кистью мешаются все вместе оставшиеся на палитре краски, чтобы этим
месивом затереть белое полотно вокруг фигуры — это даст глубокий и
воздушный фон».
(Московский листок. 1898. № 109)