Карета красных баронов


Ровно 65 лет назад, 16 января 1959 года из сборочного цеха Горьковского автозавода вышел первый серийный экземпляр автомобиля ГАЗ-13 (большивики были не суеверны) "Чайка" - самого роскошного и престижного лимузина хрущевской и брежневской эпохи.
Обладание такой машиной (пусть даже казенной) означало наивысший статус в коммунистической иерархии. Я сознательно не употребляю слово "советской" поскольку никакой советской власти в СССР де-факто никогда не было, а была жесткая диктатура ВКП(б)/КПСС, при которой советы играли чисто декоративную роль. Впрочем, это отдельная тема.
"Чайки" полагались только высшей номенклатуре, не ниже генералов
армии, министров союзного значения и первых секретарей обкомов
КПСС. При этом даже академикам, генерал-полковникам и директорам
крупнейших предприятий приходилось довольствоваться "Волгами".
Характерно, что любой автомобиль той же марки, которая имелась в
личном гараже последнего русского монарха, в дореволюционной России
можно было свободно купить. А "Чайки" в СССР частным лицам не
продавались, на них даже не была установлена розничная цена.
Буквально считанные экземпляры этих машин были подарены отдельным
персонажам (вместе с водителями!) за исключительные заслуги,
например, Валентине Терешковой (единственная "Чайка", покрашенная в
белый цвет), Георгию Жукову, Михаилу Шолохову, Галине Улановой, а
также лидерам "братских" стран - Вальтеру Ульбрихту (потом перешла
"по наследству" к Эриху Хоннекеру), Фиделю Кастро и некоторым
другим.
А у всех остальных строителей коммунизма (точнее, даже не у всех, а
только у жителей крупных городов) была единственная возможность
прокатиться на ГАЗ-13, а именно - взять этот автомобиль в аренду на
несколько часов, причем повод для аренды был только один -
свадьба.
"Чайку", взятую напрокат за нехилые бабки, украшали лентами и
воздушными шариками, на бампер сажали куклу и радостно мчались в
светлое семейное будущее. Считалось, что это очень круто, а менее
состоятельные молодожены, опять-таки, обходились "Волгами". При
этом надо отметить, что в качестве "свадьбомобилей" использовались
только списанные машины, отмотавшие свой ресурс в
госучреждениях.
При таком раскладе неудивительно, что объемы выпуска "Чаек" были
мизерными. До 1981 года, когда сборка автомобиля прекратилась в
связи с запуском в производство обновленной модели ГАЗ-14, с
конвейера Горьковского автозавода сошло чуть больше трех тысяч
"Чаек", то есть, порядка 150 штук в год. А больше и не требовалось,
ведь машина предназначалась только для "небожителей".
В общем, если называть вещи своими именами, "Чайка" была наглядным
примером того, что большевики, несмотря на их лукавую демагогию,
построили тупиковое общество с куда более высокой степенью
аристократизма, "феодализма" и социального неравенства, чем в
царской России. И вполне закономерно, что в 1991 году эта система
рухнула.
Кстати, а вы ездили на "Чайке"? Мне не довелось.
|
</> |