Каос - сериал про греческих богов

а также негры, трансы и феминизм

Жанрово это смесь социальной сатиры и драмы. Ниже полно спойлеров.
Сюжет стандартный: подгнило что-то на Олимпе, и Зевсу сделано пророчество: "Грядет разлом, порядок разрушится, падут устои семьи и воцарится хаос" (сделано в скверную рифму, привожу прозой). Вскоре зритель выясняет, что такое же пророчество сделано еще нескольким персонажам - Ариадне, Эвридике, Кенею и не помню кому еще. Каждый из них связан с окончанием зевсовой власти и принятого порядка вещей.
Рассказчиком всего этого является Прометей. Он висит на скале при орле, и ломает оттуда четвертую стену.

Прометей
(Стивен Диллэйн)
В генеральном сюжете Зевс пытается понять, откуда придет угроза, и как капризный тиран выдает этапы Плана по сохранению своей власти. Эти этапы подхлестывают персонажей «на земле» как раз к тому, чтобы пророчество осуществилось.
Тут надо сказать, что сериал сделан очень стильно и пространственно-четко. Есть Олимп - дворцовый комплекс в ярком, холодноватом свете. Это типичное рококо с золотыми унитазами и лепниной, где все одеты в стиле спортивного шика. Спортивные костюмы Зевса - голубые и сливовые (в цвете молний) сочетаются с непременными темными очками, золотыми печатками, часами и прочими атрибутами «братков». Зевс внешне нервозный и довольно стройный, так что выглядит это не противно. Вся обслуга Олимпа - юноши в белой форме теннисистов, в шортиках и повязках на головах, и этих юношей Зевс тратит, как расходный материал, чтобы успокоить нервы. Все это выглядит обыденно и бескровно (у богов тут нет крови).
Гера - образцовая бизнес-вумен на Мальдивах. У нее свои дела (вскроются в середине сериала) и свой культ. Он состоит из женщин-жриц, которые выслушивают грехи и просьбы людей. У всех жриц нет языков, чтоб не проболтались - языки эти лежат в хранилище Геры, и она таким образом может слышать все (и все знать).

Зевс и Гера
(Джефф Голдблюм и Джанет Мактир)

Гера и ее жрицы

мальчики Зевса
Из всех богов тут есть еще только Посейдон (на белой яхте), Дионис (на земле в гавайской рубахе) и Аид (в царстве мертвых).

Посейдон и Дионис
(Клифф Кертис и Набхан Ризван)
Земля решена в желтых ламповых тонах. Это большой город и пригород (все американское с греческими вкраплениями). Кажется, город символизирует Крит, но на деле все люди живут тут если не мифологически, то символически. Городом правит семья Миноса, где много тайн. Еще в городе живет группа беженцев-троянцев, на которых отыгрывается тема социального неравенства. Троянцы сбиты в группу заговорщиков Trojan 7 (вирус); с их акции протеста начинается заваруха на земле. Одной из троянок является Кассандра с классической функцией предсказательницы, которой никто не верит.

Кассандра
(Билли Пайпер )

"Веро" - жест почитания богов. Выглядит как «рука-лицо», и это правда так.
В пригороде стоит дорожный бар «Пещера» с выпивкой и бильярдом, где заправляют мойры (судьба, удача, предопределение - самое им тут место). Владелец бара - Полифем (в повязке на глазу). Еще есть тройка Эриний на мотоциклах, которых видят только те, кто виноват. Эринии рассекают, где хотят, и доводят людей до самоубийства. Почему-то Эринии названы на римский манер Фуриями, но это можно простить.

Побитые жизнью Эринии, бабы на мотоциклах
(Донна Банья, Кэти Тайсон и Натали Кламар)
Царство мертвых не имеет цвета (ч\б пленка). Это хорошо продуманная система с вокзалом (туда попадают после пересечения Стикса), пропускником, дальнейшим берегом Леты и Рамой, сквозь которую души идут в новую жизнь. Но только те, кто имеет погребальную монету (во рту). Кого похоронили даром - остаются работать в Аиде как обслуживающий персонал. Для них есть своя столовая, тюремная яма для беглецов, уровни разных работ. Такое решение Посмертия очень популярно в кино, и даже у Пелевина есть подобное в одном из рассказов.
В Аиде правят интеллигентный лысеющий Аид и его фигуристая жена-негритянка.

Аид и Персефона
(Дэвид Тьюлис и Раки Айола)
Есть интересный Харон с индейским лицом и седыми висками. Харон - в прошлом любовник Прометея. Оба они титаны. Прометей его убил, чтобы загнать в царство мертвых ради Плана. Такой у них был уговор. План этот - свергнуть Зевса и сделать жизнь получше.

Харон и Прометей, былые дела

Харон - перевозчик в царстве мертвых - везет Орфея через Стикс
(Рамон Тикарам и Киллиан Скотт)
Вся стилистика тут вообще из конца 20 века, ретро-вайб и диско-шик.
На этом фоне имеем переосмысленные мифы.
Есть Орфей - поп-певец, который при этом выглядит очень обычно, хотя и собирает стадионы в День Города (какой-то правительственный праздник). Его муза Эвридика его разлюбила. Она ему верна, но счастья нет, и как сказать - не знает. Орфей ничего не замечает, он не очень настроен всматриваться в реальную жену. И когда она погибает - он забирает из ее рта монету, чтобы она не родилась кем-то еще, и, может быть, однажды бы вернулась. Интересно, что пока Дионис не впрягается в загробное путешествие Орфея - Орфей даже не представляет, как это сделать.

Эвридика на распределительном пункте без плавательного жилета - не может двинуться дальше
(Аврора Перрино)
Пока Орфей поглощен своими чувствами и свершениями - обманутая Эврдика вкалывает в тюремной робе на Аид. Она узнает, в чем дело, и справдливо считает Орфея мудаком. В Аиде она встречает Кенея - это сын амазонки, преданный собственной матерью. Она называла его Кенея, воспитывала как девочку, и он считал себе девочкой. Но вот настал тот час, когда надо валить в закат из дома, где не терпят мужчин, иначе смерть. Что-то там не сложилось с откреплением от матери, и Кенея убили (он говорит - мать сама указала на него амазонке-убийце).

Кеней с трехголовым питомцем
(Миша Батлер)
Встретились в смерти два преданных одиночества, началась черно-белая любовь. По ходу отработок Кеней и Эвридика вскрывают ужасную тайну Аида и всего миропорядка. Тайна не оригинальна, но для этого сериала имеет базовое значение. Можно представить себе, что происходит, когда Орфей приходит как освободитель забрать свое. Вот такой античный Рок.
Эврдика тут имеет миссию, связанную и с пророчеством, и с раскрытой тайной, так что ей надо на Землю. Потом выясняется, что сходная миссия есть и у Кенея - но в мире смерти.
Отдельная история связана с Ариадной, которая считает себя проклятой, так как придавила в младенчестве в люльке своего брата-близнеца Главка. Отец называет ее наследницей, готовит к трону, а мать немного не в себе. В каждый день рождения Ариадны она заставляет Дедала (он тут живет) лепить с Ариадны ее мужскую версию - ее мертвого брата, который как бы растет вместе с ней. Вся комната матери заставлена восковыи скульптурами. Ариадна страшная на лицо, но очень "греческая" - смуглая, носатая, бровастая, с большими темными глазами. Ее преследуют Эринии.

Страшная античная Ариадна
(Лейла Фарзад)
История смерти Главка тоже раскрывается в конце, и тоже оказывается связана с пророчеством - и общим, и Миноса. Минос служит Посейдону, а Посейдон вынужден ему передавать приказы Зевса. Суть всей интриги тут такая: если хотя бы кто-то - например, Минос - сможет преодолеть свое пророчество, изменить его, не последовать ему - то и Зевс сможет, и хаос не придет.
Олимпийцы наблюдают последний акт трагедии Миноса в телевизор. Видя, как ведет себя Ариадна, Дионис влюбляется в нее (он говорит - «кажется, я влюбился»). Весь сериал он сетовал, что не познал любви, а вокруг все уже да. Дионис тут очень непривычный. Он типичный отрезанный ломоть, чья мать превращена в пчелу (на пасеке Геры вместе с сотнями других любовниц Зевса). Понимая, что ни принятия, ни любви у холодного отца и тем более у мачехи не получит, он пытается найти всё это среди людей. Удивительно, что тусуясь в клубах, он всегда трезв и склонен к аутичному «зависанию» в своих мыслях. Какие-то намеки на оргии прошли по касательной, и главной любовью Диониса оказался котенок Орфея (когда тот пошел в Аид - просил приглядеть). А Ариадна нарисовалась лишь в самом конце, умозрительно.


Дионис
Дальше спойлерить бессмысленно. Все это довольно увлекательно и очень узнаваемо по куче пасхалок и ссылок. Вроде входа в Аид через мусорные баки (как вход в Минмагии в Гарри Потере). Мир хорошо проработан, надо читать надписи, этикетки, обращать внимания на имена, причем в оригинале наверняка все еще точней. Сезон целостный, в конце несколько "вот это поворотов", и тот факт, что продолжения не будет - ничему не вредит.
Однако продукт англосакский, и обладатель мощного айкью может проплеваться.

Трехцветный мир Каоса - Царство мертвых, Земля, Олимп
|
</> |