канонник

У меня есть удивительная книжица. И решил я показать её — вдруг кому интересно будет. Много фотографий, поэтому разобью на две части.
.................................
Книжица — канонник. Сохранилась она у деревенских бабуль в курской области. Рукописная.

в таком вот разваливающемся деревянно-кожаном переплёте

обратная сторона
Книжица, как увидим, собиралась из разных отдельных рукописей и переплели её местами подрезав края страниц. Подозреваю, что эта «одёжка» изначально от чего-то другого. Но я, хоть убей, не могу прочитать надпись на обложке.

Оглавление написано явно одним из последних, судя по чернилам и почерку. Этот переписчик один из самых неумех в плане каллиграфии, но с очень занятным написанием буквы «т».


Тут много маленьких загадочек. Например, зачем подчёркивания под «в»?
Великолепное литургическое новшество «канон акафисту». (на самом деле там просто акафист, но в каноннике его решили записать подобающим образом )).
Ну и в контексте сегодняшнего праздника.... ударение говорит, что читалось «богоЯвлению». А вот вставочка с «го» её сам автор сделал или позднее? кто знает...
В принципе, этот писец был вполне знаком с языком. Надстрочные знаки и сокращения вполне нормальные.
А чернильца — неважнец. Коричневые и полупрозрачные.
Собственно, этими чернилами и зачёркнута надпись-экслибрис на одном из первых канонов, писанных совсем другим почерком и на другой бумаге.

Эти каноны писала девица Агафья Григорьевна в 1829 г. Писала для себя. Исписала 55 страниц из которых остался десяток да и само имя неудачно вычеркнуто. Что произошло? Украли канонник? Или подарила? Или по наследству достался? Почему-то вычёркивание наводит на грустные варианты. Так и представляю себе какую-то другую набожную, но коварную девицу лет 60-ти, выкравшую канонник и неаккуратною рукой вымаравшую имя прежней владелицы... Да... А в столицах в это время Пушкин разъезжал по балам и даже не догадывался о Дантесе.
И вот не пойму пока, почему в одной фразе есть и «году» и «года» и зачем это 98? Или это не число, а «чи» со слово-титлом?
Ну и весьма популярная ошибка-путаница когда вместо простого титла над омегой ставят надстрочное «т»

А тут время повернуло вспять и следом идёт канон, записанный раньше — в 1821 г. Шрифт замечательный! Выравнивание по центру не хуже, чем в ворде. (хотя «и» уехало, ну да ладно) Лаконичное трёхточие с запятой завершают пирамидку интереснее, чем наивные росчерки девицы Агафьи. А подписание совершенно миниатюрное. А бумага голубая почему-то (на фото это не так очевидно)

Этот писец — Антон Суханов — был пободрее -поразмашистее Но пирамидку-точки-запятую-подпись сделал на манер прежней от безымянного автора. Спустя 10 лет. Даже вот это сокращение слова «трижды» решил содрать у прежнего писца, но поспешил и забыл букву «Ж» крышечкой титла прикрыть. А может, это и он же, но спешил... Я не настолько графолог.
А кто такой был этот Суханов? Фамилия в те времена не всем полагалась.
И вот всего год спустя — какие перемены!

Ведь он же писал-то. Но в этот раз для выравнивания пришлось пожертвовать финальной «й» (это прямо смело!), Зато сомнительное «трижды» от греха подальше записал полностью. И год записан обычными арабскими цифрами... Эх! А я-то думал, может старообрядец был. Скорее всего никонианин — поддался, вишь, тлетворному влиянию!
Ну и последняя подпись

А это и не подпись вовсе. Это миниатюрная напоминалка как закончить молебствие. Впихивалась эта надпись явно между краем листа и уже написанным текстом. Думаю, в тот момент эта книжица была уже в ведомстве клирошан или местного священника.
Меня эта книжица завораживает и могу копаться на каждом развороте её, но здесь всю сканировать слишком заморочно. Покажу несколько разворотов с разными почерками.
Здесь вот этот самый «каракульный» вариант с удивительным «т»

Краешек засаленный — зачитанный. А как этот неумеха старался. Вот посмотрите на правой странице «Слава» — поспешил же, первую букву обычными чернилами начал, да с досады аж обкляксил её. Но решил, что и так сойдёт и «лава» уже красными добил.

А вот здесь был канон написан очень интересным шрифтом (я ещё покажу его), но текст испортился-потерялся и наш неумех старательно переписал пропавшее. Я поначалу думал, что это другой, т.к. хотя почерк и похож, но «т» почти везде обычно написаны, но в «дати» он прокололся. Меня очень радуют вот эти «захристияны» оба раза одним словом. Да и «Давыд наголиад» хорош! Я не стебусь ни в коем случае. Это трогательные детские ошибки наивного и старательного неумехи. Просто именно ошибки вырисовывают живого человека.
А утерянная чать была написана сильной и набитой рукой. Я бы не сказал, что это профи, но писал человек много и выработал свой стиль. Как врачи.

Перо точил широко. Писал без вот этих ваших тонкостей. Местами напоминает готику.
Возможно писал для себя, т.к. шрифт трудно считывается с первого-второго раза. Этот текст подходит как шпаргалка-напоминалка для тех, кто и так знает канон почти наизусть.
....................
Я, пожалуй, разобью на две части, а то очень много фоток получается. Во второй будет диаграмма семи отроков, если что ))
|
</> |